Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 12 из 34)

Обычно участникам арт-терапии предоставляется свобода в выборе материалов и средств для творческой работы. Однако в отдельных случаях арт-терапевт, по­нимая особенности проблем ребенка или взрослого, мо­жет преднамеренно ограничить доступ ко всем имею­щимся в кабинете изобразительным материалам, предложив только наиболее подходящие (целесообраз­ные) в данной ситуации.

Так, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать материалы, сти­мулирующие ненаправленную активность ребенка, ко­торая легко может перерасти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям материалы, тре­бующие структурирования деятельности, тонкой сенсо-моторной координации, самоконтроля работы.

Напротив, замкнутым, эмоционально «зажатым», тревожным детям более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а именно: гуашь, краски, большие кисти, валики, листы бумаги форматов А2, A3 или специально прикрепленные на стенах обои (обратная сторона), рисование мелом на широкой доске, полу, асфальте.

Различаются также способы работы с художествен­ными материалами. Дети в зависимости от индивидуаль­ных особенностей и конкретной ситуации могут демон­стрировать различную степень активности, выбирая тот или иной способ.

1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.

2. Деструктивное поведение, проявляющееся в раз­рушительных действиях (ребенок рвет бумагу, портит карандаши, фломастеры, разливает воду, краску и т. д.).

3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же ри­сунков, действий.

4. Рисование графических пиктограмм.

5. Создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и комму­никации с окружающими (Э. Крамер).

Очевидно, что последний из названных способов и яв­ляется предпочтительным.

Еще один важный момент эффективного арт-терапевтического взаимодействия — правила поведения в кабинете.

Большинство авторов отмечают необходимость четко­го разграничения предпочтительных и недопустимых дей­ствий. Каждый участник арт-терапии любого возраста должен знать о возможности свободного использования всяких изобразительных материалов и средств для сотво­рения из них всего, что хочется. При этом результаты его изобразительной деятельности не будут оцениваться с по­зиций эстетических достоинств (Г. Л. Лэндрет, В. Оклен-дер, К. Рудестам). Арт-терапевт также может объяснить, что вовсе не обязательно сразу что-либо изображать. При­ветствуется каждая попытка отразить свои чувства и мыс­ли в той или иной художественной форме, в любой мо­мент, когда человек будет готов это сделать.

Сказанное является дополнительным фактором в со­здании атмосферы свободы и защищенности для участ­ника занятия, а также в восприятии им арт-терапевти-ческой ситуации как игровой, позволяющей свободно манипулировать материалами, образами, ролями. Это в какой-то мере напоминает ситуацию детства, когда ри­сование или лепка не воспринимались как нечто обяза­тельное и необходимое.

Важно подчеркнуть, что при организации работы в арт-терапевтическом кабинете должна также учитываться по­требность ребенка (взрослого) в автономности, возмож­ности индивидуальной работы в условиях группы. Разрешается свободный вход и выход участников, если это никому не мешает и не вредит «лечебному» процессу.

Тем не менее, при такой высокой степени свободы уча­стии ки занятий должны понимать и принимать следую­щие ограничения и запреты:

- нельзя преднамеренно портить работы других чле­нов группы, изобразительные материалы, обору­дование, предметы интерьера;

- запрещается совершать действия и поступки, ко­торые могут принести физическую или психоло­гическую боль кому-либо из участников и арт-те-рапевту.

Итак, специальным образом организованное про­странство позволяет создать необходимую для эффек­тивного арт-терапевтического процесса атмосферу доб­рожелательности и безопасности, что, несомненно, влияет на качество ожидаемых результатов.

Модель арт-терапевтической сессии (занятия)

Структурной единицей индивидуальной и группо­вой форм арт-терапевтической работы является сессия. Данным термином принято описывать период отдель­ного арт-терапевтического взаимодействия, т. е. каж­дую встречу арт-терапевта с одним клиентом или груп­пой. Словом, формальная сторона арт-терапевтического процесса представлена определенным числом сессии (занятий).

Однако такие занятия заметно отличаются от школь­ных уроков рисования. Это связано, отмечает В. Бек-кер-Глош, не только с возможностью творческого само­выражения человека в условиях контакта со специалистом, но и с тем, что в арт-терапевтической работе изобразительная продукция обретает символи­ческое измерение [3].

Согласно К. Рудестаму, в отличие от тщательно орга­низованной деятельности по обучению рисованию или рукоделию такие занятия носят спонтанный характер. Причем специальная подготовка и художественные та­ланты участников при использовании изобразительно­го искусства в качестве терапевтического средства не имеют никакого значения.

В арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются при осуществлении этого акта [50].

Считается, что руководители групп должны поощ­рять участников выражать внутренние переживания, по возможности, более произвольно и спонтанно, не беспо­коиться о художественных достоинствах своих работ [50; 82; 89].

Сказанное особенно важно в аспекте формирования адекватных представлений о сущности арт-терапевти-ческого занятия. Сравнивая их с традиционными фор­мами обучения изобразительному искусству, нетрудно заметить различия.

1. Не совпадают приоритетные цели. Главное на уро­ках рисования — научить школьника основам изобрази­тельной деятельности. Причем знания, умения, навыки оцениваются в баллах и должны соответствовать опре­деленным для данного возрастного периода нормативам.

На арт-терапевтических занятиях основные цели — психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставят­ся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правиль­но — неправильно и т. п.

Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.

Не следует оценивать и сравнивать результаты ра­бот еще и потому, что всем людям свойственно менять­ся, а эти изменения отражаются в художественном твор­честве.

2. На уроках содержание и порядок деятельности уча­щихся задается и строго контролируется учителем.

Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую сте­пень свободы и самостоятельности. Так, участники оп­ределяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по сво­ему желанию в соответствии с выбранной темой, само­стоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.

Важно, подчеркивают Н. Жвитиашвили и О. Плато­нова, создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чув­ствам: не интерпретировать рисунки детей и не оцени­вать их поступки. Принимать плачущими или агрессив­ными, предоставлять им право на молчание и право выбора, т. е. сопровождать в трудном путешествии к ис­токам самого себя. Это необходимые условия для арт-терапевтического процесса как пути к установлению от­ношений [20, с. 61].

Творчество, как известно, само по себе обладает це­лительной силой.

3. Заметно отличается стиль общения, методы и при­емы воспитательного взаимодействия. Психолог (педа­гог) на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу (англ, facilitate — облегчать, продвигать).

Арт-терапевтические техники направлены на дости­жение желаемых изменений в психологическом само­ощущении, эмоциональную поддержку, выработку гу­манно-ориентированных моделей поведения.

Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, осо­бенно в случае авторитарного стиля взаимодействия. При гуманистической позиции быстрее устанавливают­ся отношения доверия, взаимного принятия. Благода­ря механизму взаимоотражения (зеркальности), мож­но воспитывать у ребенка доброжелательность, терпимость, эмпатию, другие положительные качества, которые взрослый сам проявляет по отношению к де­тям (Н. Е. Щуркова и др.).

4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия созвучны гуманистической теории конг­руэнтной коммуникации (X. Д. Джайнотт и другие) [ 17].

• Поддерживать в ребенке его чувство собственно­го достоинства и позитивный образ «Я».

• Говорить о ситуации, поступке и его последстви­ях, а не о личности и характере самого ребенка.

• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

• Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навеши­вать «ярлыки».

• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.

В работе с группой недопустимы, по словам Ю. Н. Вьюн­ковой, искусственная инфантилизация отношений, на­смешки, снисходительность, стремление к внешней за­нимательности. Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики, жестов, «луче­испускание» глаз, пожатие руки, психологические «поглаживания» — взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию.