Еще одно важное обстоятельство — творчество самого руководителя арт-терапевтической группы. Говоря образно, искусство арт-терапии. Сказанным подчеркивается высокая степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материалов, приемов и техник в арт-терапевтическом процессе. По существу, арт-терапевт каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы, особенностей участников группы, ситуации и др. Первоначальный замысел разворачивается в конкретный сценарий занятия посредством коллективного творчества.
Вместе с тем для эффективной импровизации необходима научная теоретическая и практическая подготовка. Предложенная модель — обобщенный вариант группового тематического занятия — может быть положена в основу системы арт-терапевтической работы как с детьми, так и со взрослыми.
Логическая структура, завершенность, ограниченность по времени, структурированность не только по форме, но и по тематическому содержанию позволяют исследуемому феномену подняться до уровня технологии, что, соответственно, облегчает процессы освоения, применения, распространения (трансляции) успешного опыта.
Комментарии. Рекомендации
В групповой арт-терапевтической работе приоритетными задачами становятся:
• создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
88
• побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;
• формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.
В ходе любой арт-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативного поведения, связанные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией, сочинением историй и диалогов. Все они, по словам Барбары Болл, сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы.
Многие арт-терапевтические упражнения построены на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду различия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще воображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закрытые глаза помогают экстравертам «повернуть» собственное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими проблемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» картины и прочие психические процессы вытесняют из головы объект визуализации. Открытые глаза в некотором смысле контролируют внимание интровертов, обычно устремленное на внутренний мир. Тем более, внешний мир не интересует их настолько, чтобы отвлекать от процесса визуализации [1, с. 198].
Согласно К. Юнгу, индивид может быть одновременно экстравертированным и интровертированньш в отношении разных психических функций. В частности: ин-тровертированным в чувствах и экстравертированным
89
в мышлении... В упражнениях визуализации больший интерес представляют ощущения (и чувства), поскольку это именно тот уровень, который относится к зрению. Следовательно, сензитивные экстраверты могут иметь большие проблемы при визуализации с открытыми глазами. В то время как сензитивные интроверты, наоборот, будут «захлестнуты» своими внутренними ощущениями при закрытых глазах.
Таким образом, деятельность арт-терапевта так же, как и работа клиента, — процесс творческий. Для арт-терапии, как отмечает большинство специалистов, вообще характерна гибкость в использовании времени, средств, материалов.
Рассмотрим некоторые примеры из фонда арт-терапии (М. Либман, М. Наумбург, Д. Уэллер и др.), модифицированные и авторские арт-терапевтические упражнения и техники.
«Зеркало»
Известны различные варианты этого упражнения. К примеру, один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача лидера — вести за собой, ведомого — следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения чувств и переживаний обоих партнеров происходит обмен ролями. В конце упражнения важно выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, более защищенным.
Интересен и другой вариант этого упражнения с использованием тактильного контакта рук. Участникам надо встать друг напротив друга на достаточно близкое расстояние, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции (как и насколько)?
Затем тактильный контакт необходимо усилить (соединить ладони) и повторить упражнение.
90
«Рисование в пространстве»
Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем варианте характер движений, темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.
«Слепой — поводырь»
Соответственно распределяются и роли в этом упражнении. Пары могут быть образованы по обоюдному согласию, а также спонтанно, по случайному признаку. Для этого всем участникам предлагается закрыть глаза и в полной тишине медленно передвигаться по пространству помещения. Первый, с кем столкнется «слепой», станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодействие. Задача «незрячего» (с закрытыми глазами) постараться полностью довериться «поводырю», который должен провести своего партнера по стилизованному лабиринту (например, из кубиков, стульев, столов). Очевидно, что в этом упражнении необходимо устранить все травмоопасные предметы.
После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе анализируют и обсуждают полученный опыт, в том числе и опыт взаимного доверия, описывают свои ощущения, впечатления.
«Путаница»
Это упражнение выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном.
Сначала — работа в парах, каждой из которых предлагается создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это очень простое задание и решение, как правило, триви-
91
ально: четыре точки опоры — ноги двух участников, пятая — две соединенные руки.
Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать на полу, проявив немалую находчивость и фантазию, 4, 6, 9, 15, (16, 17) точек опоры. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой (например, левой) на ощупь найти пару. Другая рука пока остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет оставшиеся руки произвольно, таким образом, чтобы произошла «путаница». Участникам предлагается «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраивает на дальнейшую работу, задает доброжелательный тон в группе.
«Прогулка по...»
Например, прогулка по пространству тетраднод) листа. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Это особенно характерно для детей, страдающих дисграфией.
Повторяя упражнение, можно посоветовать участникам — «буквам» объединиться в слова, имена. Стоит также предложить им построиться в шеренгу, образовать круг, квадрат, другие фигуры. Тем самым лучше осваивается так называемое арт-терапевтическое пространство, развивается пространственное воображение.
«Прогулка» может быть свободной. Задача — просто прислушаться к себе и почувствовать свое тело в про-
92
цессе разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прохаживаться, участники должны имитировать встречу, используя для этого невербальные приемы (взгляд, жесты, улыбку). В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать или отпрыгивать, отскакивать, имитируя «броуновское движение», и т. п.
«Разогрев» в этих случаях идет по типу гармонизации ощущений собственного тела, пространства, повышения уровня доверия при взаимодействии в парах и малых группах.
Таким образом, практически все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания на ощущениях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по словам Джейни Раин, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему или что-либо воспроизвести. Вначале руководитель побуждает участников к самоидентификации при помощи рисования или лепки. Задания, указывает автор, предельно просты, чтобы не вызвать испуга, ослабить сознательный контроль и помочь участникам спонтанно выразить внутренние ощущения. Можно попросить изобразить какое-либо настроение, что-нибудь из своих фантазий или представление о любви, ненависти, красоте, свободе. После выполнения задания участники могут попытаться описать свои переживания. При этом есть вероятность, что при отображении того, чем занято воображение, на поверхность выйдут подавляемые эмоции. И тогда с ними будет работать группа (К. Рудестам).