МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра техники средств массовой информации и газетного дела
ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ
Реферат, 1 курс
Москва-2003
история «цифры» и её возможности для фотожурналистов
Фотографировать мобильным телефоном? Отправлять только что отснятые картинки per E-Mail через встроенный в фотокамеру модем куда душе угодно ( или редактору) снабжая их при этом текстом? Распечатывать фото на месте съёмки при помощи интегрированного в фотоаппарат принтера? Прослушивать музыку, скачанную фотокамерой из Интернета? Защищать свои цифровые фотографии электронными водяными знаками? Да, это уже возможно богатым и успешным, а через некоторое время станет доступно людям со средним достатком. И самое замечательное, что я до этого доживу! В фотожурналистике многие из этих невероятных возможностей в короткий срок станут или уже стали необходимостью.
«Цифра» – избитое слово. О том, что Photoshop – не марка одежды, а графический редактор, не знает только ленивый или далекий от всеобщей компьютеризации человек (в России таких пока много). А в мире фотожурналистики медленно, но верно ближется к завершению крестовый поход цифровой камеры на завоевание редакций, концернов, медиа-корпораций. Модерновые ПЗС матрицы буквально дышут в затылок пленке. Скоро аналоговая камера сдасться, уступив свою прежде монополизированную нишу в журналистике сильнейшему виду на данном этапе эволюции – камере цифровой. Уже сейчас половина снимков агенства «Associated Press» делается на цифровике[1]. Более того, разрешение цифровых фотокамер постоянно растёт (за год в среднем два раза), а себестоимость и цифровых камер и отпечатков также постоянно снижается. “Go digital!” – вот девиз новой эпохи. Цель данной работы – рассказать об истории цифровой фотокамеры и сравнить возможности цифровой и аналоговой камеры для работы фотожурналиста.
История цифры – краткая только пока
Говоря о многочисленных преимуществах цифровой фотографии над аналоговой, можно привести немало неоспоримых доводов, которые и приводятся. Однако любопытно просмотреть и путь развития самой технологии, с самого начала до сегодняшнего дня. Очень интересная получается картина.
И это, наверное, тоже довод, причем довод железный - цифровая фотография за недолгие два десятка лет своего существования развилась настолько бурно, что даже сложно представить, что будет года через три - темпы просто сумасшедшие. И это, учитывая еще и тот факт, что хотя технология зародилась в 80-х (справедливости ради стоит сказать, что первопроходец Mavica мог "похвастаться" матрицей около 28x104 пикселей, и изображение, естественно, оставляло желать много лучшего), но года до 1994-1995 рассматривалась исключительно как дитя прогресса, на практике ничего полезного не дающее. Здесь-то история и завертелась.
Именно в середине 90-х появляются первые фотокамеры, могущие похвастаться разрешением 640x480 (например, Kodak DC40). А у цифровой фотокамеры, созданной "Sony", SEPS-1000, число пикселей составило 1,3 миллиона - неслыханно по тем временам! Именно с этого момента началось противостояние цифровой и аналоговой фотографии. Первым звонком, возвещающем о начале новой эры, стал более чем настойчивый интерес гигантов фотоиндустрии к новой технологии. Одна за другой стали предлагать цифровые фотокамеры, а со временем целые линейки камер Sony, Olympus, Canon и Nikon. Более того, многие компании, числившиеся до этого момента в лидерах индустрии, не пойдя по этому пути, совершили промах - как, например, памятная всем компания Polaroid, сейчас активно пытающаяся вернуть себе место в рядах сильнейших.
Особенно выиграли вследствие совершившейся цифровой мини революции именно японцы (на сегодня не менее 70% рынка), в отличие от осторожничавших "американцев" - в частности, Canon и Nikon, сегодня считающихся признанными лидерами рынка.
