Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 26 из 34)

Таким образом, следует говорить о действительном единстве и уникальности «Я», которое вместе с тем про­является на разных уровнях осознанности и самопости­жения.

Гораздо легче идентифицировать себя с другими или понимать чужие мотивы и чувства, если субъекту знако­мо чувство собственной ценности (К. Фопель).

Еще одно полезное упражнение — своеобразная игра с буквами, составляющими имя и фамилию человека. Сначала предлагается написать на листе бумаги соб­ственное реальное имя, фамилию. Из имеющихся букв составить новые слова. Затем выбрать новое имя и/или фамилию, придумать соответствующие образы и нари­совать обновленный автопортрет. Можно рисовать с по­мощью символов и абстракций или использовать любые иные способы художественного самовыражения.

Техники автопортрета в арт-терапевти ческой работе по­могают выявить наиболее значимые проблемы клиентов, а также их способность к принятию иного образа «Я». Счи­тается, что создание автопортретов — это путь к самоут­верждению и укреплению психической идентичности.

Еще один вариант этапа настроя — графические уп­ражнения, имеющие потенциал проективных тестов. К примеру, диагностическая методика «Нарисуй себя» (по А. М. Прихожан), предназначенная для выявления у де­тей младшего школьного возраста особенностей эмоци­онально-ценностного отношения к себе. В авторском варианте на сложенном пополам листе формата А4 ис­пытуемым предлагается выполнить три рисунка.

Текст инструкции:

1. Нарисуй плохого мальчика (девочку).

2 . Нарисуй хорошего мальчика (девочку).

3. Нарисуй себя.

Для первого рисунка предоставляются три каранда­ша разных цветов, для второго рисунка — три других карандаша, для третьего рисунка — все шесть каранда­шей шести цветов.

Анализ работ основан на сопоставлении образа себя с другими изображениями. Признаки сходства с «хоро­шим» ребенком оцениваются баллом +1; с «плохим» — баллом -1. Отсутствие сходных признаков — 0. Далее подсчитывается сумма баллов. Положительный резуль­тат свидетельствует о самонринятии, хорошем эмоцио­нальном самочувствии.

Данная методика в контексте арт-терапии может быть модифицирована следующим образом.

«Рисуем имя». Для работы необходимы цветные ка­рандаши или фломастеры и лист бумаги формата А4, разделенный тонкими линиями простым карандашом на три равные части.

Сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изоб­разить его, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов-штампов.

Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя.

Далее инструкция повторяется с той разницей, что представить и нарисовать необходимо имя, которое все­гда вызывает положительные эмоции, нравится.

Третий рисунок — собственное имя.

Поскольку точные подсчеты в баллах не предусмот­рены, инструкция не содержит ограничений в выборе количества цветов и изобразительных средств. Можно использовать любые цвета, которые, по мнению автора, подходят к данному имени.

При анализе каждого рисунка важно учитывать соб­ственную, авторскую интерпретацию, что позволит луч­ше понять субъективный опыт рисовальщика. Иначе го­воря, необходима вербальная обратная связь в любой форме, например, процедура «Что ты видишь?» (М. Бе-тенски) [4].

Полагаю также, что лучше не уточнять содержание инструкции комментариями о том, какое именно имя надо представлять (женское или мужское; конкретное, принадлежащее реально известному лицу, либо абстрак­тное и т. д.). Тем самым расширяется диапазон личного выбора, а полученная при этом информация представ­ляет ценность для диагностики.

Так, одна из участниц занятия (23 года) нарисовала ненавистное для нее имя «Татьяна», утверждая при этом, что визуальный образ не ассоциируется с каким-то кон­кретным человеком. На вопрос, какие отрицательные черты могли бы быть присущи, на ее взгляд, данному абстрактному имени, участница, не задумываясь, отве­тила: «Она всем переходит дорогу».

Замечу, что многие участники арт-терапевтических занятий, выполняя данное упражнение, представляют имена реальных людей: любимых и/или отвергаемых как своего, так и противоположного пола. К примеру, девуш­ка Юлия в качестве наиболее красивого имени визуали­зировала «Витя», а самое плохое, на ее взгляд, имя — Виктор. Такое совпадение оказалось неожиданным даже для самой художницы. Позже ее кукла «рассказала» пе­чальную историю из детства, в которой отрицательным персонажем был Виктор Борисович.

Бывает, что в качестве самого любимого имени субъект визуализирует свое собственное. В этом случае второй и третий рисунки (см. инструкцию) содержат много сходных признаков: преобладающие цвета, эксп­рессия линии, формы и др.

Если рисунок иллюстрирует негативное отношение к собственному имени, то по основным признакам «об­раз Я» идентифицируется с первым рисунком серии и совсем не содержит элементов второго.

Данный факт, вероятно, связан с кризисом идентич­ности. Вопрос в том, что из кризиса можно выйти окреп­шим, готовым к дальнейшим жизненным выборам, а можно — изломанным, отягощенным комплексами и личностными проблемами (М. Битянова).

К примеру, автор рисунка — Светлана (20 лет) вос­принимала свое имя, как самое неудачное, хуже любого другого. На вопрос группы, какая буква в имени ей осо­бенно не нравится, ответила: «Буква Т». Девушка болез­ненно переживала обращение: «Светка».

Очевидно, что ответы Светланы демонстрируют лишь поверхностный слой глубоких внутренних проти­воречий и проблем.

В целом, отношение к своему имени, принятие его или непринятие, нередко рассматривают как косвенный по­казатель самоидентичности.

«Важный элемент любой психотерапии, в особенно­сти арт-терапии, — выявление той информации, которая скрывается за словами, образами или поведением кли­ента», — подчеркивает Эбби Келиш в статье «В поисках смысла визуальных образов».

В контексте сказанного интересно следующее упраж­нение в технике психосинтеза. Субъекта просят «услы­шать» в воображении имя какого-нибудь человека одного с ним пола и представить его-. Как правило, визуализиро­ванная личность обладает теми качествами, которые, по мнению субъекта, он может или должен в себе развить. Не­редко эта личность оказывается его прямой противополож­ностью и представляет собой синтез качеств, визуализиро­ванных в этом идеальном образе личностью субъекта, что и является очевидной целью психотерапии [1].

Этап индивидуальной работы несет наибольшую пси­хологическую нагрузку, побуждая к самонаблюдению (интроспекции). Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к соб­ственному внутреннему миру, своим мыслям, пережива­ниям, образам, желаниям.

«Я буду знать себя, когда испытаю себя, когда пре­одолею страх увидеть себя таким, каков я есть. ...Неваж­но, что именно я обнаружу; неважно, как много энергии я потратил на то, чтобы скрыть части себя от себя само­го» (В. Шуте).

Важной информацией в контексте диагностики яв­ляется, что собственно говорит и что скрывает «кукла». Особенно значимы самые первые слова и чувства. Имен­но через них вербализуются основные внутренние про­тиворечия личности, характеристики самооценки и са­мопринятия.

Словом, акцент сделан на построении импровизиро­ванного диалога.

Приведу в качестве иллюстрации некоторые диало­ги студентов со своим «бумажным или тряпичным» об­разом Я.

Диалог 1.

— Ты какая-то странная.

— Ты сама такая...

История «куклы»: «Жила-была девочка, похожая на меня. Она хотела рассказать о том, что ей очень неспо­койно».

Диалог 2.

— Какой суровый взгляд! Как тебя зовут, строгая кукла?

— Не хочу с тобой знакомиться! Ты провинилась! Поэтому зови меня Незнакомка!

Диалог 3.

— Привет! Как ты мне нравиться! У тебя такое за­бавное платье!

— Привет! Я, как и ты, — Катя! Мы ведь с тобой по­хожи!

Диалог 4.

— Здравствуй, как тебя зовут?

— Настя! — ответила бумажная кукла.

— Как здорово! Это мое любимое имя. А меня зовут Елена, — с грустью проговорила девушка — создатель­ница куклы.

Диалог 5.

— Ну и страшная же ты!

— Я — это ты! — ответила кукла. Диалог 6.

— Привет! С Днем Рождения!

— Здравствуй! Как здорово, что я получилась!

— Ты не похожа на меня. Почему ты такая обычная? Диалог 7.

— Здравствуй, милая куколка! Ты здорово выгля­дишь!

— Спасибо! Я тоже тебя рада видеть. Только знаешь, в моей душе не все так гладко, как кажется.

— Что-то случилось?

— Пусть это останется в моем сердце. Может, когда-нибудь расскажу...

Через некоторое время студентка от лица бумажной куклы, надетой на ее палец, рассказала историю «может быть, и о себе». Вот коротко этот рассказ:

— Мы стали чужие... как праздник и rope...

— В твоих глазах печаль и капельки росы.

— Я говорю о маленьком кусочке своего прошлого, и от этого грустно. Но ты не думай, у меня все будет хоро­шо. Просто немного запуталась....

ПРИМЕРЫ

Рассказы бумажных кукол

Красный бант (рассказ Виктории, 20 лет).

Жила-была кукла без имени. Ее никто не понимал и не замечал. А когда становилось особенно грустно, она дос­тавала из старого комода красный бант. Из настояще­го, счастливого детства. Раньше бант казался невероят­но огромным. Теперь — трогательным, маленьким и смешным., но очень сердцу милым. Когда-то мама, укреп­ляя бант на тоненьких коротких волосах, нежным голо­сом приговаривала: «Моя ты красавица! А с бантом и вовсе принцесса!».

Такую историю рассказала мне кукла.

По-моему, я думала о себе, когда делала бумажную куклу. Вот и все!

Чего не понимала девочка (рассказ Алены, 20 лет).

Жила-была кукла, похожая на меня. В детстве у нее были веселые и заботливые родители, надежный и свет­лый дом. Но однажды куклу навсегда забрала к себе ба­бушка. Каждый день они поудобнее устраивались в саду и смотрели в небо, на самолеты.