Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 27 из 34)

— Теперь, — говорила бабушка, — папа и мама лета­ют как смелые птицы. Наверное, им там очень нравит­ся. Вот смотрят на тебя с высоты и радуются, какой хорошей и красивой девочкой ты растешь.

Кукла с гордостью вытягивала руки к небу, станови­лась на цыпочки, чтобы быть поближе к летящему само­лету. Одного она только не понимала: почему же самоле­ты пролетают мимо и никогда не приземляются в бабушкином саду? Ведь садятся же птицы на ветки де­ревьев.

Потом кукла выросла. Она очень любит свою добрую, мудрую бабушку. Иногда они по-прежнему вместе смот­рят в небо.

Порой самодельная кукла символизирует реально су­ществующего человека. Модель диалога с его образом, как правило, воспроизводит действительные жизненные эпизоды или воображаемые ситуации, в связи с которы­ми человек испытывает определенные трудности.

Однако в большей мере самодельная кукла отражает актуализированную в данный момент субличность (или субличности)автора.

По-видимому, этим объясняется тот факт, что не­которые участники вопреки инструкции создают од­новременно несколько кукол, надевают их на пальцы обеих рук и выстраивают диалог между ними. Встречаются и многоголовые куклы с общим туловищем. Причем сами авторы характеризуют их как разные сто­роны образа Я: «Моя белая и черная половина», «Му­зыканты одного оркестра», «Мои внутренние враги», «Мозаика души», «Лицо и изнанка моего характера» и т. д.

В таком импровизированном диалоге, по существу, человек строит новые взаимоотношения с самим со­бой. Двойственная идентичность в образах символи­зирует внутреннюю раздвоенность и конфликтность (М. Бетенски).

«Над нами властвует все то, с чем мы себя иденти­фицируем. Мы можем контролировать все то, с чем мы себя не отождествляем». В этом фундаментальном пси­хологическом принципе, по словам Р. Ассаджиоли, сек­рет нашего порабощения или свободы. Каждый раз, ког­да человек отождествляет себя со слабостью, виной, страхом, любой другой эмоцией или влечением, он ог­раничивает себя. Признавая свое уныние или раздра­жение, человек поддается депрессии и гневу с еще боль­шей силой.

Вместе с тем, если сказать: «Мною пытается овладеть вспышка гнева», «Меня пытается захлестнуть волна не­нависти», — положение меняется. Присутствуют две противостоящие силы: с одной стороны — бдительное «Я», с другой — уныние или гнев. «Бдительное Я» (со­знательная личность) может объективно рассмотреть эти импульсы, проникнуть в их происхождение, «спрогно­зировать» нежелательные последствия и понять их нео­боснованность, т. е. противостоять, контролировать.

Это, по существу, и есть терапевтическая цель заклю­чительных этапов занятия.

На этапе коллективной работы в малых группах ин­тересным и действенным приемом являются терапевти­ческие истории.

Дорис Бретт рассказывает о проблеме женщины, ко­торая всю жизнь стыдилась какой-то глупости, совер­шенной ею в детстве. В терапевтической истории, придуманнои для нее другими участниками, похожая девоч­ка победила в конкурсе на самую глупую глупость. Все поздравляли победительницу и радовались, что она не только придумала такой забавный конкурс, но и выиг­рала его [7].

Взрослые участники арт-терапевтических занятий зачастую сознательно используют терапевтическую ситуацию, чтобы образно, опосредованно, как бы от другого лица обсудить свои значимые проблемы и пе­реживания.

К примеру, студенты для своей однокурсницы, стра­давшей от одиночества в ожидании «принца на белом коне», придумали терапевтическую историю, которая в итоге помогла девушке изменить отношение к пробле­ме, себе самой и близким людям.

Это была история о доброй принцессе, которой злая фея подарила коварные очки, столь красивые с виду. Так принцесса погрузилась в мир фантазий и искаженной ре­альности. Долго страдала принцесса и окружающие ее люди. Однажды сделала она бумажную куклу. А потом посмотрела на свое отражение со стороны и все поняла. Как знать, может, кто-то из влюбленных в нее юношей — и есть тот самый долгожданный, настоящий принц. Надо лишь представить каждого из них на белом коне...

Данный пример, по сути, иллюстрирует известный психологический закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем.

Несомненно, путь к себе, открытие самости — слож­ный творческий процесс.

Принятие себя таким, каким ты являешься в дей­ствительности, — признак душевного здоровья и пока­затель личностного роста. Самопринятие во многом оп­ределяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому именно в расширении границ принятия в от­ношении себя, учеников, коллег, родителей лежат, по словам К. Роджерса, огромные возможности личност­ного роста.

Занятие 6. «Рисуем маски...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Арт-терапевтическая работа с эмоцией страха.

Предложенная арт-терапевтическая техника позволя­ет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов, а кроме того со взрослыми. Мо­жет быть адаптирована для индивидуальной работы.

Отдельные приемы без труда осваиваются родителя­ми, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.

Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, на­падения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.

Арт-терапевтическое пространство включает персо­нальные рабочие места (парта и стул) для индивидуаль­ного творчества, круг из стульев, столы для коллектив­ной работы малых групп, пространство-сцену.

Число участников — от 9 до 15 человек.

Материалы:

Соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каж­дой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в кото­рой можно безопасно сжигать рисунки.)

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников выделены курсивом).

1. Настрой («разогрев»)

Участники занимают места для индивидуальной ра­боты.

Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон, опи­санные выше, а также близкие по содержанию и методи­ке проведения упражнения «Эстафета линий», «Авто­графы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чув­ства они чаще всего испытывают, нарисовать их краска­ми в виде разноцветных пятен, подписать названия.

В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к при­меру, по методике М. Бетенски, — страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактны­ми, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).

Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе об­суждение не проводится.

Однако если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать изоб­разительную продукцию.

2. Актуализация эмоции страха

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

• Всем: и взрослому, и ребенку — знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Приду­майте этому название.

• Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрос­лый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!

Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или исто­рии из своей жизни.

3. Индивидуальная работа. «Материализация страха»

Участники вновь занимают места для индивидуаль­ной работы.

• Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.

• Поступите с рисунком, как вам хочется. Его мож­но смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.

После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предла­гается следующая инструкция.

• Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображе­ния ластиком.

• Оторвите пальцами лишнюю бумагу — фон. Нож­ницами пользоваться нельзя.

Такая работа способствует развитию тактильной чув­ствительности и мелкой моторики рук.

Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр» Создается ситуация «публичного» проживания

страха.

Участникам предлагается объединиться для совмес­тного творчества в малые группы по 3-5 человек.

• Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями.

• Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дори­суйте «картину».

Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников».

Далее участникам предлагается «озвучить» картину.

• Распределите и отрепетируйте роли в соответ­ствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.