В конце второго тысячелетия интерес к цифровой фотографии со стороны крупных производителей достиг своего пика - практически каждая более или менее серьезная компания заявляла о своих претензиях на кусок лакомого пирога - и рынок сегодня действительно поделен крайне странным образом. Однозначного лидера, в принципе, нет - есть несколько крупных компаний, доминирующих на нем и активно конкурирующих, но не слишком сильно оторвавшихся друг от друга в своих усилиях. Условно, производителей можно разбить на три группы: к первой можно отнести Sony, Olympus и HP, ко второй - Canon, Nikon и Kodak (некоторые еще включают и Agfa), а третья - "все остальные". Все вышеперечисленные компании упорно пытаются вырвать пальму первенства из рук более успешной на сегодня Sony, причем одинаково упорно - то есть положение пока не меняется.
Едва наступил миллениум, как индустрия совершила еще один головокружительный каскад - на рынок сразу несколькими компаниями были выброшены двухмегапиксельные фотокамеры по очень доступным для "цифры" ценам. А снижение цен продолжается, причем, надо заметить, достаточно быстрыми темпами. Технология значительно дешевеет в производстве. Объяснение простое - подобно другим направлениям hi-tech-индустрии, сегодня гиганты рынка перенесли свое производство в азиатские страны. То есть налицо противоречие - качество повышается, а цены опускаются. И будут - сегодня все усилия гигантов индустрии направлены именно на это - на работу над совершенствованием соответствующих микросхем подключены специалисты из IBM. Еще большее удешевление себестоимости цифровых фотокамер приведет к выравниванию цен между цифровыми и аналоговыми фотоаппаратами - последнему оплоту аналоговой фотографии.[2]
А качество, как уже было сказано, действительно улучшается - причем на нескольких фронтах сразу. Первый - естественно, технический: для "цифры" светочувствительность матриц меняется в диапазоне от 50 до 1250 ISO (то есть она стала шире светочувствительности современных привычных нам цветных негативных фотопленок); величина разрешения тоже вполне сравнима с соответствующей для аналоговых - 15-20 миллионов пикселей.
Другим плюсом является удобство и оперативность самой технологии, в частности, при получении изображения: можно не только регулировать само качество его, но и редактировать, меняя по вкусу контрастность и цветность - при помощи соответствующих графических редакторов.
Констатируя факт, можно добавить, что в с 1999 рынок "цифры" растет гигантскими темпами. Если же говорить о сложившемся мировом рынке потребления цифровой продукции, можно выделить три наиболее благополучных региона: Северная Америка (США и Канада), Европа и Япония. И если лидером по потреблению сегодня являются Япония, то наиболее динамично развивающейся в этом отношении страной являются США, возведшие на трон Sony (во многом именно лидерство на североамериканском рынке позволяет компании быть первой и на мировом). Все три рынка, естественно, характеризуются своими особенностями: японцы на первое место ставят непосредственно технологии (что, впрочем, и не удивительно), европейцы - качеству изображения, а американцы удобству фотокамеры. «Если же говорить о предпочтениях пользователя, живущего на постсоветском пространстве, то их попросту нет - рынок еще просто не оформился», - пишет Дмитрий Будылин в он-лайновой «Истории цифровой фотографии». С этим можно поспорить. Пока имеется статистика по Москве и Санкт-Петербургу, но многие приезжают именно сюда для покупки цифровой камеры. Например, доля покупаемых камер с разрешением более 4 мегапикселей самая большая в мире – 24% (увы, пока не по абсолютному значению, а по удельному весу, но все впереди).[3]
Безусловно, говоря о цифровых технологиях в фотографии, стоит сказать и о непосредственно печати цифровых фотографий. Первый цифровой минилаб в 1996 году представила миру компания Fuji. Технология нового агрегата была гибридной - она сочетала в себе лазерные, цифровые и, конечно, химические начала. Осознав перспективность цифровых минилабов, к их производству подключились и другие компании, в частности, Noritsu и Konica. В вышеназванном минилабе Fuji, кстати, проявилась вся сущность сегодняшнего фотомира - еще не цифровой, но уже и не аналоговый - именно так можно расценивать саму идею печатать цифровые фотографии на обычной фотобумаге химическим способом.
