Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Р (стр. 1 из 9)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

САДОВСКАЯ И.Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии)

Ростов-на-Дону

2009

Методические указания разработаны доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики И.Г. Садовской.

Ответственный редактор к.ф.н. доцент Гайбарян О.Е.

Компьютерный набор и вёрстка Багдасарова А.А.

Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 8 от 20 апреля 2009 года.


Курс «История зарубежной литературы Средних веков» студенты дневной формы обучения отделений отечественной и романо-германской филологии (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра первого года обучения. Курс открывает для студента-филолога историю западноевропейской литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Следующей после разрушения античного мира вехой в истории Западной Европы является эпоха Средневековья. Под термином «Средневековье» понимается культура западноевропейского феодального общества, которая формировалась в течение десяти веков: с середины 5 века по конец 15-го.

Литературный процесс в период Раннего Средневековья связан с распадом эллинистически-римской культурно-исторической зоны. Нашествие варварских племен, разрушение старых городов и возникновение новых, христианизация Севера – эти и многие другие потрясение определили развитие средневекового мира, которые не могли не сказаться на темпах литературного развития. Для отдельных регионов характерны «провалы» на целые десятилетия (полное прекращение литературного процесса), поэтому в качестве главной черты можно отметить неравномерность литературного развития.

Эпоха Зрелого Средневековья в истории западноевропейской культуры – важнейший этап. Именно в это время происходит повсеместное рождение письменной литературы на новых языках – провансальском, бургундском, саксонском и др.

Сословная поляризация средневекового общества предопределила определенную поляризацию литературных направлений: рыцарская, или куртуазная литература, выработавшая разветвленную систему жанров (рыцарская повесть и роман, многочисленные стихотворные жанры поэзии Прованса и миннезанга) во многом противостояла городской литературе с ее доминирующей установкой на сатирическое осмысление социально-политических и бытовых тем. С возникновением в городах университетов (конец XI – XIII вв.) возникает новый литературный латиноязычный пласт, оказавший значительное влияние на формирующуюся систему жанров и приводит к сосуществованию аллегорического романа и басни, фаблио, шванка и мистерии, фарса и поэзии вагантов.

В период Зрелого Средневековья не только возникли предпосылки для появления национальных литератур, но и сформировались и достигли своего наивысшего развития ведущие жанры – героический эпос, куртуазная лирика и роман, городская сатира и драматургия. Указанные жанры, трансформируясь будут доминировать в литературе Возрождения и Нового времени.

Можно выделить следующие основные цели курса «История зарубежной литературы Средних веков»: составить представление о художественном своеобразии средневековой литературы и условиях ее формирования и развития, на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса и показать непреходящую ценность средневекового наследия для последующих веков.

Задачи курса:

1. ознакомление с кельтской и скандинавской мифологией, классическими произведениями средневековой литературы, предусмотренными программой;

2. формирование представлений об историко-культурном контексте их возникновения;

3. изучение закономерностей возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

4. формирования навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и словарями-справочниками;

5. освоение основных понятий, необходимых для понимания средневековой литературы и культуры в целом.

Литература из дополнительного списка рекомендуется для самостоятельного ознакомления. При изучении курса необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.

1 ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

При изучении предложенных в данной части памятников перед студентами стоит задача освоения, во-первых, самого принципа периодизации, во-вторых, изучения текстов Августина и Боэция, но самое главное – научиться ориентироваться в историко-литературных реалиях раннего средневековья.

В рамках данного курса из всех многочисленных жанров клерикальной литературы студентам необходимо обратить внимание на жанре видения.

Как богословский жанр видение вместе с проповедью обладало назидательностью и помогало священнику воздействовать на паству: устрашающие картины загробного мира (ада) служили яркой иллюстрацией платы за грехи. Кроме того, именно жанр видения разрабатывает проблему «малой» и «большой» эсхатологии, а попытка ее решения привела к разработке идеи чистилища.

