Смекни!
smekni.com

I. микроэкономический анализ глава Мировое хозяйство: логика и структура развития (стр. 50 из 66)

В самом общем случае (для произвольного количества товаров и услуг) реальный обменный курс между двумя странами может быть рассчитан по формуле

r* = r P1
P2

где Р 1- уровень цен в зарубежной стране; P2 - уровень цен в национальной экономике.

Если r* увеличивается, т. е. обесценивается за счет, например, относительно низких отечественных цен, то население данной страны будет, очевидно, снижать потребление импортной продукции за счет роста объема потребления отечественных товаров. Поведение же иностранных потребителей будет в этих условиях диаметрально противоположным: они увеличат потребление продукции зарубежных фирм. Поэтому экспорт будет расти, а импорт сокращаться, приводя к росту чистого экспорта XN.

Графическая иллюстрация зависимости между реальным обменным курсом и чистым экспортом XN = XN(r*) будет иметь вид, представленный на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Чистый экспорт и реальный обменный курс

Отметим кроме того, что XN представляет собой текущий счет платежного баланса, следовательно, рис. 11.1 иллюстрирует также и зависимость текущего счета платежного баланса от реального обменного курса.

Необходимо в целях последующего анализа обратить внимание также на то, что на краткосрочных интервалах Р12 = const, т. е. в этом случае изменения реального обменного курса полностью определяются соответствующими изменениями номинального курса валют.

11.1.2. Факторы, определяющие равновесный

реальный обменный курс

Итак, мы выяснили, что реальный обменный курс связан с текущим счетом платежного баланса. Чем выше (3 → 2 → 1) реальный обменный курс (рис. 11.1), тем дороже товары, произведенные у себя в стране, по сравнению с товарами иностранного производства, тем ниже чистый экспорт и тем меньше величина положительного сальдо текущего счета платежного баланса.

Кроме того, нам известно, что счет текущих операций должен уравновешивать счет движения капитала, а это означает, что сальдо текущего счета равно разнице между сбережениями (S) и инвестициями (I) XN = S - I. Сбережения при этом определяются функцией потребления и бюджетно-налоговой политикой, а объем инвестиций - функцией инвестиций и мировой ставкой процента (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Равновесный реальный обменный курс (rE*):

(S - I) - счет движения капитала платежного баланса;

ХN(r*) - счет текущих операций платежного баланса

Линия, отражающая зависимость между сальдо текущего счета платежного баланса и реальным обменным курсом, имеет, как было показано выше, нисходящий характер, так как более высокий реальный обменный курс приводит к снижению показателя чистого экспорта. Линия, отражающая превышение сбережений над инвестициями,

вертикальна, так как ни сбережения, ни инвестиции не зависят от реального обменного курса.

В точке, соответствующей равновесному значению реального обменного курса, количество денежных единиц, полученных в результате операций со счетом движения капитала, равно количеству денежных единиц, требуемых для покрытия сальдо текущего счета, и наоборот.

Представленную выше модель можно рассматривать как диаграмму спроса и предложения на национальную валюту. В частности, вертикальная линия (S - I) обозначает превышение наших сбережений над нашими инвестициями и соответственно предложение национальной валюты, которая может быть обменена на иностранную валюту для инвестиций за рубежом.

Нисходящая линия XN отображает чистый спрос на национальную валюту, предъявляемый иностранцами, желающими приобрести товары в данной стране.

Таким образом, в точке, соответствующей равновесному реальному обменному курсу (rE*), предложение национальной валюты в качестве кредитов за границу уравновешивает спрос на национальную валюту, предъявляемый иностранцами, приобретающими наш "чистый" экспорт. Другими словами, в точке, соответствующей равновесному реальному обменному курсу, предложение национальной валюты по операциям с капиталом уравновешивает спрос на национальную валюту, предъявляемый для реализации текущих операций.

11.1.3. Экономическая политика и реальный

обменный курс

Теперь, используя полученные знания, можно рассмотреть, как основные направления экономической политики правительства будут влиять на реальный обменный курс, а следовательно, и платежный баланс страны.

Бюджетно-налоговая политика внутри страны. Что происходит с реальным обменным курсом, если правительство конкретной страны увеличивает государственные закупки, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня национальных сбережений?

