С 80-х гг. началось планомерное изучение экосистем, количественных соотношений их различных компонентов (растительности, беспозвоночных, позвоночных). Удалось провести первое обобщение данных по высокогорным экосистемам (“Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня”, 1992), учет численности птиц и млекопитающих во все сезоны года по Северной Киргизии (“Население наземных позвоночных Северного Кыргызстана”, 1990).
Итоги изучения флоры и фауны страны были отражены в Кадастре генетического фонда (вышли 2 тома по беспозвоночным в 1996 г.).
Основные результаты ботанических и зоологических исследований опубликованы в статьях и монографиях, подавляющая часть которых была опубликована в Кыргызстане. Определенный вклад в исследование биоты был сделан биолого-почвенным факультетом Кыргызского национального университета, Ботанического сада, Физико-географической станции, Института леса и ореховодства НАН Кыргызской Республики. С 80-х гг. начинают формироваться исследовательские программы в Каракольском и Ошском университетах.
Научные исследования в заповедниках в основном проводились силами ученых Национальной академии наук, университетов, специалистов из Москвы, Ленинграда и др. Часть тем выполнялась научными сотрудниками заповедников. Наибольшее количество научных исследований проведено в Сары-Челекском и Иссык-Кульском заповедниках, меньше - в Нарынском. В остальных заповедниках планомерные исследования практически не проводились.
С начала 90-х годов финансирование научных исследований биоты страны фактически прекратилось. Значительная часть научных сотрудников сокращена. Оставшиеся получают зарплату в размере 20-30 долларов в месяц. Тем не менее, научные исследования продолжаются за счет получения грантов, спонсорской поддержки, участия в экспедициях, проводимых иностранными специалистами. Их научная эффективность по отношению к затратам сил и средств, как правило, намного ниже прежних, которые проводились по единой программе. Практически прекратились стационарные исследования.
Состояние естественных экосистем, от которых в решающей степени зависит будущее благополучие страны, пока не входит в должной мере в зону государственных интересов.
Таким образом, по всем группам, за исключением банальных видов, недостаточны представления об ареалах и численности. Слабо изучена подвидовая принадлежность.
Нет комплексных описаний сообществ, хотя бы в первом приближении. Первая попытка – коллективная монография «Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня» (Бишкек: Илим, 1991).
Недостаточно работ по эстетической, рекреационной, традиционной, учебно-воспитательной и познавательной ценности биологического и ландшафтного разнообразия.
Отсутствует мониторинг отдельных видов, групп видов и сообществ. Не разработаны научные основы кадастров живой природы и не составлены сами кадастры (особо значимые для поддержания устойчивости экосистем – эдификаторы, редкие и исчезающие, практически значимые: полезные, вредные для сельского хозяйства и т.п.).
Не завершен «Кадастр генетического фонда Кыргызстана». Изданы только два тома: 2 и 3 (беспозвоночные, вирусы, бактерии и простейшие).
Слабая изученность беспозвоночных, низших растений, фауны и флоры Южного Кыргызстана, Внутреннего Тянь-Шаня.
Из-за недостаточного финансирования значительно снизилось пополнение библиотек научной литературой; сократилось количество публикаций.
В тяжелом положении находятся гербарии и коллекции. Коллекция позвоночных животных в Биолого-почвенном институте практически погибла.
2.6 Законодательная база и политика
Правовая защита природы включает в себя систему законов и правовых норм, органы природоохранной прокуратуры и суды.
Имеющаяся в настоящее время правовая база в принципе охватывает все стороны взаимодействия общества, отдельных физических и юридических лиц с природой. Она в значительной мере сохраняет преемственность с природоохранным законодательством советского времени. Отдельные правовые нормы того периода продолжают применяться и поныне.
С 1991 г. идет процесс совершенствования природоохранного законодательства в соответствии с суверенным статусом страны. При поддержке зарубежных фондов в нем принимают участие общественные организации. Часть законопроектов предварительно проходит через Президентский совет по правовой реформе.
