Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Р (стр. 8 из 9)

Судьба Одина так же трагична, как и судьба всего скандинавского мира. В последней битве он погибнет, про­играв единоборство Волку, сыну Локи. Его же сын Видар отомстит за отца, убив чудовище. Смерть Одина — кульми­нация эсхатологического мифа.

ПОЛИС - древнегреческий город-государство. Древняя Греция представляла собой систему полисов, становление которой продолжалось до начала эпохи эллинизма.

ПЛЕМЕНА БОГИНИ ДАНУ, или Туатха Де Данаан (валл. «Дон» - «богатство», «процветание») – основные божества кельтского пантеона. Не существует конкретного указания на то, откуда они появились в Ирландии, хотя известна «точная» дата – 1 мая. Древнейшее предание гласит, что, в отличие от фоморов, они спустились с самих небес, согласно другой, более распространенной версии их родиной были острова на южной окраине света, где и находились их четыре города. Там изучалась поэзия и магия, оттуда в Ирландии появились четыре сакральных предмета, четыре сокровища, обладание которыми – залог процветания всего народа: из Финиаса попал меч-победитель, которым владел вождь богов Нуаду; из Гориаса – разящее копье Луга; из Муриаса – знаменитый котел Дагды – символ изобилия; из Фалиаса – священный камень, называемый «Камнем судьбы» («Файлский камень»). Впоследствии этот камень стал олицетворять королевскую власть и находился в Таре – древней столице Ирландии.

РАПСОД – странствующий певец, исполнитель эпических песен, первоначально объединяющий их в связное целое.

РЕТАРДАЦИЯ – эпический прием замедления в развитии действия, связанный с тем, что автор отвлекается от текущего хода событий, вводит ретроспективные эпизоды, вставные новеллы, описание интерьера, вещей и т.д.

РЕЦИТАЦИЯ – устная декламация текста. Первоначально, как например у рапсодов, представляла собой речитатив в сопровождении музыкального инструмента.

РУНЫ — древние письмена скандинавов; слово «руна» означает не букву и знак, а секрет, тайну. Поэтому говорят «познать руны», а не «понимать» или «прочитать». Счи­тается, что рунический алфавит возник в 200 г. до н. э. Это двадцатичетырехрунный, или «старший», футарк (алфавит). Однако в эпоху викингов (800-1000 гг. н. э.) древний алфа­вит эволюционировал, и из 24 рун осталось только 16. Их называют «младшим» Футарком. Каждая руна означает звук, имеет осмысленное название и может указать на природное явление (моросящий дождь, град), имя сканди­навского бога, абстрактное понятие (болезнь, богатство). Так, например, одна из рун называется «Туг», означает звуки т/д/нд и обозначает имя скандинавского бога Тора, покровителя неба, храбрых воинов и закона. На рунах на­писаны стихи и поэмы, которые являются хранилищем тайн магии и древней мудрости.

САГА – жанр эпический поэзии как раннего (ирландские), так и развитого средневековья (исландские). Слово «сага» происходит от глагола «рассказывать» и обозначает любое прозаическое произведение. Так, например, в XII – ХV в.в. в Исландии было написано множество саг, самыми знаменитыми из которых являются «саги об исландцах», или «родовые саги».

СУРТ - черный воин, защищающий вход в Муспеллъ (страна огня).

Возможно, что образ стража с мечом в руке – отражение христианского представления об ангеле с мечом у входа в рай.

СТОИКИ – представители греко-римской философской школы, название которой происходит от места в Афинах (пестрый портик), где собирались первые стоики. Основатель школы – Зенон из Китиона, переселившийся в Афины ок. 320 г.до н.э.

ТОР, или Аса-Top — бог грома и бури, древнейший бог плодородия. Тор — сын Оди­на и Едр (Земли). Три сокровища составляют силу Тора: молот Мьёлльнир, Пояс силы и железные рукавицы. Тора представляли рыжебородым богатырем, простодушным силачом, над ко­торым часто насмехаются боги-интеллектуалы — Один и Локи. Основная функция громовика Тора — защита богов и людей от великанов, которые пытаются лишить его волшеб­ных атрибутов, поэтому большинство сюжетов, связанных с Тором, рассказывает о его путешествиях и победах в Утгарде. Колесницу бога везут два козла, выступающие не толь­ко в роли «коней», но и как неиссякаемый источник пищи Тора. Вечером бог режет своих козлов и съедает мясо, а ут­ром вновь оживляет их.

Главным противником Тора является Мировой Змей, воплощение древнего зла, и многие мифы рассказывают об их противо­борстве. Однажды Тор победил огромного быка, из его го­ловы сделал наживку и бросил в море. На удочку отважно­го бога попался сам Мировой Змей. Борьбу с Тором он проиграл и, посрамленный, был вынужден скрыться в глу­бинах океана. Самым жестоким будет их последний бой, в котором Тор уничтожит чудовище, но и сам погибнет от его ядовитых укусов.

ФОМОРЫ – в кельтской мифологии демонические существа, обитатели таинственной крепости на острове, часто их представляли жителями морских глубин, заселившие Ирландию перед приходом племен богини Дану, их основных соперников и победителей. В поздней традиции так называли всех морских разбойников.

ФРЕЙР и ФРЕЙЯ (господин и госпожа), брат и сестра – скандинавские боги, принадлежащие по своему происхождению к роду богов плодородия ванов. Когда в дав­ние времена война ванов и асов закончилась победой послед­них, попавшие в Асгард в качестве пленников Фрейр и Фрейя остались жить в общине Одина. Фрейр — муж боги­ни Герд, покровитель процветания, урожая, материального благополучия, мира и эроса, поэтому его называют богом Вселенной. Культовыми животными Фрейра являются вепрь и конь.

Среди богинь Асгарда выделяется Фрейя, самая красивая и таинственная из женщин, дарующая любовь и физичес­кое благополучие. Но на этом ее функции не исчерпыва­ются. Она связана с миром Одина и присутствует в Вальгалле. Ее муж — Од, ас, постоянно странствующий по миру, и в его отсутствие Фрейя сначала оплакивает свое одиночество золотыми сле­зами, а затем отправляется на поиски любимого. В сканди­навской мифологии Фрейя является олицетворением кра­соты, ей принадлежит и великое сокровище асов — сделанное руками искусных карликов ожерелье Брисингамен, которое, как и ее обладательница, является постоянным объектом вожделения асов и великанов. Священ­ными животными богини являются свинья (как и ее брата Фрейра) и кошка.

ЭДДА – сборник, включающий в себя скандинавские мифологические и героические песни. В истории мировой культуры «Эддами» называют два древнейших памятника исландской литературы. Название «Старшая Эдда», обозначающее собрание песен о богах и героях, было дано в ХVII в. первым исследователем рукописи, который перенес на нее наименование книги Снорри Стурлусона, которую для отличия от более раннего памятника, принято называть «Младшей Эддой». Этимология слова «эдда» неясна, чаще всего предполагали, что оно обозначает «поэтика» или «поэзия».

ЭКЛОГА – жанровое обозначение для отдельных стихотворений, входящих в «Буколики» Вергилия.

ЭЛЕГИЯ – один из древнейших жанров лирики. Происхождение термина нередко связывают с малоазийским обозначением тростниковой флейты (фригийское). Ею сопровождалось пение заплачек. Первоначально содержание элегии было довольно широким. Оно включало бодрые призывы к выполнению воинского долга, любви к родине, оценку окружающей действительности (Калин, Тиртей, Солон и др.). В римской поэзии большое распространение получила любовная элегия.

ЭПИГРАММА – первоначально посвятительная надпись в стихах на предметах (сосудах, памятниках, треножниках и т.д.), небольшая по объему (элегический дистих или ямбический триметр), меткая и нравоучительная по содержанию.

ЭПОС – род литературы, оформившийся в Древней Греции в жанре поэм в 8 в. до н.э. Эпос отличала общезначимость содержания, связанного с исторической и мифологической основой, поэтическая форма гексаметра.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ – в германо-скандинавской мифологии миф, рассказывающий о гибели мира, занимает доминантное положение. Буквально с первых слов пророчицы вельвы, рассказывающей Одину о сотворении жизни, ста­новится известным главное — мир богов и людей обречен на гибель. Страшная картина приближения смерти описан­а во всех подробностях. Снача­ла наступает лютая зима, которая длится нескончаемо дол­го, а лето все не приходит ей на смену. Великие войны и распри захватывают мир. Затем из леса появляются волки — воплощение зла в представлении людей Севера. Один зверь поглотит солнце, другой — луну, а звезды скроются, и наступит великий мрак. Задрожат земля и горы, и сорвется со своей цепи чудовищ­ный волк Фенрир, а хлынувшее на сушу море вынесет Ми­рового Змея. С севера, из страны Хель, двинется к Асгарду корабль с мертвецами на борту, который поведет Локи, а с юга будет наступать огненный великан Сурт со своим войс­ком. От бешеной скачки воинов Муспелля (страны Огня) разрушится мост Биврёст. Войско Одина — боги, эйнхерии, валькирии — встретит врагов на поле Вигрид, где развер­нется последняя битва и произойдет гибель богов – рагнарек.

Хорошо известно, кто будет сражать­ся с кем и чем завершатся поединки. И если итог всех еди­ноборств — смерть непримиримых противников, то самым трагическим станет бой Фрейра и великана Сурта, в кото­ром бог Асгарда проиграет сражение, так как у него в решительный момент не окажется волшебного меча, от­данного за удачное сватовство, и огненное чудовище подож­жет мир. Однако трагическая картина всеобщей гибели за­вершается рассказом вельвы о возрождении жизни. Снова поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, и на месте Асгарда на поле Идавёль будут стоять молодые боги: сы­новья Одина Видар и Вали и сыновья Тора Моди и Магни, которые даже захватят с собой боевой молот своего отца. Вернутся примирившиеся Бальдр и Хёд. Уцелеют от огня Сурта в роще мужчина и женщина и породят многочисленное потомство, которое впоследствии заселит Землю. Даже солнце, преж­де чем сгинуть в волчьей пасти, произведет на свет прекрас­ную дочь, которая не погибнет и будет светить в новом мире. Однако общей трагической тональности картина возрожде­ния мира, нарисованная вёльвой в финале, не меняет: боги скандинавов гибнут, правда, так, как и положено героям, в жестоком бою, показывая чудеса храбрости (Один сколько может противостоит волку Фенриру, Тор убивает Мирового Змея), но, в конечном итоге, они уходят из мира навсегда.