Смекни!
smekni.com

Методические указания, контрольные задания и указания на курсовой проект по дисциплине проектирование автоматизированных систем (стр. 3 из 7)

3) в общем случае АСОИУ состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических комплексов (ПМК) и компонентов технического, программного и информационного обеспечения. Компоненты этих видов обеспечения, а также ПМК и ПТК должны изготовляться, и поставляется как продукция производственно-технического назначения. Компоненты могут входить в систему в качестве самостоятельных частей или могут быть объединены в комплексы;

4) создание АСОИУ в организациях (предприятиях) требует специальной подготовки пользователей и обслуживающего персонала системы;

5) функционирование АСОИУ и комплексов обеспечивается совокупностью организационно-методических документов, рассматриваемых в процессе создания как компоненты правового, методического, лингвистического, математического, организационного и др. видов обеспечения. Отдельные решения, получаемые в процессе разработки этого обеспечения, могут реализовываться в виде компонентов технического, программного или информационного обеспечения;

6) совместное функционирование и взаимодействие различных систем и комплексов осуществляется на базе локальных сетей ЭВМ.

Спецификации и соглашения, принятые для локальных сетей ЭВМ, обязательны для обеспечения совместимости систем, комплексов и компонентов.

Стандартизация в области АСОИУ является составной частью работ по обобщенной проблеме «Информационная технология».

Единый комплекс стандартов руководящих документов на автоматизированные системы совместно с другими системами и комплексами стандартов должен образовывать полное нормативно-техническое обеспечение процессов создания и функционирования систем.

ЕКС АСОИУ должен охватывать специфические для автоматизированных систем направления стандартизации и распространять традиционные направления стандартизации на программно-технические, программно-методические комплексы и автоматизированные системы в целом.

Направления и задачи стандартизации при нормативно-техническом обеспечении процессов создания и функционирования АСОИУ группируют следующим образом:

1) установление технических требований к продукции;

2) регламентация методов испытаний и правил аттестации и сертификации продукции;

3) регламентация правил и порядка разработки;

4) установление правил документирования;

5) обеспечение совместимости,

6) регламентация организационно-методических вопросов функционирования систем.

Направления 1-4 являются традиционными при разработке, изготовлении и поставке продукции. Направления 5, 6 являются специфичными и вытекают из особенностей, присущих АСОИУ.

Обеспеченность АСОИУ в целом и их составных частей нормативно-технической документацией в рамках принятых направлений и задач стандартизации различна.

Компоненты технического, программного и информационного обеспечения, как продукцию производственно-технического назначения, рассматривают, соответственно, как конструкторские, программные и информационные изделия. На эти изделия распространяются действующие комплексы стандартов ЕСКД, СРПП, ЕСПД, СГИП, УСД, классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации, комплексы стандартов вида «ОТТ», «Методы испытаний», «ТУ», а также ОТТ заказчика.

Весь жизненный цикл конструкторских изделий полностью обеспечен нормативно-технической документацией, действующей в машиностроении и приборостроении.

Программные изделия обеспечены НТД, входящей в ЕСПД и ОТТ заказчика. Однако область распространения этих НТД должна быть расширена с целью отражения вопросов, связанных с разработкой, созданием, распространением и эксплуатацией программных изделий.

Информационные изделия в настоящее время не обеспечены НТД, хотя отдельные вопросы проработаны в рамках УСД, классификаторах и кодификаторах технико-экономической информации.

Программно-технические и программно-методические комплексы рассматриваются как сложные изделия, не имеющие аналогов в машиностроении. Учитывая статус ПТК и ПМК как продукции производственно-технического назначения, правила и порядок их разработки должен быть аналогичен требованиям, установленным стандартами системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА [4] глава 1, [5], [7] глава 6. Проектирования интерфейса пользователя – сложная многофакторная и многовариантная задача, требующая системного подхода [5]. В настоящее время считается доказанным, что решение данной задачи заключается не в том, чтобы рационально «вписать» человека в контур управления, а в том, чтобы, исходя из задач управления объектом, разработать систему взаимодействия двух равноправных партнеров (человек-оператор и аппаратно-программный комплекс АСОИУ).

Цель создания эффективного эргономичного пользовательского интерфейса состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации.

Пользователь должен иметь возможность манипулировать объектами в среде приложения. Неплохо, если они (графические элементы) будут ему понятны и станут нести в себе информацию о том, что это такое и что произойдет, если выбрать или произвести действие над каким-то объектом. Иллюстрация этой идеи – панель быстрого доступа Word'a. Что еще, кроме как сохранение файла, можно ожидать от кнопки с изображением дискеты? Необходимо, чтобы пользователь имел наглядное средство отображения информации на различных этапах решения задач, он должен видеть, как его действия влияют на объекты, расположенные на экране.

Создание эффективного интерфейса заключается в быстром, насколько это возможно, развитии у пользователей простой концептуальной модели интерфейса. Концепция согласованности состоит в том, что при работе с компьютером у пользователя формируется система ожидания одинаковых реакций на одинаковые действия, что постоянно подкрепляет пользовательскую модель интерфейса.

Приложение должно проектироваться таким образом, чтобы пользователь в любой момент и на любом этапе работы мог получить помощь, контекстную справку или подсказку.

Безусловно, пользователю нужно дать возможность экспериментировать в приложении (нажатие любых кнопок, изменение настроек и т. д.). Но при этом необходимо избавить его от тупиковых ситуаций: все последствия экспериментов должны быть исправимы, а в лучшем случае еще и обратимы.

Интерфейс должен предоставлять информацию о том, что происходит в данный момент на компьютере. Нельзя допускать, чтобы пользователь долгое время ожидал реакции приложения на некоторое свое действие.

Цветовая гамма, компоновка элементов, пиктограммы, звуки, анимация – все должно помогать пользователю при выполнении задачи. Но здесь важно не переборщить, т.к. в этом случае внимание человека начнет рассеиваться, у него появится раздражение и, как следствие снизится эффективность работы.

Начальным этапом разработки пользовательского интерфейса являются создание его ассоциативной модели, после чего осуществляется проработка концептуального дизайна. Здесь необходимо разработать необходимый набор интерфейсных элементов, каждый из которых должен обладать определенным цветом, формой, надписью и т. п., и все вместе они должны составлять единую систему, вызывающую стойкую систему ассоциаций у пользователей.

Цвет – мощный визуальный инструмент, который необходимо использовать очень осторожно, чтобы не вызвать неадекватной реакции пользователя.

Целесообразно ограничить число цветов до 4 на экране и до 7 для последовательности экранов. Для неактивных элементов рекомендуется использовать бледные цвета. Необходимо использовать цвета согласно представлениям пользователя. Например, для картографа зеленый цвет – лес, желтый – пустыня, синий – вода. Если цвет используется для кодировки информации, необходимо удостовериться, что код адекватно воспринимается пользователем: красный – опасность/стоп, зеленый – нормально/продолжение работы, желтый – предостережение. Для привлечения внимания наиболее эффективны белый, желтый и красный цвета.

Меню необходимый элемент любой автоматизированной системы, позволяющий пользователю выполнять задачи внутри приложения и управлять процессом решения. Достоинство меню в том, что пользователи не должны помнить название элемента или действия, которое они хотят выполнить – они должны только распознать его среди пунктов меню.

Сообщения необходимы для направления пользователя в нужную сторону, подсказок и предупреждений для выполнения необходимых действий на пути решения задачи. Они также включают подтверждения действий со стороны пользователя и подтверждения, что задачи были выполнены системой успешно либо по каким-то причинам не выполнены. Сообщения могут быть обеспечены в форме диалога, экранных заставок и т.п.


6. ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО- ЛОГИЧЕСКОГОЙ МОДЕЛИ АСОИУ [1] глава 4,[3] § 2,6, [4] глава 2. Логическая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Примеры понятий –"сотрудник", "отдел", "проект", "зарплата". Примеры взаимосвязей между понятиями –"сотрудник числится ровно в одном отделе", "сотрудник может выполнять несколько проектов", "над одним проектом может работать несколько сотрудников". Примеры ограничений – "возраст сотрудника не менее 16 и не более 60 лет".

Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Логическая модель строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Более того, логическая модель данных необязательно должна быть выражена средствами именно реляционной модели данных. Основным средством разработки логической модели данных в настоящий момент являются различные варианты ER-диаграмм (Entity-Relationship, диаграммы сущность-связь). Одну и ту же ER-модель можно преобразовать как в реляционную модель данных, так и в модель данных для иерархических и сетевых СУБД, или в постреляционную модель данных.