Смекни!
smekni.com

, 1 курс (стр. 2 из 2)

Очевидно, что в соотношении цена-качество аналоговые технологии явно лидируют. Но этот параметр важен скорее для не-фотожурналистов. Издательства не экономят на том, на чем можно заработать. А поэтому для фотожурналиста этот параметр не всегда важен (если, конечно, он не «фрилансер» со своим собственныи кофром).

Аналоговая фотография, по мнению многих экспертов, находится на вершине своего развития, близко к совершенству, и улучшения возможны лишь в частностях. Цифровая - совсем молодой медиум в самом начале своего пути с огромным и не исследованным ещё потенциалом. Крупные компании, осознав потенциальные прибыли «цифры», стали отдавать приоритет разработке в области “digital”. Множество тому примеров.

На одной из последних выставок "Фотокина" представители CANON заявили, что своей профессиональной камерой Canon EOS 1N они завершают все разработки в области профессиональной аналоговой техники.

До недавнего времени циркулировали слухи о продаже компанией AGFA своих фотофабрик. К сожалению, слухи подтвердились; к счастью не был найден инвестор и AGFA пока остаётся AGFA. Однако сам факт говорит о многом.

Производитель-традиционалист LEICA, почувствовав, куда ветер дует, тоже решил не оставаться в стороне ото всех и в 1998 году выпустил своего цифрового первенца...

Репортерская «зеркалка» и её цифровое воплощение

О том, какой должна быть хорошая репортерская «зеркалка», мы знаем хорошо. Прочный корпус и надежный механизм, способный «выжить» в экстремальных климатических и политических условиях. Камера должна обладать большим ресурсом, чтобы журналиста не отвлекала возможность выхода камеры из строя во время работы, а редакция не разочаровывалась в несколькотысячедолловую инвестицию. Работать камера должна просто и быстро – чтобы фотограф и фоторедактор, отбирая снимки, руководствовались не критерием «резко- не резко» или критерием точности замера экспозиции, а выбирали из наибольшего количества хороших фотоснимков. Камера должна работать «умно» в тандеме со вспышкой. Ну и самое главное, камера должна быть удобной и эргономичной, чтобы возвращаясь с очередного задания в пальцах «не ломало», а глаз не дергался нервно. Естественно, снимки должны оказаться в редакции как можно раньше, asap.

Добиться быстроты, которую называют режимом реального времени, пленочная технология, как уже было отмечено, не позволяет. Тут на помощь приходят цифровые технологии. Конечно, технологии сканирования (особенно на барабанном сканере) могут дать и качество, намного превосходящее качество цифровых фотографий, но преимущество цифры бесспорно: снимок готов к экспортированию в нужное место буквально сразу после нажатия кнопки.

Разумеется, цифровая репортерская зеркалка должна обладать всеми перечисленными свойствами аналоговой. Но есть немало специфических требований, вытекающих непосредственно из природы «цифры».

Как ни удивительно, но наибольшая возможность разрешения здесь – далеко не самый главный фактор. Известно, что снимок, сделанный трёхмегапиксельной камерой при необходимости можно увеличить до формата А4. Получается примерно 180 пикселей на дюйм. Маловато для высококачественного глянцевого цветного журнала, но для газеты вполне сойдет. Четырёхмегапиксельная камера позволяет увеличить разрешение при том же формате снимка до 200 dpi, а шестимегапиксельная – до 250 dpi. Но такие фотографии нужны не всегда и везде.

В классе камер, о которых идет речь, важной является возможность сделанных снимков с максимальным качеством. Чаще всего считают, что изображение наивысшего качества получают при съемке в формате TIFF, однако это не совсем так.[5]

Обычная матрица регистрирует изображение следующим образом: в квадрате 2х2 пиксела 2 пиксела регистрируют зелёные лучи, один – синие, один – красные. Из получившейся пестрой мозаики электронный мозг камеры воссоздает два цветовых канала, недостающих в каждом из пикселов. Эта картинка и сохраняется в формате TIFF.

Очевидно, что в этом случае камера вынуждена регистрировать 2/3 информации: ведь в каждом отдельном пикселе изначально содержится информация только об одном из трех основных цветов. На это тратится «умственная энергия» процессора камеры и определенное время, которого может не хватать.

Большую оперативность обеспечивают камеры, имеющие режим записи снимков в «сыром» формате RAW. В этом режиме снимки сохраняются на носителе памяти именно в этом виде, в котором их запечатлела матрица. Задача восстановления всех цветов и преобразование снимка в файл TIFF и EPS откладывается «на потом» – когда фотография оказывается в компьютере, который с помощью специального software своими более «мощными» мозгами сможет быстрее и качественнее решить эту задачу.

Кроме того, «сырой» RAW-файл примерно в три раза меньше по объёму, чем TIFF-файл. На карту памяти таких снимков поместится в три раза больше, его можно перекачать по нужному адресу в 3 раза быстрее. Поэтому от профессиональной камеры логично ожидать режим записи фотографий в формате RAW.

В самом популярном формате JPEG в жертву приносится качество цветопередачи. Камера снижает информацию о цвете тем больше, чем большая степень компрессии, заданная при съемке. Потом, когда JPEG файл «разжимается» на компьютере, становятся заметными различные погрешности.

Однако JPEG-фотографии, которые записывают камеры, даже при самом слабом сжатии примерно в 4 раза меньше по объему TIFF-фотографий такого же разрешения и меньше RAW-фотографий. Кстати, некоторые умные камеры позволяют фотографу одновременно записывать в память и JPEG-, и RAW-версии одного и того же снимка. Польза очевидна: если фотограф ограничен не объемом карт памяти, а объемом подлежащих срочной пересылки файлов, он оперативно получает и отправляет «легкий» JPEG-файлы, а «тяжелые» полноценные RAW-файлы остаются до лучших времен, когда будет возможность сохранить их, сжав оптимально. Фоторепортеру это тоже сподручно: снимок для газеты может быть напечатан для какой-нибудь выставки огромным форматом, для чего JPEG-фотография не подойдет.

Образно говоря, в цифровой камере всегда заряжено много типов пленки: разной чувствительности, сенсибилизированных для дневного и искусственного света разных оттенков. У профессиональной репортерской «цифры» должны быть большой диапазон чувствительности и качественное подавление шумов, которое непременно встречается у пленок с высокой чувствительностью (зернистость, по большому счету, тоже шум).

Вот такие характеристики были бы идеальными для цифровой камеры фоторепортера. В заключении скажу, что параметры таких цифровых камер как Canon EOS D60, Fujifilm FinePix S2 Pro, Kodak DCS Pro 14n, Nikon D100 очень близки для оптимальной работы фотокорра. Естественно, сколько репортер или его работодатель готов вложить в удобство работы – один из решающих факторов.

Список использованных источников

1. Д. Будылин. Краткая история цифровой фотографии. http://minilab.com.ua/business/history

2. С. Клепча. Пиксель против Серебра - кто победит? http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=193

3. В. Самарин. Мегапикселизация. Фотомагазин. №1-2, 2003.

4. В. Самарин, А. Шеклеин. Первая Photokina третьего тысячелетия. Фотомагазин. №12, 2002.

5. В.П.Ситников. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать. – М.: Фак-т журн. МГУ, 2002.


[1] В.П.Ситников. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать. – М.: Фак-т журн. МГУ, 2002. – С. 42.

[2] Дмитрий Будылин. Краткая история цифровой фотографии. http://minilab.com.ua/business/history/

[3] Там же. – С.16.

[4] Из материала С.Клепча. Пиксель против Серебра - кто победит? http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=193

[5] В. Самарин. Мегапикселизация. Фотомагазин. №1-2, 2003. - С. 16.