Слова и символы, как известно, оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
Общепризнано, что чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент), а также изменения хода и характера мыслей ребенка (ментальный компонент). Следовательно, рисуя положительный образ и фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и другим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы: «Я хороший»; «Мои самые приятные (яркие, добрые, счастливые) впечатления детства»; «Радость».
О результативности арт-терапевтических техник в значительной мере свидетельствуют отзывы самих участников, их устойчивое желание посещать занятия, а также степень искренности и открытости, позитивные изменения межличностных отношений и другие признаки.
Обобщенным критерием эффективности арт-терапии считается объективная динамика социальных и психологических показателей состояния участников.
В целом, представленные упражнения и техники достаточно универсальны. Они, как зеркало, отражают модели поведения человека в реальной жизни.
Система арт-терапевтических занятий
Каждое из предложенных занятии является многоцелевым и может стать основой для системы арт-тера-певтической работы с одной из наиболее часто встречающихся личностных проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими и многие другие.
Вместе с тем система занятий в предлагаемой последовательности представляет модель краткосрочной тематически-ориентированной арт-терапии. При этом основной акцент смещается с лечебных и коррекционных целей на цели психопрофилактические, социально-терапевтические, воспитательные, развивающие, диагностические.
Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от арт-терапевтической цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 1-2 раза в неделю.
Тема, четко выраженная структура, определенное содержание каждого этапа занятия задают организационную упорядоченность, некоторую директивность. Однако по стилю психотерапевтических отношений, эмоциональной атмосфере арт-терапевтическое взаимодействие отличается демократичностью, творческим гуманистическим характером, личностно ориентировано.
Предложенные техники довольно универсальны и подходят для работы со всеми возрастными группами: от младших школьников, начиная с семи лет, до взрослых и людей преклонного возраста. Могут быть адаптированы для индивидуальной арт-терапии.
Занятие I. « Рисуем круги...»
Общие замечания. Приоритетные цели
Данное занятие подходит для начала и завершения АТ работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы). АТ пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол арт-терапевта.
Материалы:
Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником). Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.
Многие дети очень переживают и расстраиваются, если в процессе работы проливают воду, пачкают одежду краской. Чтобы такие досадные случайности не ограничивали спонтанности и свободы творчества и не снижали терапевтического эффекта занятия, необходимо заранее позаботиться об удобной спецодежде.
Основные процедуры. Этапы
(Инструкции для участников выделены курсивом.)
1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:
Каракули.
Передача листа по кругу.
Рисунок по кругу.
2. Индивидуальная работа.
• Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.
• Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.
• Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.
• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.
• Обведите контуры рисунков.
• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
• Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.
3. Коллективная работа.
• Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам оченъхочет-ся дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.
• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!
• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.
Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации
Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов — самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность, ифивость.
Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.
Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы.
Рисовальщик, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание [3].
Рисование в круге принято называть техникой рисуночной мавдалы («магический круг»). Как следует из психологического словаря, мандала — символический рисунок, обычно квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. Это — своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самость, целостную личность, ее гармоничное состояние, а также тонкие, невыразимые обычными средствами переживания (К. Юнг). В последние годы эта техника стала применяться и как проективный психодиагностический инструмент.
Предложенный вариант занятия в некотором смысле сходен с социометрическими методиками, имеет значительную диагностическую ценность.
Одна из задач 1 этапа состоит в знакомстве и/или сближении участников группы посредством совместных действий. Для этого, по словам Р. Гудман, особенно подходит упражнение «Передача листа». Оно ценно тем, что рисунок не имеет авторства, а потому не может стать предметом для адресной иронии и критики.
Каждому из присутствующих предлагается нарисовать на своем листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно складывается благоприятная творческая атмосфера, способствующая проявлению творческой активности и спонтанности на следующих этапах работы.
Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. В этом случае по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.
Упражнение интересно, особенно в быстром темпе, но малоэффективно в больших группах, а также с младшими школьниками и детьми, имеющими отклонения в волевой сфере, поскольку те, кто уже завершил работу, ожидая следующую инструкцию, могут отвлекаться, вмешиваться в творческий процесс других, комментировать, советовать, иронизировать. Самые нетерпеливые задают вопросы типа: «А что дальше? А можно я...». Поэтому в подобных упражнениях на этапе настроя необходимы ограничения по времени. Психолог может регламентировать продолжительность работы каждого участника, например, по секундомеру или прерывать рисование хлопком.