Постепенно будет изменяться стиль взаимоотношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя защищенным и уверенным, когда его понимают и любят.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает спою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.
Материалы:
Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Стирательная резинка, клей, ножницы, нитки, скотч.
Основные процедуры. Этапы
(Порядок действий разъясняет ведущий занятия, являясь при этом равноправным участником. Инструкции выделены курсивом.)
1. Индивидуальная работа
• На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу.
• Склейте бумагу в виде цилиндра.
• При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.
2. Этап вербализации и кукольной театрализации (драматизации)
• Наденьте получившуюся куколку на палец.
• Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила-была кукла, похожая на меня...».
Начало рассказа словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...» усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. По словам Д. Бретт, такие рассказы можно назвать психотерапевтическими [7].
Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.
3. Заключительный этап. Рефлексивный анализ Занятие завершается обсуждением происходящего.
«Куклам» можно задавать вопросы. Дарить их друг другу. Если хочется — сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное, серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле. Ведь это персонифицированный образ автора.
Темы домашних занятий могут выбираться произвольно или в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когдая был маленьким...», «Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...», «Однажды в школе...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...».
На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько — в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.
Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.
Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации
Проблемы понимания и взаимопонимания актуальны в любом возрасте.
— Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? — спросили как-то у школьников.
— Может, если поймет проблему так же, как ребенок, — был ответ.
Перескажу одну историю.
Однажды предприимчивые люди в поисках популярно -сти решили открыть новое кафе «Гулливер»-. Вся мебель там была такой огромной, что даже самый высокий человек, сидя на стуле, не доставал ногами до пола. Трудно было дотянуться до края стола, а разглядеть потолок и вовсе не удавалось — так он был далеко. Люди чувствовали себя неуверенными, беззащитными, жалкими и вскоре перестали ходить в кафе.
Они не хотели быть маленькими.
Вывод очевиден и известен — взрослым стоит почаще вспоминать, как это — быть детьми.
Несомненно, в понимании детских проблем немаловажное значение имеет интуиция. Однако определенные психологические сведения родителям все же необходимы. Полезно в общих чертах познакомиться с основами цветового теста Люшера, а также с графическими индикаторами рисуночных проективных методик.
Эти знания и консультации психолога помогут родителям изготовить «терапевтическую» куклу-героя, про которую ребенок может придумывать истории со счастливым концом. Лучше, чтобы «хорошая», как ее часто называют дети, кукла была по размеру крупнее остальных, больше ладони.
Важно подчеркнуть, что гиперактивные дети часто уничтожают неудавшиеся рисунки кукол (рвут на мелкие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают), обещая сделать лучше. Таким образом они как бы «тера-пируют» сами себя, пытаясь через образ куклы подправить свой собственный образ в представлениях других людей. Нередко дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки. Как известно, именно перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ — один из важных коррекционных механизмов.
Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной. Занятия с «пальчиковыми» бумажными куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи. Доказано, что прикосновение к пальцу — стимул, усиливающий сенсорное и моторное внимание (П. Роланд и др.). Теоретически и практически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев (М. М. Кольцова, М. С. Рузинаидр.).
Эффект домашних занятий заметно возрастает, если «родительская» кукла но вечерам разговаривает с ребенком. Дорис Бретт, клинический психолог и детский психотерапевт из Австралии, предложила использовать истории, подобные персонализированным, очеловеченным сказкам [7]. Их герои наделены характерными чертами ребенка и имеют такие же проблемы. В конце рассказа они находят пути и способы понимания, разрешения своих трудностей и конфликтов. Действующими лицами могут быть как реальные персонажи, так и герои из мира фантазии и волшебства. Главное, чтобы содержание проблемных ситуаций было сходным с реальностью.
В своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Д. Бретт в качестве примеров приводит истории, сочиненные ею для дочери. Моделирование историй «про Энни», по словам автора, должно происходить по образу ребенка, для которого предназначен рассказ. В частности: содержать описание его личностных качеств, черт характера, переживаний, тревог, опасений, надежд. Даже в имени должно быть сходство. Это позволяет ребенку отождествить себя с героем и воспринимать его проблемы и ситуации как собственные. И, соответственно, располагает к внимательному, продуктивному слушанию. Важно, чтобы язык рассказа был понятен ребенку. Описывая неприглядные качества, необходимо подчеркнуть достоинства и сильные стороны личности. Напряженные состояния, беспокойства, страхи заметно уменьшаются, если рассказ включает шутки, забавные эпизоды, юмор. В том случае, когда взрослый не может придумать окончания рассказа, следует обратиться к ребенку:
— Как ты считаешь, о чем подумала Энни, что сделала, как себя вела?
Если ребенок отвечает, что не знает, ему можно предложить отгадать.
Это своеобразный диагностический прием. Угадывая «про Энни», ребенок рассказывает нечто важное о себе.
Слушать историю о девочке или мальчике, таком же, как он сам, приятно: не читают наставлений, не обвиняют, не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах. Так создается своеобразная зона психологической безопасности. При этом родитель как бы не вмешивается во внутренний мир маленького человека. А ребенок получает возможность безбоязненно задавать вопросы на волнующую тему.
Не секрет, что даже взрослые, обращаясь за советом или помощью по деликатному вопросу, нередко прибегают к опосредованному рассказу: «У моего знакомого проблема...». Тем более дети, которые чувствуют себя виноватыми или испытывают смущение из-за своих проблем. Им трудно говорить об этом открыто. К примеру, если ребенок предложит придумать историю про то, как с девочкой (мальчиком) не играют другие дети, родителям станут понятны причины его беспокойства и тревоги. Итак:
• У терапевтических историй обязательно должен быть благополучный конец. Герой, а значит, и ребенок, непременно найдет выход из своего затруднения. Счастливое окончание придает ребенку уверенность, что надо не сдаваться.
• Слушая рассказ, ребенок сосредотачивает внимание на том, что в данный момент для него актуально. Осознание и принятие нового воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий (не потому, что велела мама, а потому, что он сам так решил).
• Истории создают добрую и уютную атмосферу сказки перед сном, чем успокаивают не только ребенка, но и рассказчика-родителя.
• Рассказ историй «про Энни» может сопровождаться рисованием, лепкой из глины и т. п. Это прекрасная возможность выразить и воспроизвести то, что беспокоит ребенка, а потом символически расправиться, победить проблему. (Так, дети с удовольствием уничтожают рисунки собственных страхов.)
Известно, что интерпретация событий взрослыми заметно отличается от детской интерпретации. Если, по словам родителей, ребенок говорит глупости, поскольку страшилищ в реальной жизни не бывает, маленький человек переживает чувство непонимания. Это усиливает его страх, уменьшает откровенность, усложняет общение.
Персонифицированные терапевтические истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, обсуждать трудные и щекотливые темы безопасным путем, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.
Этапы сочинения историй (по Д. Бретт):
1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.
2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.
3. Начните рассказ с представления героя, который живет в похожем доме, имеет сходные с ребенком проблемы.