Основные процедуры. Этапы
(Инструкции для участников арт-терапии в тексте выделены курсивом).
1. Настрой («разогрев»)
Модифицированные варианты упражнения «Зеркало».
Участникам предлагается в течение 2-3-х минут походить по кабинету, выбрать наиболее комфортное для себя место.
Работа в парах с поочередным обменом ролями: ведущий — ведомый. Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным отражением, повторяет все движения. Важно постараться воспроизвести не только движения, но и чувства, перемены настроения. Это способствует развитию умения «вчувствоваться в другого» посредством переноса на себя внешнего рисунка поведения партнера.
Далее каждому участнику предлагается индивидуально выполнить следующие инструкции:
• Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.
• Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени, какие чувства это вызывает ?
• Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.
• Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возникавших образов Вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет Вас этим именем.
• Изобразите свое имя на листе бумаги. 2. Индивидуальная работа
• Используя разнообразные материалы, создайте бумажную или тряпичную куклу с Вашим именем и похожую на Вас.
• Когда кукла будет готова, закрепите ее на пальце, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит Вам. Запомните, пожалуйста, свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле и ее ответную реплику.
• Задайте кукле вопрос: как ее зовут теперь?
• Придумайте историю с названием, которую Вы от лица своей куклы хотели бы рассказать другим.
3. Этап вербализации и кукольной театрализации Участникам предлагается занять места в кругу. Каждый по очереди рассказывает и/или показывает,
используя приемы кукольного театра, свою историю. Остальные «куклы» могут задавать вопросы. Вербальное выражение переживаний, как известно, связано с катарсисом. Это — самотерапевтический процесс, который приводит к эмоциональной разрядке и удовлетворяет потребность человека на какое-то время оказаться в центре внимания.
Рассказ от имени самодельной куклы — своеобразный аналог нестандартизированного интервью, в котором не используется подготовленный набор вопросов. «Куклу» расспрашивают деликатно, помогая проявиться собственным человеческим качествам автора.
Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невозможно подделать. Нередко, самая важная информация передается именно через невербальный канал общения.
В итоге, у исследователя складывается понимание общей ситуации в группе, субъективных проблем ее участников.
4. Этап рефлексивного анализа
Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали на каждом этапе работы с образом своего имени и кукольным образом себя. Если имена некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.
5. Этап коллективной работы в малых группах Участники объединяются в малые группы по 3-4 человека.
Проблемы, и переживания каждого кукольника в той или иной степени проговаривались на предыдущем этане, они интуитивно осознаются группой. Поэтому приоритетная задача — оказать друг другу психологическую поддержку. Приведу два способа взаимодействия на данном этапе.
1) Участник с помощью группы вносит желаемые изменения в облик своей куклы. Ей добавляют различные, предпочитаемые качества и характеристики: доброту, красоту, ум, отзывчивость, гуманность, успешность и др. Улучшают, при необходимости, внешний вид.
Когда обновленная «куколка» будет готова, автор надевает ее на палец и вдувает в нее жизнь со словами: «Куколка, живи».
Психотерапевтический ресурс этого этапа работы в неограниченной возможности созидательных изменений, благодаря чему достигается внутренняя гармония и уравновешенность.
2) Терапевтические истории.
Идея предложена Д. Бретт. Один из участников рассказывает о какой-нибудь проблеме детского возраста, два других придумывают для него терапевтическую историю, которая помогает по-иному взглянуть на проблему и изменить к ней отношение (См. «Комментарии, иллюстрации»).
Применительно к данному занятию придуманные терапевтические истории должны быть направлены на поиск основы для гармоничного диалога субличностей, что позволит уменьшить внутренний конфликт.
6. Заключительный этап
В зависимости от резерва времени занятие завершается коротким ритуальным прощанием или развернутым коллективным обсуждением полученного опыта. В последнем случае участники обмениваются впечатлениями о том, какие качества приобрели (утратили) выполненные ими куклы, какие изменения произошли в самих кукольниках, как они себя чувствуют в настоящий момент.
Психологу важно принять корректное решение, как поступить с художественной продукцией. Некоторые участники, испытавшие на занятии глубокие чувства, действительно идентифицируют себя с собственной куклой. Они бережно к ней относятся и обычно забирают с собой. Другие, напротив, с удовольствием оставляют свои произведения в кабинете, например, в стилизованном доме-коробке или создают импровизированную выставку. Бывает, что автор спрашивает разрешения уничтожить созданную им куклу. Такой выбор, скорее всего, свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте, а значит, служит основанием для дополнительной, индивидуальной работы с этим человеком.
Безусловно, на данном занятии не приемлемы взаимные подарки персонифицированных кукол.
Варианты заключительного этапа
1. Занятие можно завершить популярным в геш-тальт-терапии приемом. Каждому участнику предлагается написать нерабочей рукой письмо, в котором обратиться к Волшебнику с самой сокровенной просьбой о помощи, а затем рабочей рукой написать ответ самому себе от имени Волшебника. Понятно, что ни вопрос, ни ответ далее не обсуждаются, эта информация конфиденциальна. Данный прием основан на механизме символического удовлетворения, что позволяет уменьшить эмоциональное напряжение, связанное с негативными переживаниями.
2. Участникам предлагается еще раз проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на одном листе бумаги качества (характеристики), от которых желательно избавиться, а также те, которые необходимо приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» качеств уничтожается. Лучше, по словам Ф. С. Сомера, использовать ритуальный прием сжигания.
Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время (от недели до 1,5 месяцев) психолог отправит каждому участнику занятия, как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.
Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации
Представление о своей личности важнейшая детерминанта жизненного пути человека, его профессионального и личностного роста, предпосылкой самореализации в будущем.
Телесный образ «Я», как утверждает В. Оклендер, выступает в качестве значимого показателя принятия человеком самого себя [39]. Интуитивно чувствуя себя «единым целым», а между тем, по словам Р. Ассаджио-ли, постоянно обнаруживая в себе внутренний «раскол», человек приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других [1, с. 32]. Идеальный образ совершенной личности, который соответствует потребностям человека, уровню развития, психологическому типу, может быть воплощен в жизнь через механизм идентификации.
Техники самоидентификации направлены на достижение личностной целостности. Полезны для психопрофилактики тем людям, которые:
- характеризуются повышенной эмоциональностью;
- склонны отождествлять себя с каким-либо аффективным состоянием, планом и/или действием, результатом чего может стать навязчивая идея, проявления фанатизма;
- полностью идентифицируют себя с какой-либо ролью, попадают под власть этой роли и целиком отказываются от собственной индивидуальной жизни [1, с. 161].
Чувство самоидентичности адекватно формуле: «Мое Я — это есть я сам».
«Я должен играть роли и стараться делать это как можно лучше — будь то роль сына, отца, мужа, художника и др. Это лишь роли, которые я играю, соглашаюсь играть; я наблюдаю за тем, как я играю. Поэтому я не являюсь никем из них; я идентичен себе, я режиссер в этой пьесе, а не только актер» [1, с. 116]. Образно говоря, в центре внимания находятся спектакли внутреннего театра личности.
Итак, на этапе настроя (при определенной подготовке группы и достаточном опыте психолога) могут использоваться упражнения на разотождествленш.
В одном из таких упражнений Р. Ассаджиоли говорится: «Я меня есть тело, но Я — это не мое тело. Каждый раз, когда мы отождествляем себя с физическим ощущением (Я устал — вместо: «Мое тело испытывает чувство усталости»), то попадаем в рабство от тела.
Я живу эмоциональной жизнью, но я — это не мои эмоции и чувства. (Во мне присутствует чувство раздражения.)
У меня есть желания, но я — это не мои желания. У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект.
Итак, тело, чувства, разум представляют собой инструменты ощущения, восприятия и действия, которыми пользуется Я, однако природа Я — нечто другое»