Смекни!
smekni.com

Задачи представленной работы: Рассмотреть исследуемое понятие как целостную правовую категорию. Классифицировать виды личных неимущественных прав (стр. 3 из 5)

Представляется, что для такого вывода нет достаточных оснований. Прежде всего, в теории права отчетливо проводится мысль о том, что активная роль права выражается в его функциях. При этом в качестве одной из важнейших функций права рассматривается охранительная функция, под которой понимается направление правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность. Функцию охраны общественных отношений выполняет правовая система в целом. Охранительная функция опирается на весь комплекс правовых норм и правовой деятельности.[5] Основное назначение охранительной функции — предотвращение правонарушений и других социальных отклонений.
Следовательно, с точки зрения функционирования права в целом охрана является его важнейшим атрибутом.

Особенностью ст. 2 ГК является то, что она исключила неимущественные отношения, не связанные с имущественными, из предмета регулирования гражданского законодательства, следовательно, была принята точка зрения, согласно которой гражданское право лишь защищает объекты неимущественных отношений, но не регулирует их.
Следует отметить, что в новейшей учебной литературе удаление из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, рассматривается как мало обоснованное. При этом охрана общественных отношений осуществляется правом как в случае, когда речь идет о нарушении (защита) чьих-то прав или охраняемых законом интересов, так и в случае, когда какие бы, то ни было нарушения отсутствуют. Вместе с тем возникает вопрос о том, различаются ли категории «охрана» и «защита», когда речь идет не о функционировании права в целом, а о реализации правовых норм. Одни ученые полагают, что под охраной в праве должно пониматься регулирование прав вообще с включением сюда и защиты прав. Другие считают, что в рамки охраны или обеспечения в области регулирования субъективных прав и интересов включается превенция, защита, ответственность и т. д., применяемые раздельно или в сочетании.

Итак, категория «охрана» в гражданском праве по своему объему гораздо шире понятия «защита» и полностью охватывает его. Под осуществлением гражданско-правовой охраны общественных отношений следует понимать применение всех норм гражданского права, которые обеспечивают их нормальное и беспрепятственное существование и развитие, а под осуществлением гражданско-правовой защиты общественных отношений должно пониматься применение лишь тех способов и средств, которые используются при совершении правонарушения. Изложенное не оставляет сомнений в том, что с точки зрения теории отсутствуют какие бы то ни было основания для исключения отношений, защищаемых нормами определенной отрасли права, из ее предмета.

Кроме того, в ст. 17 Конституции РФ, как и в ст. 2 ГК, подчеркивается, что речь идет, прежде всего, о неотчуждаемых правах и свободах человека, которые не только охраняются, как уже отмечалось ранее, по существу, всей системой права, но и составляют смысл и содержание деятельности государственной власти. Это в полной мере подтверждается тем, что согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Само собой разумеется, что неотчуждаемые права и свободы человека не могут регулироваться нормами какой-либо одной отрасли права.

Что касается иных неимущественных благ, то по смыслу п. 2 ст. 2 и ст. 150 ГК гражданское законодательство не в состоянии защищать те из них, которые не нуждаются в этом в силу самого их существа. К такого рода благам можно, например, отнести национальную принадлежность, родной язык и выбор языка общения, вероисповедание и некоторые другие. Однако подавляющее большинство личных неимущественных благ должно защищаться гражданским законодательством, поскольку согласно ст. 128 ГК они рассматриваются в качестве одного из видов объектов гражданских прав. В ст. 150 ГК, специально посвященной нематериальным благам, устанавливается, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Однако в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в порядке и в случаях, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Из анализа норм ГК вытекает, во-первых, что подавляющее большинство нематериальных благ являются объектами гражданских прав;
во-вторых, что нематериальные блага защищаются нормами гражданского законодательства в случаях и пределах, вытекающих из существа нематериального блага, возможности использования гражданско-правовых способов защиты прав, а также характера последствий нарушения соответствующего права; в-третьих, что в ст. 2,128,130 и других ГК ничего не говорится об отнесении личных неимущественных отношений к предмету гражданского права или же, наоборот, об исключении этих отношений из его предмета.
Поскольку при рассмотрении личных прав необходимо выделять гражданско-правовой аспект, следует четко определить, в чем именно он может выражаться. Проиллюстрируем это на одном из примеров. Право наличную неприкосновенность можно выделить в нескольких вариантах:

в государственно-правовом смысле — как провозглашение самого права и установление общих гарантий его осуществления (ст. 22 Конституции РФ);

в уголовно-процессуальном смысле — как определение средств, позволяющих обеспечить реализацию этого права в случае осуществления государством уголовного преследования против какого-либо лица

Согласно ст. 11 УПК РСФСР никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Если же лицо подверглось аресту, то оно вправе обжаловать и требовать судебной проверки законности и обоснованности содержания его под стражей. Причем постановление судьи об освобождении лица из-под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению, а прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором. Вместе с тем не вызывает сомнения и то обстоятельство, что существует особый гражданско-правовой аспект права на личную неприкосновенность, выражающийся в существовании права на неприкосновенность внешнего облика.

Личные неимущественные права, как и иные права абсолютного характера, регулируемые нормами гражданского права, существуют независимо от их нарушения. При нарушении же этих прав между управомоченным лицом и правонарушителем возникают относительные правоотношения охранительного характера.

Порождающим их юридическим фактом является правонарушение.
Ввиду того, что рассматриваемые права возникают по поводу личных неимущественных благ, они защищаются в основном способами, не имеющими целью восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица. Согласно ст. 12 ГК такими способами являются:

признание этих прав;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

пресечение действий, нарушающих право или создающих условия его нарушения;

признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,

прекращение или изменение правоотношения,

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

а также иные способы, предусмотренные законом, например опровержение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина

В юридической литературе с учетом особенностей личных неимущественных прав предлагается установить в законе нетрадиционные способы защиты этих прав, направленные как на предупреждение их нарушения, так и на эффективную защиту уже нарушенных личных неимущественных прав.

Характерной особенностью перечисленных способов защиты личных неимущественных прав является то, что они применяются к правонарушителю независимо от его вины. Вместе с тем если нарушением личных неимущественных прав гражданину нанесен имущественный ущерб, то применяются нормы гражданского права, регулирующие ответственность за причинение вреда (гл. 59 ГК). Кроме того, в связи с нарушением личных неимущественных прав потерпевший вправе требовать возмещения морального вреда (ст. 151, п. 5 ст. 152, 1099—1101 ГК). За нарушение отдельных личных неимущественных прав компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины (например, если вред причинен распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).
Компенсация морального вреда осуществляется согласно ст. 151 и 1101 ГК в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, и с учетом требований разумности и справедливости. Для защиты отдельных личных прав граждан в определенных случаях может использоваться также институт договорной ответственности