Страна присоединилась ко многим международным соглашениям по охране природы. Присоединение к остальным, касающимся интересов Кыргызской Республики, не имеет принципиальных препятствий.
Большинство законопроектов по охране природы подготавливается Министерством охраны окружающей среды. После обсуждений и согласований они проходят процедуру утверждения в Парламенте республики.
Развивается практика межгосударственного сотрудничества в области охраны природы. Заключен ряд соответствующих соглашений с государствами Центральной Азии (за исключением Туркмении).
2.6.2 Существующее законодательство, имеющее отношение к сохранению биологического разнообразия
Система экологического законодательства Кыргызской Республики, имеющая прямое отношение к биоразнообразию, включает в себя более 10 законов и 70 подзаконных актов, т.е. нормативных правовых актов органов исполнительной ветви власти. Ими регулируется широкий круг отношений, связанных с биоразнообразием:
· установлен порядок пользования природными ресурсами, в т.ч. растительным и животным миром;
· определены редкие и исчезающие виды животного и растительного мира, добыча которых запрещается;
· установлены правила любительской и промысловой охоты и рыболовства;
· установлены виды деятельности (охота, рыболовство, сбор лекарственных трав и т.д.), для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии);
· созданы особо охраняемые природные территории с различными правовыми режимами (национальные природные парки, заповедники, заказники и т. д.);
· установлены требования, связанные с охраной природы, которые необходимо соблюдать при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
· установлены виды экологических правонарушений и преступлений, меры ответственности за их совершение и порядок привлечения к ответственности;
· установлены правила возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями природе, в т.ч. растительному и животному миру.
Из нормативно-правовых актов следует указать: Законы “Об охране природы” (1991), “Об особо охраняемых природных территориях” (1994), “Об охране и использовании животного мира” (1981), “Об охране атмосферного воздуха” (1981), “О воде” (1994), “О карантине растений” (1996), “О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции о биологическом разнообразии” (1996), “О рыбном хозяйстве” (1997), “О недрах” (1997), “О лицензировании” (1997), Лесной кодекс, 1993 (с изменениями и дополнениями 1997), Уголовный кодекс, 1997 (гл. 26, статьи 265-279), Кодекс “Об административной ответственности”, 1984 (в редакции 1996 г. глава 7, ст. 48-85), Гражданский кодекс, 1996 (1 часть), 1997 (2 часть); Постановления Правительства: “Об утверждении национального плана Кыргызской Республики по охране окружающей cреды” (№ 43 от 26.09.96 г.), “Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе Кыргызской Республики”; землепользование: Земельный кодекс Кыргызской Республики, закон “О земельной реформе”, Указ Президента “О национальном земельном фонде Кыргызской Республики” и др.
Природоохранное законодательство Кыргызской Республики в настоящее время активно реформируется и перестраивается, адаптируясь к новым экономическим отношениям. В стадии утверждения находится закон по охране животного мира и разрабатывается закон об охране растительного мира. Улучшилось нормативное обеспечение привлечения нарушителей к ответственности в Уголовном и Административном кодексах Кыргызстана.
Вместе с тем, принимаемые нормативные основы быстро устаревают и приходится ежегодно вносить дополнения и изменения. В общем комплексе нормативных актов по биоразнообразию в республике к настоящему времени действуют старые законы, также как и по Красной книге и охране животного мира.
Несмотря на то, что принят “Закон об особо охраняемых природных территориях”, все же нормативное обеспечение статуса ООПТ остается недостаточным. Многие трудности в организации сети и функционировании территорий особой охраны обусловлены отсутствием в земельном законодательстве особой природоохранной категории земель. Природно-заповедному фонду должен быть придан особый статус.
В условиях жесткого кризиса возникает необходимость в выработке новых типов по режиму охраны и пользованию территорий, охраны мест обитания редких и исчезающих видов и их воспроизводству. Требуется коренная перестройка природоохранной системы, адаптированной к насущным запросам местного населения.