Сокращение сбережений уменьшает величину (S - I) и соответственно XN. Таким образом, увеличение объема государственных расходов способствует образованию дефицита счета текущих операций.

На рис. 11.3 показывается, как корректируется реальный обменный курс в результате осуществления бюджетно-налоговой политики внутри страны.

Рис. 11.3. Влияние стимулирующей бюджетно-налоговой политики

внутри страны на реальный обменный курс

Осуществление стимулирующей бюджетно-налоговой политики смещает вертикальную линию (S - I) влево, уменьшая предложение национальной валюты для зарубежных инвестиций. Более низкое предложение национальной валюты вызывает повышение ее реального обменного курса, т. е. национальная валюта становится дороже. За счет повышения ценности национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся более дорогими по сравнению с иностранными товарами, что приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта.

Бюджетно-налоговая политика за рубежом. Рассмотрим теперь, что происходит с реальным обменным курсом, если правительства зарубежных стран увеличивают объем государственных закупок или снижают налоги?

Подобное изменение бюджетно-налоговой политики приводит к сокращению уровня мировых сбережений и, таким образом, повышает мировую ставку процента. Повышение мировой ставки процента снижает уровень внутренних инвестиций (7), в результате растет (S - I) и соответственно XN. Таким образом, повышение мировой ставки процента ведет к образованию положительного сальдо счета текущих операций (рис. 11.4).

Меры по стимулированию экономики с помощью бюджетно-налоговых мероприятий в зарубежных странах повышают мировую ставку процента и, таким образом, снижают уровень инвестиций в малой открытой экономике. Сокращение инвестиций приводит к увеличению предложения национальной валюты, что снижает равновесное значение

реального обменного курса. Национальная валюта становится менее ценной, и товары собственного производства становятся менее дорогими по сравнению с иностранными.

Рис. 11.4. Влияние стимулирующей

бюджетно-налоговой политики за рубежом

на реальный обменный курс

Внешнеторговая политика. Теперь, имея модель, описывающую платежный баланс и реальный обменный курс, можем применить этот аппарат к анализу макроэкономических последствий внешнеторговой политики.

В широком смысле внешнеторговая политика - это политика, проводимая с целью оказания прямого воздействия на количество импортируемых или экспортируемых товаров и услуг. Чаще всего, однако, торговая политика направлена на защиту собственной промышленности от конкуренции из-за рубежа либо путем введения налогов на импорт (тарифов), либо путем установления количественных ограничений на импорт товаров и услуг (квоты).

Рис. 11.5. Влияние протекционистской

политики на реальный обменный курс

В качестве примера протекционистской торговой политики рассмотрим, что произойдет, если правительство сократит объем импорта иностранных товаров. В этом случае при любом данном значении реального обменного курса объем импорта должен уменьшиться, т. е. величина чистого экспорта (экспорт минус импорт) должна возрасти. В итоге кривая чистого экспорта (ХN) смещается вверх (рис. 11.5).

В новой точке равновесия Е2 реальный обменный курс стал выше, а величина чистого экспорта (XN) осталось неизменной.

Отсюда следует, что протекционистская торговая политика не влияет на сальдо текущего счета платежного баланса. Этот вывод очень важен, тем более, что его часто игнорируют в дебатах, рассчитанных на широкую публику. Поскольку дефицит текущего счета платежного баланса отражает превышение импорта над экспортом, можно предположить, что сокращение импорта должно уменьшить дефицит текущего счета платежного баланса. Тем не менее наша модель убедительно показывает, что протекционистская политика ведет только к повышению реального обменного курса.

Это происходит потому, что удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами ведет к снижению чистого экспорта, сводя на нет увеличение чистого экспорта, которое было вызвано протекционистскими мерами.

Как это наглядно следует из рис. 11.5, для изменения сальдо текущего счета XN необходимо изменить счет движения капитала, который отражает соотношение между инвестициями и сбережениями (S - I). Поскольку протекционистская политика не затрагивает ни инвестиций, ни сбережения, она не может повлиять на счет движения капитала, а следовательно, и на счет текущих операций.