3. Личные неимущественные права. Право авторства и право на имя.
С каждым годом становится все актуальнее проблема соблюдения личных неимущественных прав авторов при использовании произведений в рекламе, Интернете, на телевидении, радио. Личные неимущественные права являются основой для реализации автором прав на использование произведения, а их нарушение может повлечь самые негативные последствия для обеих сторон[6].
С момента создания произведения в объективной форме у автора возникают исключительные права на его использование, которые могут быть переданы по авторскому договору. С этого же момента автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права - право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
Право авторства и право на имя: Эти права являются абсолютными, т. е. защищают автора от нарушения (виновного либо невиновного) со стороны любых третьих лиц, как связанных с ним авторским договором, так и не связанных никакими отношениями. Право авторства и право на имя принадлежат только и исключительно автору произведения.
Право авторства означает право признаваться автором произведения и требовать такого признания от всех третьих лиц. Это важнейшее из личных неимущественных прав. Непосредственно из данного правомочия вытекают все другие права автора - как неимущественные, так и имущественные. Право авторства отражает объективный факт создания произведения конкретным лицом. Следовательно, от авторства нельзя отказаться, и оно не может быть изменено соглашением сторон. Редко, но приходилось видеть подобные «документы», которые, конечно, не имеют юридической силы.
Право на имя означает право автора выбирать способ указания своего имени при использовании произведения: подлинное имя, взятый им псевдоним, без обозначения имени. В отличие от права авторства, право на имя реализуется волеизъявлением автора произведения. Только непосредственно сам автор, и никто иной, принимает решение о принятии псевдонима, его изменении на другой псевдоним или раскрытии своего подлинного имени. В большинстве случаев произведения используются под подлинными именами авторов, однако это не означает, что издательство вправе «автоматически» проставить имя автора, не спросив его согласия. Способ обозначения имени автора, как правило, определяется при заключении авторского договора. Поэтому часто именно нарушение исключительных имущественных прав автора (бездоговорное использование произведения) влечет за собой нарушение его личных неимущественных прав - права авторства и/или права на имя.
Личные неимущественные права, которые принадлежат всегда непосредственному создателю произведения, неотчуждаемы, их нельзя передать по авторскому договору (в отличие от имущественных прав).
Право авторства и право на имя прекращаются со смертью автора, т. е. не наследуются. Однако эти права и после смерти автора охраняются, причем бессрочно. Наследники вправе осуществлять защиту личных неимущественных прав умершего автора, т. е. сохранять избранный автором способ обозначения имени, но не вправе изменять этот способ. В необходимых случаях защиту права авторства и права на имя осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. На практике часто имеют место случаи, когда наследники выдают пользователям разрешения на использование произведений или их фрагментов без указания имени автора, что, на наш взгляд, противоречит положениям Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Право авторства и право на имя тесно связаны с имущественными правами автора - ведь только признавая лицо создателем произведения, пользователь станет согласовывать с ним условия использования произведения, заключать договор и выплачивать гонорар. При нарушении личных неимущественных прав, помимо отрицательных моральных последствий, автор и его наследники лишаются причитающегося им авторского вознаграждения за использование произведения. Однако нарушения права авторства и права на имя иногда допускаются и при договорном использовании произведения.
Как правило, анонимно используются произведения в рекламе, однако пользователь не вправе делать это без согласия автора. Зачастую имена авторов не указывают в газетах, журналах, Интернете, забыв зафиксировать такое условие в авторском договоре. В этих случаях, несмотря на договорные отношения между сторонами, к пользователю могут быть предъявлены не требования о взыскании морального вреда по ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Поэтому необходимо оговорить право использования произведения без указания имени автора в тех случаях, когда это делать затруднительно. В действующем законодательстве четко определено, что произведение или даже его небольшой фрагмент нельзя использовать анонимно, если нет на то согласия автора. Выход один: в авторском договоре должно быть зафиксировано согласие автора с тем, что части его произведения, будут использованы, к примеру, в таких-то видах рекламы без указания имени автора.
Очень важно, чтобы в договоре был определен порядок указания имен соавторов, если произведение создано несколькими лицами. Вовсе не обязательно, чтобы их имена (псевдонимы) были перечислены в алфавитном порядке, поскольку вклад каждого может быть разным и, кроме того, на очередность проставления имен соавторов могут влиять их заслуги, авторитет и известность. Поэтому разумно согласовывать очередность указания имен (псевдонимов) соавторов непосредственно в авторском договоре, который в случае возникновения споров издательство или иной пользователь всегда смогут предъявить в суде.
При нарушении права авторства и/или права на имя недостаточно направить автору письмо с извинениями и признанием авторства. Это не будет восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, по смыслу ст. 12 ГК РФ. Необходимо довести информацию об авторе произведения и его имени (псевдониме) до того круга читателей (зрителей), который был введен в заблуждение относительно истинного авторства. Кроме того, с нарушителя личных неимущественных прав автора может быть взыскана компенсация, а экземпляры произведения будут конфискованы судом для последующего уничтожения или передачи автору.
Присвоение авторства (плагиат) российское законодательство традиционно относит к преступлениям - общественно опасным деяниям. В тех случаях, когда такое деяние причинило крупный ущерб, ст. 146 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность в виде штрафа, обязательных работ либо лишения свободы на срок до двух или даже до пяти лет.
Одним из условий развития человеческой культуры и предпосылкой материального и морального стимулирования наиболее талантливой части человечества является авторское право. Современная культура и мировая экономическая система на сегодняшний день не мыслимы без сложных авторских правоотношений, возникающих в сфере оборота произведений литературы, искусства, науки и культуры.
Российская Федерация является участницей ряда международных конвенций, касающихся охраны авторских прав, и в связи, с чем необходимость надлежащей защиты интеллектуальной собственности вытекает также из международных обязательств Российской Федерации. Не обеспечение должной, адекватной защиты интеллектуальной собственности и, в частности, объектов, охраняемых авторским правом, может привести к потере международного авторитета, а также к международным санкциям в отношении России.
Ежегодные потери правообладателей от незаконного использования произведений достигают 61 миллиарда долларов США в год. Убытки отечественных и зарубежных правообладателей в России из-за интеллектуального пиратства составили в 1997г. 1млрд. долларов США. Этим, в частности, объясняется увеличивающийся интерес к защите интеллектуальной собственности со стороны ученых-юристов.
Изучение следственной и судебной практики показало, что правоохранительные органы до настоящего времени не уделяют должного внимания предупреждению, своевременному выявлению и расследованию фактов незаконного использования авторских прав.
Результатом явилась сложная обстановка на рынке интеллектуальной собственности. Это касается в первую очередь рынков программного обеспечения, аудиовизуальной продукции, книжной продукции, а также производства рекламы. Необходимость современных криминалистических разработок, посвященных вопросам защиты авторских прав, диктуется не в последнюю очередь развитием информационных технологий. Создаются новые виды материальных носителей, на которых воспроизводятся произведения. Развитие информационных, интерактивных систем делает доступным и более простым незаконное использование произведений, охраняемых авторским правом. Появляются новые формы преступных нарушений авторских прав, поэтому для эффективной защиты интеллектуальной собственности и, в частности, авторских и смежных прав требуется разработка современных криминалистических методик, учитывающих уровень развития информационных технологий.
В конечном итоге, под личным неимущественным правом мы понимаем субъективное право, возникающее по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связанное с личностью управомоченного и индивидуализирующее его, имеющее специфические основания возникновения и прекращения. Их отличительными признаками по закону являются неимущественный характер и тесная связь с личностью.