2. Разговор на одном языке. Более полное взаимопонимание достигается, когда собеседники ведут диалог, пользуясь единой системой знаков, и одинаково понимают ситуацию общения. Манера беседы переговорщика должна соответствовать особенностям той социальной группы, представителем которой является преступник. Тогда снимаются коммуникативные барьеры, порождаемые социальными, религиозными и профессиональными различиями. В самом начале беседы надо определиться, как обращаться к преступнику (на "вы" или на "ты"), как его называть.
3. Вживание. Проникновение в личность преступника, показ ему того, что переговорщик способен понять его чувства и мысли, что он может поставить себя на место преступника, на какое-то время и увидеть мир таким, как видит его тот. Эта техника особенно эффективная в переговорах с лицами, имеющими субъективные психологические проблемы, теми, кто хочет быть услышанным и понятым. Как правило, это лица с психическими отклонениями или больные, хотя здесь может оказаться и "социальный протестант".
4. "Отражение чувств". Переговорщик должен концентрировать усилия на том, что говорит и делает преступник, на правильном понимании его чувств и эмоционального состояния. Это понимание переговорщик должен обязательно продемонстрировать преступнику в форме сопереживания его участи. При этом важно избежать нажима, чтобы не вызывать ответного: "Не лезьте мне в душу!". Эта техника очень близка к только что рассмотренной технике вживания и в ряде случаев является ее продолжением.
5. Теплота, доброжелательность, мягкость. Может быть рекомендовано проявлять эти психологические чувства в переговорах с преступником. Теплота может выражаться голосом, заинтересованностью, активной демонстрацией попытки понять преступника, озабоченностью достижения взаимоприемлемого решения, верой в существование такого решения, поддержкой надежд преступника на полное и частичное удовлетворение его требований. Доброжелательность общения предполагает также повышенное внимание к нюансам, психологического состояния собеседника. Эта техника является своеобразным "фоном", на котором реализуются техники "вчувствования" и "отражения чувств".
6. Взаимодействие на равных. Необходимо избегать недооценки преступника, даже если он ведет себя по-детски непосредственно, не способен контролировать свои эмоции. Если преступник почувствует, что его не воспринимают всерьез, вероятность неуправляемого, буйного поведения может возрасти. Переговорщик манерой ведения диалога должен убедить преступника в искренности общения. Облегчают реализацию данной техники фразы типа: "Мы же с тобой (с вами) умные люди... ", "Я прекрасно понимаю твою (вашу) ситуацию, у меня (моего знакомого, родственника) такие же проблемы". Восприятие равенства в общении облегчается через психологическое "объединение" в группу "Мы" в противовес группе "Они". Например: "Я с тобой (с вами) полностью согласен, но вот они (начальство, правительство и т.п.)..."
7. Самораскрытие. Откровенная в допустимой мере информация переговорщика о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях, аспектах профессиональной и личной жизни может помочь выстроить связь с преступником, отношения с ним. Тактика самораскрытия оказывается эффективной, так как откровенность с одной стороны, часто вызывает аналогичную реакцию с другой. Эта техника может быть продолжением техники "Взаимодействие на равных". В некоторых случаях она может принимать форму обвинения (но только после того, как произошло объединение в группу "Мы"). Это может вы глядеть следующим образом: "Да ты (вы) думаешь у тебя одного такие проблемы, вот у меня... Я же не взрываю ГУВД! Ты (вы) о детях (о других людях) подумай. Ты же мужик!".
8. Втягивание в диалог. Обращениями к собеседнику по интересующему вопросу заставляйте его высказываться. При этом требуется проявить уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям. Техника работает в совокупности с перечисленными элементами, она является своеобразной итоговой техникой. Втягивание в диалог происходит через вовлечение в совместную мыслительную деятельность. Используются фразы: "Давай (те) подумаем вместе... ", "Как ты (вы) считаешь, что скажет мое начальство?", "Что бы ты сделал на моем месте?" и т.п.
9. Манипулирование инициативой. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, следует помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем владеть ею. Если вы будете проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу преступнику, то психологический контакт затрудняется. Необходимо уступать лидерство преступнику в определенных аспектах отношений (прежде всего в поисках практической реализации неразрешимых проблем). Надо отдавать ему инициативу, давать возможность высказаться, но стремиться держать этот процесс под контролем.
Понятно, что многие ситуации звонков "телефонных террористов" очень кратковременны, и сотрудник дежурной части просто не имеет возможности даже установить контакт с говорящим. Последний буквально "выстреливает" информацию и сразу вешает трубку. Как правило, так себя ведут "хулиганы". Но, когда человек хочет получить резонанс от своего звонка (неважно по каким мотивам осуществляется звонок), он должен иметь обратную связь, должен быть уверен, что по его звонку примут меры. А в этом случае обязательно завязывается диалог, и задача сотрудника дежурной части сделать так, чтобы он продолжался, как можно дольше.
Самым распространенным средством общения людей является устная речь. Она оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Звуковые следы нередко используются для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, позволяют установить личность преступника и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено тем, что традиционные средства фиксации - письменные документы - все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой. Расширилось их использование и в повседневной жизни.
Сегодня среди материалов уголовных дел все чаще присутствуют: фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксирована информация о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например разговоры преступников, очевидцев, потерпевших;
фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);
фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;
фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.
Во всех указанных выше случаях аудио - и видеозаписи приобщаются к уголовным делам в качестве вещественных доказательств. Хотя с их помощью фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основные задачи, решаемые при исследовании фонограмм, - идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр).
Научной основой идентификации человека по голосу является криминалистическая фоноскопия, которая изучает звуковую, особенно речевую, информацию, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру (магнитофоны, видеомагнитофоны, диктофоны, магнитная лента).
Можно сформулировать следующие теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи.
1. Голос человека индивидуален. Это обусловлено специфической формой и размерами ротовой и носовой полости, горла, органов дыхания. Поэтому физические характеристики звуков - частота, длительность, интенсивность - у каждого человека строго индивидуальны.
2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи.
3. Речь человека характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности (примерно к 20 годам) особенности речи, интонации и, вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.
В основу методики фоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом направлен на исследование устной речи отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический - на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.
Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса признаков. Причем если раньше этот процесс был достаточно трудоемок, развитие компьютерной технологии фоноскопических исследований позволило не только полностью реализовать все возможности аналоговых электроакустических приборов, но и осуществить измерения акустических параметров, что ранее было просто невозможно.
Комплексный лингво-акустический анализ речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода-вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования.