4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить.
6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или наоборот «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.
7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание должно быть понятным, а длительность рассказа определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.
8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.
Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Так, Р. М. Стирцингер (1983) предложил метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушениями поведения. Сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, нежели те, что были предложены ребенком. Данный метод, по утверждению автора, помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.
Метод «общего сочинения историй» может использоваться и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того, как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.
Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление «пальчиковых» кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.
В процессе подобных занятий взрослые не только лучше узнают своих детей, но нередко проясняют и осознают собственные проблемы.
В качестве иллюстрации приведем рассказы восьмилетних братьев-близнецов от лица их бумажных «пальчиковых» кукол.
Одинокая кукла
Жила-была кукла на острове Синего моря. Ее никак не звали. Она жила одна. Дом в два этажа из кирпичей, нет — из палок. Кукла жила на втором этаже. Окна из тряпок.
Однажды подул ветер. Дом снесло, и она уплыла далеко-далеко. Вода была черная, страшная. Вернулась кук-
141
ла через много лет. Ее не узнали и выгнали. Так и осталась она одна, без семьи, без родителей. Потом, правда, стала жить с друзьями.
Семья и Дед Мороз
Жила-была кукла по имени Паша со своей семьей. Однажды куклу забрала бабушка на несколько дней. Вернулся он, а дома никого нет. Всех съел Серый волк. Как он об этом узнал? — Вокруг валялись кости. Мальчик очень расстроился и пошел к Деду Морозу просить, чтобы тот вернул семью. Дед Мороз выполнил желание. И еще Паша попросил у Деда Мороза, чтобы на свете не было волков.
Семья, в которой живут близнецы, по внешним признакам вполне благополучная. У мальчиков — заботливые и ответственные родители, есть старшая сестра — отличница. Вместе с тем, как видно из рисунков и рассказов, оба брата испытывают высокую тревожность, незащищенность, страх, потребность в эмоциональной поддержке. Эти особенности психологического состояния детей ярко проявились во время куклотерапевтической сессии. «Откровения» оказались неожиданными как для взрослых, так и для самих мальчиков, которые до этого момента не решались говорить с родителями о своих переживаниях.
Обнаруженные проблемы близнецов подтвердились при выполнении проективного теста: «Рисунок семьи» (W. Hulse). Известно, что данная методика позволяет выявить субъективную оценку ребенком родительской семьи, своего места в ней, характер взаимодействия с другими ее членами.
При интерпретации результатов рекомендуется обращать особое внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле. Это указывает на функционирование определенных защитных механизмов: чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией (Л. Гантт и др.).
Слишком большое расстояние между элементами изображения на рисунке семьи может расцениваться как показатель отрицательного эмоционального климата, преобладающего в этих отношениях, а также как безропотное подчинение (A. F. Grasha, M. Homan).
Выполняя «Рисунок семьи», один из братьев изобразил два пустых помещения без людей. На вопрос, почему же никого нет, он ответил, что нарисовал коридор и кухню, а там никто не живет. Лампа и стены коридора раскрашены простым карандашом. Только окно голубого цвета.
Другой брат нарисовал всех членов семьи, кроме самого себя. (См. рис. 15, 16.)
Рис. 15
Как известно, отношения личности формализуются в виде симптомокомплексов: незащищенность, тревожность, враждебность, депрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности. Многие из них проявились у обоих мальчиков во всех творческих работах. Вот какие рассказы получились на занятии «Рисуем деревья...».
143
Рис. 16
Летнее утро в саду
У дерева — три желания: много друзей, чтобы дерево разговаривало, чтобы жило долго. У него есть враги: дятлы и червяки. Вообще-то может погибнуть, но, наверное, друзья помогут. Ему лучше летом, когда солнце светит... Если тучи, пасмурно, то грустно... Тучи па рисунке — плохие. Солнце? Это дальний родственник. Кусты — друзья. Справа — старый друг. (Подумал.) Вожатая из лагеря. Слева — маленький. (Долго молчал). Ему 14 лет.
Лето
Дереву 7 лет, это мальчик. Настроение у него веселое, когда светит солнце. Это мама. Но когда от солнца слишком жарко, дерево охраняют тучки: папа и сестра. Хотя часто от тучек тень, тогда дереву одиноко, холодно, грустно. Настроение портится, когда опадают листья или их отрывает сильным ветром — ураганом. Он даже летом может быть. Правда, летом не так страшно, как осенью. Дерево может погибнуть, если солнце его высушит. Враги дерева: ветер, осень, солнце. Три желания: долго жить, что -бы хватило воды (много воды), чтобы был верный друг.
С обеих сторон дерева изображены цветки: справа — брат, слева — сестра.
Рисунки и рассказы мальчиков оказались настолько образны и информативны, что не требуют детальной интерпретации и специальных комментариев. Как выяснилось, оба брата-близнеца, несмотря на существенные отличия в поведении, испытывают неудовлетворенность семейной ситуацией, потребность во внимании, принятии. Отсутствие людей на рисунке семьи с известной долей вероятности можно рассматривать как индикатор эмоционального конфликта, недовольства семейной ситуацией, как выражение чувства отверженности, покинутости. Одна из возможных причин такого состояния внешне благополучного ребенка — конкуренция за внимание взрослых.
Данные факты стали основанием для проведения в дальнейшем семейной арт-терапии.
Итак, техника с «пальчиковыми» куклами позволяет участникам искренне раскрыть свои чувства, поделиться подлинными переживаниями, рассказать о себе и своих проблемах.
Игра в «пальчиковые куклы» не вызывает сопротивления, сопровождается устойчивым интересом на протяжении всего занятия.
Обычно, и дети, и их родители с удовольствием включаются в терапевтическую игру, в которой нет проигравших, все победители. Так незаметно происходит увлекательное лечение.
«С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь» (Г. Песталоцци).
Занятие 5. «Рисуем имя...»
От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
М. Монтень
Общие замечания. Приоритетные цели
В центре внимания — феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самопринятия. Данное занятие имеет высокий диагностический потенциал, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт-терапевтических сессий, направленных на самопознание и систематичную работу с определенной проблемой личности.
Приоритетные цели:
- исследование личностной идентичности;
- определение актуализированных самоиндифика-ций, их включенности в целостное образование психосоциальной самоидентичности;
- содействие развитию спонтанности; рефлексии; проявлению истинных чувств;
- расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;
- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия.
Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе до 12-15 человек.
Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.
Материалы:
Белая бумага формата А4, разноцветная бумага различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, «жатая» бумага и т. п.), цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма. Могут понадобиться лоскутки ткани разных цветов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.