Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 15 из 34)

Еще одно важное обстоятельство — творчество са­мого руководителя арт-терапевтической группы. Гово­ря образно, искусство арт-терапии. Сказанным под­черкивается высокая степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материа­лов, приемов и техник в арт-терапевтическом процес­се. По существу, арт-терапевт каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы, особенностей участников группы, ситуации и др. Пер­воначальный замысел разворачивается в конкретный сценарий занятия посредством коллективного творче­ства.

Вместе с тем для эффективной импровизации необ­ходима научная теоретическая и практическая подготов­ка. Предложенная модель — обобщенный вариант груп­пового тематического занятия — может быть положена в основу системы арт-терапевтической работы как с деть­ми, так и со взрослыми.

Логическая структура, завершенность, ограничен­ность по времени, структурированность не только по форме, но и по тематическому содержанию позволяют исследуемому феномену подняться до уровня техноло­гии, что, соответственно, облегчает процессы освоения, применения, распространения (трансляции) успешного опыта.

Комментарии. Рекомендации

В групповой арт-терапевтической работе приоритет­ными задачами становятся:

• создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомо­щи, эмоциональной поддержки;

88

• побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отноше­ний и эмоциональных реакций, обсуждению пред­ложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

• формирование значимых групповых норм взаимо­действия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

В ходе любой арт-терапевтической сессии можно на­блюдать разные формы креативного поведения, связан­ные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией, сочинением историй и диалогов. Все они, по словам Барбары Болл, сопутству­ют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-те­рапевтической работы.

Многие арт-терапевтические упражнения построе­ны на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду раз­личия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще во­ображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закры­тые глаза помогают экстравертам «повернуть» собствен­ное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими про­блемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» кар­тины и прочие психические процессы вытесняют из го­ловы объект визуализации. Открытые глаза в некотором смысле контролируют внимание интровертов, обычно устремленное на внутренний мир. Тем более, внешний мир не интересует их настолько, чтобы отвлекать от про­цесса визуализации [1, с. 198].

Согласно К. Юнгу, индивид может быть одновремен­но экстравертированным и интровертированньш в от­ношении разных психических функций. В частности: ин-тровертированным в чувствах и экстравертированным

89

в мышлении... В упражнениях визуализации больший интерес представляют ощущения (и чувства), посколь­ку это именно тот уровень, который относится к зрению. Следовательно, сензитивные экстраверты могут иметь большие проблемы при визуализации с открытыми гла­зами. В то время как сензитивные интроверты, наобо­рот, будут «захлестнуты» своими внутренними ощуще­ниями при закрытых глазах.

Таким образом, деятельность арт-терапевта так же, как и работа клиента, — процесс творческий. Для арт-терапии, как отмечает большинство специалистов, вооб­ще характерна гибкость в использовании времени, средств, материалов.

Рассмотрим некоторые примеры из фонда арт-тера­пии (М. Либман, М. Наумбург, Д. Уэллер и др.), моди­фицированные и авторские арт-терапевтические упраж­нения и техники.

«Зеркало»

Известны различные варианты этого упражнения. К примеру, один участник исполняет роль лидера, дру­гой — ведомого. Задача лидера — вести за собой, ведо­мого — следовать в движениях за лидером, стараясь по­вторить их как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения чувств и переживаний обоих партнеров про­исходит обмен ролями. В конце упражнения важно вы­яснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, более защищенным.

Интересен и другой вариант этого упражнения с ис­пользованием тактильного контакта рук. Участникам надо встать друг напротив друга на достаточно близкое расстояние, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуж­дается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции (как и насколько)?

Затем тактильный контакт необходимо усилить (со­единить ладони) и повторить упражнение.

90

«Рисование в пространстве»

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепен­но переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выпол­няться в парах и общем круге. В последнем варианте ха­рактер движений, темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.

«Слепой — поводырь»

Соответственно распределяются и роли в этом упраж­нении. Пары могут быть образованы по обоюдному со­гласию, а также спонтанно, по случайному признаку. Для этого всем участникам предлагается закрыть глаза и в полной тишине медленно передвигаться по пространству помещения. Первый, с кем столкнется «слепой», станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодей­ствие. Задача «незрячего» (с закрытыми глазами) поста­раться полностью довериться «поводырю», который дол­жен провести своего партнера по стилизованному лабиринту (например, из кубиков, стульев, столов). Оче­видно, что в этом упражнении необходимо устранить все травмоопасные предметы.

После смены ролей и повторения упражнения в раз­личных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе анализируют и обсуждают полученный опыт, в том числе и опыт взаимного доверия, описывают свои ощущения, впечатления.

«Путаница»

Это упражнение выявляет степень групповой спло­ченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном.

Сначала — работа в парах, каждой из которых пред­лагается создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это очень простое задание и решение, как правило, триви-

91

ально: четыре точки опоры — ноги двух участников, пя­тая — две соединенные руки.

Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать на полу, проявив немалую находчивость и фантазию, 4, 6, 9, 15, (16, 17) точек опоры. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придви­нуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой (например, левой) на ощупь найти пару. Другая рука пока остается свобод­ной. Затем арт-терапевт соединяет оставшиеся руки про­извольно, таким образом, чтобы произошла «путаница». Участникам предлагается «распутаться» и образовать об­щий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраива­ет на дальнейшую работу, задает доброжелательный тон в группе.

«Прогулка по...»

Например, прогулка по пространству тетраднод) ли­ста. Участникам предлагается представить себя одино­кими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на воп­рос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Это особенно характерно для детей, страдающих дисграфией.

Повторяя упражнение, можно посоветовать участни­кам — «буквам» объединиться в слова, имена. Стоит так­же предложить им построиться в шеренгу, образовать круг, квадрат, другие фигуры. Тем самым лучше осваи­вается так называемое арт-терапевтическое простран­ство, развивается пространственное воображение.

«Прогулка» может быть свободной. Задача — просто прислушаться к себе и почувствовать свое тело в про-

92

цессе разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве ком­наты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прохаживаться, участники должны имитиро­вать встречу, используя для этого невербальные приемы (взгляд, жесты, улыбку). В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать или отпрыгивать, отска­кивать, имитируя «броуновское движение», и т. п.

«Разогрев» в этих случаях идет по типу гармониза­ции ощущений собственного тела, пространства, повы­шения уровня доверия при взаимодействии в парах и малых группах.

Таким образом, практически все упражнения разог­рева предполагают концентрацию внимания на ощуще­ниях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по сло­вам Джейни Раин, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения при­мет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему или что-либо воспроизвести. Внача­ле руководитель побуждает участников к самоиденти­фикации при помощи рисования или лепки. Задания, указывает автор, предельно просты, чтобы не вызвать испуга, ослабить сознательный контроль и помочь учас­тникам спонтанно выразить внутренние ощущения. Можно попросить изобразить какое-либо настроение, что-нибудь из своих фантазий или представление о люб­ви, ненависти, красоте, свободе. После выполнения за­дания участники могут попытаться описать свои пере­живания. При этом есть вероятность, что при отображении того, чем занято воображение, на поверх­ность выйдут подавляемые эмоции. И тогда с ними бу­дет работать группа (К. Рудестам).