Сегодня появляются уже совершенно другие цифровые фотокамеры - фотокамеры нового поколения, как, например, Olympus Camedia C-2500L. Помимо впечатляющих «фич» вроде возможности получения снимков с разрешением 1712х1368 точек в двух форматах - JPEG и TIFF и трехкратного увеличения, фотокамера способна фотографировать объекты, расположенные на расстоянии в 20 миллиметров от объектива!
А производители цифровых фотокамер все продолжают наращивать темпы. Цифровые технологии стремительно развиваются - о положительной динамике говорит тот факт, что сегодня новомодный "цифровик" устаревает всего за полгода, а на смену ему приходит еще более продвинутый. И, думается, в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями еще одной маленькой технической революции в нашей индустрии, основу которой и заложила цифровая фотография.
Пиксель против серебра: Сравним по пунктам
Некоторое время назад немецкий журнал «Color Photo» сравнил достоинства и недостатки цифровых и аналоговых фотоаппаратов, опубликовав таблицу со следующими данными[4]:
Аналоговая камера | Цифровая камера | |
Система | часто модернизировалась; достигла пика своего развития; улучшения возможны только в деталях | молодая система с огромным потенциалом |
Носитель изображения и номенклатура | ч/б и цветная - как позитивная, так и негативная плёнка для мало-, средне- и крупноформатной фотографии; от 12 до 36 кадров для мало- и от 15 до 30 кадров для среднеформатной плёнки | Различные карты-накопители от 8 до 300 Мб, IBM-Mikrodrive до 1,2 Гб; ёмкость кадра в JPG-формате прим. 1 Мб, в TIFF-формате 9Мб |
Разрешение в пикселях | топ-плёнка ISO 50/18° -- примерно 20 млн.пикселей | любительские камеры 1,5-3 млн., профикамеры - до 8 млн. пикселей |
Энергозависимость и энергопотребление | может обходиться без энергии; потребление от незначительного до небольшого | абсолютная зависимость от источника энергии; потребление большое |
Качество отпечатка | отличное кач-во отпечатков, практически любые увеличения | Хорошее качество отпечатка у 3-х млн. камер до формата 13:18 см |
Серийная съёмка к/сек. | в камерах с моторным приводом до 10 кадров в секунду | Возможно в некоторых моделях при наличии предварительного накопителя |
Стоимость камеры(SLR со сменной оптикой) | от небольшой до умеренной | Высокая (в 2 - 5 раз дороже аналоговой) |
Стоимость расходных материалов | умеренные текущие расходы на плёнку, небольшая стоимость отпечатков (однако с течение времени эти расходы суммируются) | отсутствие расходов на плёнку, при этом очень высокая стоимость накопительных карт, печать пока дороже аналоговой |
Готовность к съёмке | сразу же после включения | через определенное время (неск. сек.) |
Эксплуатация камеры | характерно удобство, обзорность и понятность управления. Привычность. | Зачастую сложность и нагромождённость управления |
Точность экспозиции, возможность контроля | в автоматическом режиме часты ошибки (особенно со вспышкой), контроль после проявки, для надёжности - экспозиционная вилка | Высокая благодаря контролю непосредственно после экспозиции и возможности сразу повторить |
Объективы | широчайшая палитра сменных объективов любых ценовых классов | любительские камеры со встроенным зумом, только проф. модели со сменной оптикой; теле-, широкоугольный плюс разные насадки на объектив |
Дополнительные возможности | предназначена исключительно для фотографирования | кроме фотографирования масса дополнительных возможностей |
Тест был опубликован некоторое время назад и, естественно, не претендует на доскональную точность. Например, профессиональные камеры уже могут выдавать около 12 млн. активных пикселей, а не 8, как указано в тесте. Кроме того, некоторые показатели явно рассчитаны на любительский класс камер. Тем не менее, некоторые выводы можно сделать.