Помочь людям стать личностями — это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка... (К. Роджерс).
Если каждый участник ощущает глубокий интерес педагога к себе и своим работам, возникает поистине ценный контакт как основа продуктивного взаимодействия.
Вместе с тем, в работе с сознанием и подсознанием личности необходимо соблюдать особую осторожность, быть по-настоящему честным и чувствительным (Ф. С. Сомер, С. Хоган).
Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слышу, что происходит во мне..., тогда и приходит неудача» (К. Роджерс).
Пережив на опыте трудности изменения своей личности, человек становится терпимее и мудрее в отношении к другим (Т. А. Флоренская).
Важно, чтобы каждый относился к себе как к субъекту собственных изменений, понимал и принимал ответственность за развитие и личностный рост. Арт-терапевт (психолог, педагог) разделяет эту ответственность в аспекте педагогической поддержки, создания необходимых условий для самовыражения и самопознания. Самую большую помощь, как тонко подметила Н. Роджерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ.
Обратимся далее к различным определениям категории «арт-терапия».
Во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт- терапевтическом пространстве.
Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества.
В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология.
Характерно, что процедурная сторона, определенная алгоритмичность действий, присущая технологиям, выражена в структурированных арт-терапевтических занятиях (сессиях). Это позволяет воспроизводить и транслировать приемы, методы, процедуры, а также получать предсказуемые результаты.
Вместе с тем технология арт-терапии отличается творческой вариативностью. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур.
Использование учителем терапевтического рисования во внеклассной работе позволяет расширить диапазон гуманистически ориентированных способов достижения педагогических целей.
По образному выражению В. П. Беспалько, «с искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
Изобразим модель арт-терапевтического взаимодействия графически (рис. 1).
Изобразительная продукция Изобразительные средства
Арт-терапевт
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация
Участник арт-терапии
Эстетический опыт
Самопознание
Самопринятие
Личностный рост
Рис. I. Особенности арт-терапевтического взаимодействия
Из предложенной схемы следует, что основные субъекты арт-терапевтического процесса: участник (ребенок, подросток, взрослый) и арт-терапевт (педагог, психолог) взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне, а также посредством невербальной, визуальной коммуникации через «продукты творчества».
Результатом контакта участника арт-терапии с изобразительными средствами и материалами в процессе "спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов.
Хотя по внешнему виду работа простым карандашном над рисунком не похожа на лепку из пластилина, изготовление декоративных предметов, аппликацию, макетирование (конструирование), все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины. (Л. С. Выготский, Ю. А. Полуянов). Важно, что названные способы изображения есть самый первый, самый доступный и привлекательный особенно для ребенка вид творческой деятельности, при котором используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании.
«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях...» (Н. Роджерс).
BjTgonecce работы создается язык нааьша£мое_арт-те-рапевтическое пространство. Как видно из схемы, его составляющие — сам арт-терапевт, участник и им созданный художественный образ.
В некоторых зарубежных публикациях встречается предупреждение об опасности переноса на арт-терапевта ярких эмоциональных реакций клиетта. Поэтому важно осознавать меру допустимости деструктивных тенденций ребенка (взрослого) и заранее установить необходимые ограничения, которые целесообразно оговорить в условиях контракта. Названные договоренности и ограничения в значительной мере способствуют адекватному распределению ролей в арт-терапевтическом процессе, а в итоге — достижению эффективных результатов.
Как известно, любые психотерапевтические отношения сопровождаются феноменами переноса и контрпереноса. Их сочетание уникально, как и сами взаимодействующие личности.
Основные представления об этих процессах были разработаны еще 3. Фрейдом и К. Юнгом. В частности с позиций классического психоанализа, перенос — это бессознательные тенденции и фантазии, которые возникают в психике пациента в процессе анализа в виде серии "ситуаций, отражающих детский опыт общения с наиболее близкими ему людьми, но относящихся уже не к прошлому, а к личности аналитика в настоящем.
Термин «контрперенос» употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций специалиста на личность участника взаимодействия. Следует учитывать, подобные реакции могут быть как помехой, так и источником лучшего понимания другого человека.
Арт-терапевтическая практика — особая область проявления переноса и контрпереноса. С одной стороны, эти понятия обозначают те осознаваемые и неосознаваемые реакции на личность специалиста, которые возникают в психике участника группы. С другой стороны, — реакции на личность клиента, возникающие в псисихике специалиста.
Отношения между ними рассматриваются как диалог двух личностей, в котором прослеживается все многообразие их человеческих качеств, включая сознательное и бессознательное. При этом арт-терапевт активный посредник во взаимодействии клиента с изобразительными материалами и продуктами собственного творчества.
Сказанное и определяет специфические особенности рассматриваемых процессов в арт-терапии, а именно:
• перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, особенностях поведения и высказываниях клиента, но и в создаваемых им образах;
• контрперенос может быть вызван как вербальным взаимодействием с участником, так и результатами его творческой деятельности.
Названные механизмы взаимодействия отражены в виде схемы на рис. 2.
Изобразительная продукция
Рис. 2. Механизмы арт-терапевтического взаимодействия
Итак, в процессе арт-терапии перенос и контрперенос наблюдаются по трем основным каналам коммуникации: клиент — изобразительные средства и продукты его художественного творчества; клиент — арт-терапевт; арт-терапевт — продукты (образы) художественного творчества клиента.
Характерно, что рассматриваемые феномены не являются специфичными только для арт-терапии. Их можно увидеть и в пед взаимодействии, и в повседневной жизни.
В настоящее время специалисты придают большое значение исследованию переноса и контрпереноса в обучении. Это связано с тем, что учитель и ученики вступают в достаточно интенсивные эмоциональные взаимоотношения, в которые привносят собственный жизненный опыт, осознаваемые и неосознаваемые чувства, ожидания.
В повседневной жизни перенос возникает самопроизвольно как явление, главным образом, бессознательное. Он может переживаться в виде эмоций, побуждений, фантазий, отношений, идей или же защит против них, которые, как правило, неуместны в настоящем, хотя в прошлом представлялись вполне адекватными реакциями.
В зависимости; от характера чувств человека (например, нежно-дружеские или злобно-ревнивые_) перенос принято рассматривать в терминах: позитивный — негативный.
Проекция — еще один феномен арт-терапевтических отношений, который необходимо видеть и понимать 6удущим специалистам.
3. Фрейд рассматривал названное понятие как неосознанный перенос на других лиц или внешние предметы тех переживаний и свойств, носителем которых является сам субъект, по какой-либо причине неспособный принять в себе эти переживания и свойства.
В результате проекции при работе с изобразительным материалом субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и осознания.
Понятием «интроекция» обычно описывают процессы идентификации специалиста с переживаниями клиента, основанные на эмпатии, антипатии, симпатии и других аффективных явлениях, возникающих во взаимодействии.