Жанр видения можно охарактеризовать как пограничный, поскольку он занимает промежуточное положение между богословской и собственно художественной литературой. Его формирование происходит на стыке двух традиций: библейской (сюда можно включить как саму библию и книги пророков, так и откровение Иоанна и раннехристианскую литературу) и античной.

Обычной формой описания загробной жизни в средние века был рассказ о человеке, который чудесным образом оказывался в мире ином, после чего возвращался к жизни и открывал окружающим виденное им «там». Это загробное странствие делалось возможным вследствие смерти, а рассказ о нем благодаря вознесению. Предпосылками развития жанра было, с одной стороны, особая черта средневековой ментальности – относительная размытость границы, разделяющей жизнь и смерть, с другой - уже существовавшие в античной литературе стереотипы, описывающие посещение героями царства мертвых. Итак, сюжет видений, построенный на рассказе о смерти и воскресении, является трансформацией одного из древнейших мифологических мотивов.

Необходимо разграничить два вида видений: вкрапления в сочинения исторического или агиографического характера (например, «Диалоги» Григория 1; «Церковная история народа англов» Бэды Достопочтимого) и собственно видения, чей сюжет исчерпывается историей посещения загробного мира (одно из ранних произведений «Видение Баронта»).

По мере развития жанра формируется ставшая впоследствии традиционной и символической система образов: появляются некоторые ценностно окрашенные координаты (верх и низ, восток и запад, правая и левая стороны); посмертный суд над душой, во время которого ангел может читать книгу (этот мотив восходит к «Откровению» Иоанна); мост через поток; благоухание и песнопения рая, которым противостоит огонь ада. Постепенно складываются и пространственно-временные признаки жанра. Пространство активно расширяется, детализируется (подробно описывается, например, верхний и нижний ад), оставаясь при этом дискретным, разрозненным. Соединяет все его части воедино хронотоп пути. Время в видениях, как правило, ориентирует читателя на настоящий, текущий момент, однако само существование ада и рая проецировано в вечность.

Жанр видения оказал значительное влияние на развитие литературы Средневековья и Возрождения.

При изучении литературы данного периода студентам следует обратить особенное внимание на феномен «Исповеди» Августина. «Исповедь» Августина (354-430) появилась на стыке двух эпох – античной и раннехристианской. Главный вопрос, который интересовал автора, можно сформулировать так: как человеку осуществить путь к Богу. Прежде чем размышлять об ответе Августина, следует понять особость трактовки личности в религиозном сознании. По Бахтину, существует два типа «отношения Я к самому себе»: религиозный и эстетический. Причем «Я религиозное», направлено всегда на Бога («не-«Я») и лишено всего личного, т.е. речь идет не о самоописании и самопознании, а о познании Бога. Как известно, различается и само понимание исповеди как конфессиональное и культурное. Последнее предполагает не столько откровенное признание и уж, конечно, не осуждение собственных ошибок («молитвенную рефлексию», по Бахтину), сколько установку на самопостижение, склонность к самоанализу, как это формулирует ХХ век.

Если понимать исповедь как рассказ о себе, неизбежно сравнение этого жанра с автобиографией. Автобиография –описание своей жизни, в основе которой лежит работа памяти (именно это отличает ее от б и о г р а ф и и, реконструирующей печатные и архивные источники). Жанр автобиографии близок мемуарам: их роднит сосредоточенность на психологических переживаниях, мыслях и чувствах автора.

Бахтин указывал на глубокое историческое различие между «самоотчетом-исповедью», образец которой он находил у Августина, и автобиографией. В первую очередь, исповедь предполагает выход за пределы собственного «Я» («Я», обращенное к Богу, не – «Я»), за пределы только личного, в то время как автобиографизм сосредоточен на грани между «Я» и миром, а также другими жизнями, другими «Я». Итак, главной особенностью жанра исповеди Августина является сложность образа «Я», личностного авторского сознания.