Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов выявляет, по данным Л. Н. Собчик, состояние выраженного стресса независимо от того, чем и у кого стресс вызван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности [53]. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Пример
Автор рисунка — взрослый мужчина — ко времени занятия длительный период находился в состоянии затянувшегося профессионального конфликта, конструктивный выход из которого найти не удавалось. Положение казалось ему безнадежным.
На предложение психолога: изобразить и <<заполиитъ» контуры человека любыми эмоциями, чувствами подходящей окраски, — протеста не последовало. Напротив, мужчина с удовольствием принялся за работу. Сначала, не задумываясь, быстро нарисовал черным цветом комок ненависти в правой половине груди силуэта. Затем — темно-коричневым изобразил жадность в кулаках. Гряз-
99
но-серым закрасил всю остальную поверхность рисунка, поскольку страх, по его мнению, растекается по всему телу. В области сердца «поселил» двухцветную боль (оттенки болотного и ржаво-коричневого). Работа была практически завершена и автор, рассматривая ее, надолго задумался. В итоге, появилось еще одно чувство — самодовольство, которое как пузырь в виде скафандра, возвышалось над головой и плечами нарисованного человека. На этапе обсуждения мужчина сказал, что доволен образом, что нарисовал все основные чувства и эмоции, которые вспомнились в первую очередь. Он был искренне удивлен и долго смеялся, поскольку совсем забыл про любовь, радость, счастье, наслаждение, удивление и другие эмоциональные состояния, которые наполняли рисунки других участников арт -терапевтической группы.
Итак, предложенные упражнения в игровой форме позволяют ощутить, осознать, пережить и выразить полную гамму чувств и эмоций.
Вместе с тем в процессе творческого самовыражения, на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения, человеку открываются новые пути к личностному росту и развитию.
«Рисуем символами и абстракциями»
Упражнение продолжает предыдущую тему в контексте работы с определенным чувством. Варианты инструкций:
• Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др.)
• Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др.).
• Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревности и др.) языком символов.
• С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым и др.)- Затем нарисуйте картину, когда вы счастливы (огорчены, обижены).
Далее предлагается проанализировать полученный опыт.
Процедура «Что ты видишь?» поможет выяснить собственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чувства вины, обиды)? Какой эпизод представляется, когда вам предложено нарисовать чувство счастья (горя, ненависти)?
Подобные тематические задания располагают к высокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к ин-ди видуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.
<<Путешествие в детство»
Рисунки ранних воспоминаний принято рассматривать в качестве своеобразной метафоры взаимоотношений автора с современным ему окружающим миром. Считается, что детские воспоминания как символическая модель межличностных отношений отражают индивидуальные особенности взаимодействия, коммуникативные затруднения и способы их разрешения, характер реагирования как в прошлом, так и в настоящем. Данный феномен тесно связан с природой изобразительного искусства (В. Беккер-Глош) и значим в контексте арт-тералевтической диагностики.
Слова и рисунки детских воспоминаний являются сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта (Ф. Маузи др.).
Поэтому тема нескольких сессий (занятий) может звучать: «Могу позволить себе играть как ребенок...».
101
Одно из заданий: нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) из своего детства и придумать рисунку название.
В зависимости от цели инструкция может оставлять свободу для выбора эмоциональной окраски детского воспоминания (приятного, радостного или горького, травмирующего). А именно:
- нарисовать «нерабочей» рукой какое-либо событие детства (любое детское воспоминание);
- нарисовать «нерабочей» рукой самое яркое детское воспоминание.
Для работы лучше использовать мягкие изобразительные материалы (восковые мелки, пастель), листы бумаги большого формата (A3 и больше).
Очевидно, что «правша» при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознательный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисовать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов и/или возникновения ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении. Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизненным сценарием» автора, преобладающими стратегиями поведения, как отражается на его жизни в данный момент?
На последующих сессиях тема детских воспоминаний может быть продолжена: «Моя первая ложь...», «Самое впечатляющее событие...», «Я — ребенок», «Когда я был маленьким», «Первая потеря...», «Первое в жизни расставание», «Детские секреты» и др.
«Метаморфозы рисунка»
Смысл задания прост: каждому участнику предлагается на своем листе бумаги быстро создать какой-
102
либо образ, нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать работу следующему участнику для продолжения рисунка. Упражнение завершается, когда каждый рисунок, обойдя несколько кругов, возвращается к своему первому автору.
Обсуждаются изначальный замысел, произошедшие изменения и чувства, которые при этом возникали. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творчестве в «чужом пространстве».
Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды, поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Отношение человека к окончательному (коллективному) варианту собственного рисунка во многом зависит от того, насколько долго он работал над своим замыслом до первой передачи листа по кругу.
Словом, многим участникам тем легче принять зачастую кардинальные изменения, чем меньше чувств было вложено в первоначальное изображение. Ведь если у кого-либо проявляются разрушительные тенденции, то возвращенные авторам работы могут быть практически неузнаваемы.
При доброжелательном настрое первоначальные рисунки изменяются не так заметно.
Таким образом, в психотерапевтических целях на первоначальном этапе изобразительного творчества лучше использовать ограничения во времени. Причем, контролировать деструктивные тенденции в рисунках в определенной степени может и сам арт-терапевт, если наравне с другими участвует в коллективной работе.
Итак, рисование по кругу позволяет получить значимый диагностический материал, наблюдать за индивидуальными реакциями и развитием группового процесса.
103
«Прозрачные картины (изотерапия на стекле)»-
Данная техника демонстрирует тенденции к сотрудничеству или соперничеств}', доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.
Участники работают парами на одном стекле, укрепленном вертикально. Каждый рисует гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая. Например: изобразите свои представления о счастье, нарисуйте добро, мечту, боль, радость и т. п.
Ограничения на вербальное общение. Замысел, сюжет, способы работы заранее не обсуждаются.
На этапе анализа сопоставляются готовые композиции, участники обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая композиция: гармонична ли картина, един ли замысел, идея? Как выглядит композиция на свет: создается ли впечатление целостной работы или изображение воспринимается только отдельно с каждой стороны?
Участники по очереди характеризуют и интерпретируют нарисованные объекты, описывают возникшие ассоциации. Если каждый уделял внимание лишь своей собственной композиции, не согласовывая действия с партнером по работе, необходимо корректно выяснить мотивы именно такой стратегии.
Понятно, что результат совместной работы в единой логике более привлекателе?!, поскольку нарисованная картина гармонично смотрите;! с обеих сторон стекла и на просвет.
Подобная процедура может быть выполнена также и в технике рисунка пластилином на стекле или большом листе картона. Причем, вероятность автономных композиций возрастает, если лист разделен пополам широкой (жирной) линией. В случае, если граница почти незаметна (сгиб, твердый тонкий карандаш), субъект с выраженным стремлением к лидерству легко переходит на «чужую» территорию.