Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 34 из 34)

Что выглядит странным?

При интерпретации рисунков полезным правилом бу­дет попытка выяснить, почему некоторые объекты нари­сованы необычно и выглядят странно. Например, парус­ник, летящий в небе, дом без окон и дверей, шестиногий человек с двумя головами, яблоки и цветы на сосне, лицо без глаз. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

Так, на рисунке 56 привлекает внимание необычная форма кроны, левая сторона которой нарисована ровно, а правая — в виде кривой линии. Кроме того, правая часть несколько раз обведена, отчего выглядит толще противо­положной. Вызывает удивление туча, нарисованная от края до края листа, что, по-видимому, свидетельствует о непри­ятных переживаниях в связи с семейной ситуацией.

На рисунке 58 кажется неестественным изгиб ствола березы. Вероятно, он не случаен. Береза склонилась под солнцем, которое изображено с лицом. Этот символ мо­жет расцениваться как сильный авторитет значимого взрослого человека, оказывающего влияние и/или дав­ление. Возможно, ребенок его боится. И, конечно, нельзя не заметить молнии, изображение которой также выгля­дит странным и ассоциируется с агрессией. Сама Яна, комментируя рисунок, подчеркнула, что ее дерево боит­ся молнии. Судя по всему, девочка не в силах дальше со­противляться авторитарному воздействию родителей (или одного из них).

Далее обратим внимание на заштрихованные части у основания дерева и на самой верхушке, которые тоже выглядят необычно.

Довольно странно на рисунке 59 изображена вторая река, впадающая в главную. Она больше похожа на во­дяной смерч или водопад. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что на одной линии по вертикали нарисованы: одинокая птица на облаке, которая отдели­лась от стаи, маленькая речка (что стало понятно только из рассказа ребенка), а также гриб, который в отличие от других обведен черным цветом. Рисунок оставляет особенное впечатление, даже оттенки недоброго пред­чувствия. Хотя по рассказу мальчика «настроение у де­ревьев нормальное, они счастливы». Возможно, верба­лизован когнитивный образ. Или ребенок предчувствует какие-то неприятные события, но пока не осознает их.

На рисунке 60 странным выглядит почти все. И кро­на, и ветви, особенно та, на которой висит кормушка, и устрашающий полет птицы, и лицо на стволе. Вообщето, этот символ довольно часто встречается в детских рисунках, но в данном случае автор акцентировал осо­бое внимание на овале, который прорисован с сильным нажимом на карандаш.

Чего не хватает?

Г. Ферс советует изучить рисунок с точки зрения недо­стающих или пропущенных объектов. Недостающие эле­менты могут иметь особое значение для рисовальщика. Они с большой долей вероятности обозначают или символизи­руют то, чего недостает этому человеку в жизни.

У дерева на рисунке 56 отсутствуют листья, нет по­чвы. Создается впечатление нереальности существова­ния, будто бы автора рисунка лишили основания, точки равновесия.

Обратимся к рисункам 54, 56 и 59, на которых видно, что крона деревьев заштрихована неравномерно. При­чем, практически пустой остается правая сторона, а в заштрихованной части нажим карандаша сильнее и как бы агрессивнее.

Вообще, штриховка в интерпретации изображений играет не последнюю роль. Например, на рисунке 55 штриховка кроны намного заметнее и ярче в том месте, где заканчивается путь червя. Таким образом автор как бы создает преграду для дальнейшего продвижения вверх. Пройденный путь изображен линией желтого цве­та от земли до почти верхушки. Высота дерева, которую преодолел червяк, является диагностическим признаком и, вероятно, совпадает с временным отрезком жизни ав­тора рисунка до какого-то значимого события.

Известно, что условная вертикальная линия от осно­вания дерева до верхней границы кроны — это так назы­ваемая «линия жизни». Поэтому все примечательные особенности дерева, такие как обрезанные сучья, дупла, повреждения следует соотнести с возрастом человека. Вопросы о промежутках времени, соответствующих этим отметинам на дереве, помогают получить значимую ин­формацию о субъекте из области его бессознательного.

Исходя из сказанного, логично предположить, что произошло нечто важное, когда Саше было примерно семь лет. Видимо, это как-то повлияло на его жизнь, ос­тавив в памяти заметный след. Хотя история червя, по словам мальчика, все-таки завершилась: «Прилетел дя­тел и съел его».

Что находится в центре?

Образ, расположенный в центре, часто указывает на суть проблемы или на что-то особенно значимое для это­го человека.

Центральное положение на рисунке 60 занимает об­раз с лицом как символ персонифицированного дерева. Ощущение сходства с человеком создают ветки-руки, силуэт и другие признаки. Возможно, это «защитная» ме­тафора патологического страха маленького художника.

Размер

Большое значение имеют размеры и пропорции изоб­раженных объектов, людей. Непропорциональные объек­ты заставляют искать ответ на вопрос, что именно призва­ны усилить преувеличенно большие фигуры или, напротив, принизить, если их изображение чрезмерно уменьшено.

Хорошим примером может служить рисунок 55. Кро­на дерева на этом рисунке начинается от самых корней. Одна из левых веток слишком длинная и широкая, что явно выделяет ее на фоне других ветвей. Создается вде-чатление, будто у нее есть продолжение за пределами листа, она как бы не уместилась во всю длину.

Грибы огромного размера на рисунке 57, судя по все­му, также не случайны, как и туча во всю ширину листа на рисунке 56.

Искажение формы

Какая-либо часть фигуры или объекта бывает изоб­ражена с искажением пропорций. Это может символи­зировать проблемную область, которой необходимо уде­лить специальное внимание.

Не совсем ярким, но все-таки примером могут слу­жить ветки дерева на рисунке 60, крона на рисунке 56 и наклон березы на рисунке 58.

Повторяющиеся объекты

Если изображенные объекты часто повторяются, сле­дует сосчитать повторы. Число объектов во многих слу­чаях относится к единицам отсчета времени или собы­тиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем.

Так, на рисунке 58 хорошо заметны 2 облака, 11 кус­тиков, 28 черных пятен на стволе березы и 28 цветков (14 справа и 14 слева относительно условной централь­ной линии). Интересно, что художнице 11 лет, а два взрослых члена семьи постоянно ссорятся.

Рисунок 59 содержит изображения 18 птиц, одна из ко­торых совсем отделена от стаи; 6 грибов, один из которых обведен другим цветом; по 12 черточек на каждой березе.

Согласно исследованию Сьюзан Бах (1969), в рисун­ках тяжелобольных пациентов может открыться, что людям известны на бессознательном уровне, некоторые главные вехи их жизни. В качестве примера, она анали­зирует работы, на которых число объектов соответство­вало отсчету времени до момента трагического события. Эти данные подтверждены также и Г. Ферсом.

Линия вдоль верхней части листа

Горизонтальная линия в верхней части листа, изоб­ражающая небо, либо просто нарисованная линия может обозначать нечто, психологически довлеющее над «ху­дожником», из-за чего человек скорее всего испытывает страх. Страх рождается от необходимости искать спосо­бы, чтобы справиться с проблемой, или от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль.

Подписи на рисунках

Написанные на рисунке слойа требуют особого вни­мания. Иногда человек переживает из-за того, что не смог достаточно хорошо выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации. При этом возникает вопрос: что же было не так истолко­вано раньше и/или неправильно понимается сейчас в жизни человека? Быть может, это также сомнения рисо­вальщика в невербальном способе общения.

Кроме названия рисунка «Береза хорошая, красивая», Денис написал фразу: «У каждого растения есть семья» (рис. 57). Похоже, у него есть неразрешенные проблемы (возможно, еще неосознанные им), которые вызывают мучительные переживания.

Движение. Траектория

Интересно проследить траекторию находящихся в движении объектов, оружия и людей, отметить направ­ление движения и определить, какие последствия это движение вызовет.

К примеру, птица, несущаяся вниз стрелой (рис. 60), вряд ли оставит зрителя равнодушным.

Бывает, что некоторые фигуры или объекты изобра­жают так, что они располагаются вдоль края листа и как будто имеют продолжение за его пределами (рис. 54). Край листа можно расценивать как своего рода границу. Считается, что такое расположение объекта может быть интерпретировано, как потребность не отдаваться цели­ком, а быть вовлеченным лишь частично, присутствовать и в то же время находиться в стороне. Дети таким обра­зом зачастую изображают здание школы.

Таким образом, с одной стороны, интерпретация ри­сунков, об авторах которых экспериментатор не имеет никакой дополнительной информации, затруднительна и может содержать искаженные, далекие от реальности выводы. С другой стороны, если субъект хорошо извес­тен экспериментатору, возникает проблема «подстанов­ки» данных. Например, зная о душевных переживаниях человека, интерпретатор рисунка стремится увидеть в нем соответствующие формальные признаки. Следовательно, в ряду сказанного немаловажно отметить ком­петентность и корректность исследователя в работе с изобразительной продукцией своих подопечных. Поэто­му, отмечая несомненную значимость проективного ри­сования в диагностике индивидуальных и психологичес­ких особенностей конкретного человека, его актуального состояния и жизненных ресурсов, стоит еще раз подчер­кнуть важность понимания границ метода и принятия соответствующих ограничений.