Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 21 из 34)

Если между участниками установилась подлинная, эмоциональная связь, группа старается помочь «больно­му дереву». Дети, к примеру, рисуют дятлов, «делают прививки» здоровых веток, «поливают» и т. п. В итоге, создается среда, близкая к терапевтической.

На пятом этапе занятия детям предлагается отде­лить фигуру от фона, причем выполнить эту работу пальцами, без помощи ножниц. Как известно, отрыва­ние бумаги пальцами («выщипывание» изображения), во-первых, способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности, во-вторых, как бы опос­редованно подправляет облик «проблемных» деревьев. При этом улучшается эмоциональное состояние рисо­вальщика и группы в целом. Обратитесь, например, к рис.11. Если разделить изображения дерева и лесору­ба, т. е., образно говоря, отделить лесоруба с топором от дерева, то и опасность будто бы исчезает. (Сравните рис. Ни 12.)

Рис. I I

Рис. 12

На заключительном этапе возможны проявления «неравенства» в распределении подарков: одним участ­никам дарят охотнее, нежели другим. Поэтому психоло­гу важно заранее подготовить несколько рисунков, со­проводив их добрыми словами.

Такое завершение арт-терапевтической сессии боль­ше подходит для старших школьников, студентов и взрослых.

В работе с младшими школьниками интересен сле­дующий вариант заключительного этапа занятия. Мож­но прикрепить рисунки деревьев к листу ватмана или бархатной бумаги, фланели, создать фон, оставить «лес» в классе и несколько дней (недель) поиграть с ним. На­пример, перемещать нарисованные деревья в зависимо­сти от настроения, «поселить» игрушечных птиц, живот­ных, устраивать приятные сюрпризы, особенно около работ отвергаемых детей.

В этом случае арт-терапевтический процесс продол­жается и в период между специальными занятиями. В качестве иллюстрации приведу пример, когда на рисунок мальчика, который тяжело переживал потерю родителей, дети прикрепили небольшое «гнездо» из ниток, в которое незаметно подкладывали конфетки. Позже подобные по­дарки стали возникать и около других деревьев.

Часто в историях «от лица» дерева, участники открыто идентифицируют себя с изображением на рисунке. При­чем это явление характерно для всех возрастных групп.

Из рассказов третьеклассников:

«Я — засохшее дерево. Мне очень одиноко».

«Около домика нарисованы цветы. Вот этот тюль­пан — я, а рядом мой братишка. Его собирается сорвать садовник для букета».

«Наверное, это кот. Его все любят, гладят, вкусно кормят. Нет, пусть лучше это буду я».

«Я — береза, укрытая снегом. Мечтаю, чтобы зимой деревья не умирали...>>.

А вот подобные, созвучные детским, высказывания студентов:

«Я — фантастическое дерево».

«Мне — иве очень больно».

«У моего дерева много проблем. Его никто не любит».

Психологу надо быть особенно внимательным и кор­ректным к авторам необычных работ. К примеру, рису­нок черного дерева с дуплами, отмирающими ветками, которые съедали черви. На фоне черного солнца — зиг­заги молний. (См. рис. 13, 14. Оба автора — девятилет­ние мальчики из обычного класса возрастной нормы). Или изображение красной елки, которая, по словам ав­тора, охвачена пламенем. Другая «ель» темно-синего цвета, нарисованная исключительно прямыми линиями, символизировала погибшее в пожаре растение, у кото­рого все-таки есть надежда на возрождение.

Встречаются рисунки больных или искалеченных (человеком, молнией, стихией) деревьев. Иногда вместо дерева рисуют пень с отростками, низкорослый кустар-

Рис. 13

Рис. 14

ник, деревянный мостик через речку. Данные работы сви­детельствуют об особом, вероятно, неблагоприятном психологическом самочувствии авторов. В таких случа­ях желательно использовать дополнительные диагностические методики, а также индивидуальную арт-тера­пию. Темы для рисунков выбираются в соответствии с наметившейся проблемой. Примерные инструкции:

• «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте ок­ружающий пейзаж».

• «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте его прошлое, настоящее, будущее».

• «Нарисуйте молодое, здоровое, жизнерадостное дерево (или замерзшее, грустное, больное и др.)».

Бывает, что в процессе арт-терапии выявляются глубин­ные психологические проблемы, психотравмы, погранич­ные состояния личности. Безусловно, при этом требуется специальная консультация у психотерапевта (психиатра).

Итак, рисунок, движение, танец, вербализация пере­живаний — «инструменты» гармоничного сочетания гу­манной диагностики и арт-терапии.

Занятие 3. «Куклотерапия»

Общие замечания. Приоритетные цели

«Пальчиковые куклы — стилизации» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая ук­репляется на пальце с помощью резинового кольца. Про­цесс изготовления занимает всего несколько минут и мо­жет использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с тера­певтическими и психопрофилактическими целями.

Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Многоцелевая методика «широкого действия» предназ­начена для групповой работы. Может быть адаптирована для индивидуальных занятий, а также использоваться в семейной арт-терапии, эффективна в коррекции коммуни­кативных проблем, страхов, агрессивности и др. Сценарий заранее не планируется. Его придумывают участники в процессе спонтанной игры с «пальчиковыми» куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализа­цию, направляя развитие сюжета на достижение коррек-ционного, терапевтического, воспитательного эффектов.

В числе приоритетных целей можно выделить такую, как: содействие расширению ролевого репертуара и ро­левой гибкости участников.

В самом общем виде этапы занятия следующие: иг­ровые изобразительные упражнения для настроя на творческую деятельность; изготовление одной или не­скольких «пальчиковых» кукол из бумаги и/или лос­кутков материи; придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля; рефлексивный анализ. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы:

Различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника (сторона ребра - 6-8 см). Каждому участнику предоставляется набор из 8 лоскутков ткани восьми цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый (по М. Люшеру). Резиновые колечки для укрепления лоскутка на паль­це в виде косынки. Плотная бумага для рисования, каран­даши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч. Основные процедуры. Этап

(Инструкции для участников арт-терапии выделены курсивом.)

1. Настрой («разогрев»)

Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и дру­гие материалы, необходимые для рисования.

• Возьмите карандаш (фломастер, краску, пас­тельные мелки или другие изобразительные ма­териалы, по желанию), закройте глаза и попро­буйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивай­те движения руки. Можно просто «калякатъ».

• Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сде­лайте это.

• Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответству­ет настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойди­те с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, что­бы получилось узнаваемое изображение.

Считается, что подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроить­ся на свой внутренний мир.

2. Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, внут­ри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказы­вают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении.

На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание дру­гому человеку. В детских группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций.

Завершить этот этап желательно взаимными подар­ками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

3. Индивидуальная работа

Каждому необходимо выбрать один из восьми пред­ложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помо­щью резинового кольца в виде косынки на любом паль­це левой руки.

• Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер приду­манного персонажа. (Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый или...?)

• Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вы­режьте ножницами и вставьте в овал, образо­ванный косынкой. При желании для куклы мож­но сделать одежду.

4. Этап вербализации и кукольной театрализации

• Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бырассказатъ о себе. Если длямаленъкого спек­такля необходимы другие персонажи, сделайте их.

• При желании, обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли.

Таким образом, каждый может выбрать для себя ком­фортную «дозу» коммуникативного участия.

5. Заключительный

Каждому участнику группы вновь предлагается выб­рать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с пер­воначальным выбором — своеобразный индикатор дина­мики настроения и эмоционального самочувствия за пе­риод занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впе­чатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях.