Смекни!
smekni.com

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум (стр. 1 из 34)

ББК 88.4 ЛЗЗ

Л. Д. Лебедева

Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.

ISBN5-92G8-0163-X

В книге содержится подробное изложение теоретических основ арт-терапии, диагностический блок, система тематичес­ких занятий и упражнений, а также множество живых приме­ров из практики арт-терапевтической работы с детьми и взрос­лыми. Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, специалистов в обла­сти коррекционной работы, терапевтически ориентированных преподавателей изобразительного искусства, научных работ­ников соответствующего профиля.

Отдельные упражнения и техники могут быть интересны любящим родителям и тем взрослым, которые склонны к самообразованию.

Содержание

М. Сартан. Исполняется чудо..................................4

Предисловие...............................................................6

Введение в теорию арт-терапии.................................7

Диагностика в арт-терапии......................................28

Границы метода арт-терапевтической

диагностики......................................................36

Изобразительное творчество детей.................45

Диагностический потенциал арт-терапевтических техник......................53

Пространство арт-терапевтического процесса........65

Модель арт-терапевтической сессии (занятия) ......73

Система арт-терапевтических занятий.................. 105

«Рисуем круги» .............................................. 106

«Рисуем деревья»...........................................115

«Куклотерапия» ............................................. 126

«Домашняя куклотерапия»............................ 132

«Рисуем имя» ................................................. 145

«Рисуем маски».............................................. 161

«Рисуем агрессию».........................................181

«Истории в картинках».................................. 188

«Я леплю из пластилина...»............................202

«Подарки по кругу»........................................205

Заключение ............................................................211

Литература.............................................................214

Приложение 1. Творческие работы младших школьников ............................................................222

Приложение 2. Творческие работы взрослых........228

Приложение 3. Интерпретация детского рисунка .... 241

Вследствие этого, в первую главу данной книги вклю­чен некоторый собственный научный опыт теоретико-методологического обобщения и терминологического упорядочивания понятийного аппарата. Вопросы теоре­тического характера представляются мне важной базо­вой информацией, в логике которой выстроена практи­ческая часть текста. Это разнообразные техники, упражнения, игры из фонда тематически-ориентирован­ной арт-терапии, модифицированные и авторские, с под­робными процедурами, комментариями, рекомендация­ми, иллюстрациями.

Казалось бы, как можно совмещать творчество и тех­нологию? Да и надо ли раскладывать на детали слож­ную мозаику арт-терапевтической работы?

Но простые элементы тем и хороши, что, представ­ляя собой единую первооснову, позволяют специалисту создавать уникальный узор индивидуального творчес­кого почерка.

Впрочем, у каждого читателя найдется собственный ответ.

Спасибо, что согласились какую-то часть пути к про­фессиональной вершине пройти вместе с автором этой книги.

Введение в теорию арт-терапии

Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы обособления трех самостоятель­ных направлений: медицинского, социального, педа­гогического. Объединяет названные направления при­менение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизиру­ющего фактора.

Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапев­тическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатления­ми, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болез­нью), трудовая терапия и социальная реабилитация (трудотерапия на основе производственной деятель­ности лиц, проходящих лечение и реабилитацию). Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой дея­тельностью.

Арт-терапию иногда рассматривают как частный слу­чай трудовой терапии, если основным содержанием ра­боты участников становятся ремесла и прочие виды ху­дожественного творчества. Однако современные арт-терапевты данного мнения не разделяют. Итак, обозначенные выше сферы применения худо­жественной деятельности и творчества в работе с людь­ми, имеющими проблемы со здоровьем, образовали так называемое социальное направление. Оно развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими специальной медицинской и психологичес­кой подготовки.

Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют свою способность к оригинальному действию и творче­ству (С. Скейфи).

Другое — медицинское или психотерапевтическое на­правление арт-терапии, напротив, построено на тесном психотерапевтическом контакте и, несомненно, предпо­лагает основательные проф знания соот­ветствующих отраслей медицины и психоанализа. В на­стоящее время различные его формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике.

Постепенно обособляется пед арт-терапия.

Разумеется, становление всех названных направле­ний отразилось на содержательной стороне понятия и его дефинициях.

Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пласти­ческого искусства (акцент на взаимодействие между психотерапевтом и пациентом с лечебными целями).

Другие — как альтернативную практику (акцент на творческую деятельность, гармонизацию и общее оздоровление личности).

13 англоязычных странах «Art Therapy» рассматривают в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Язык АТ как интегрированной области зна­ния, по существу, является моделью искусственного язы­ка, имеющего специальное назначение. Комплексный анализ его основных единиц проводился автором с по­зиций логики (структура понятия), теории науки (содер­жание и объем понятия), лингвистики (термин как эле­мент лексики, выражающий понятие) в соответствии со стандартными требованиями (по А. А. Реформатскому, Д. С. Лотте).

В контексте однозначности термина составляющая «арт» рассматривается согласно англоязычному ориги­налу (визуальные искусства). Системность (система­тичность) отражена в возможности образования «гнез­да терминов»: арт-терапия — арт-терапевтический — арт-терапевт. Способность к деривации (словообразо­ванию) проявляется в потенциале создания терминов следующих уровней выше и ниже рангом: «арт-тера­пия» (уровень категории) и «методы арт-терапии» (уро­вень понятия). Исследуемый феномен, как и термино­логические системы многих наук гуманитарного направления, включает термины-словосочетания (арт-терапевтическпй подход, арт-терапевтическая практи­ка, как, впрочем, и сама категория «арт-терапия»). По сути, устоявшиеся понятия (в данном примере: подход, практика, терапия) приобретают иное содержание. В ре­зультате лингвистического переосмысления образованы арт-терапевтическая технология, арт-терапевтическое пространство и др.

Наиболее распространенные способы появления ино­язычных терминов в отечественной науке — это кальки­рование внутренней формы и заимствование (перенос) внешней формы термина (Д. С. Лотте). Примеры после­днему (англ.): «art-therapy» — арт-терапия; «pattern» — паттерн (дословно — образ, стиль). Попытка создания собственных эквивалентов нередко приводит к наруше­нию единства названия и содержания. В частности, за­мена термина «арт-терапевт» на «арт-педагог», «арт-те­рапия» — на «арт-педагогика» искажает сущность первоначального понятия.

Иными словами, несмотря на богатые традиции ис­пользования изобразительного творчества в терапевти­ческих целях, в отечественной науке пока не сложился отражающий это явление русскоязычный термин.

На основе сопоставительного анализа существую­щих общеупотребительных терминологических единиц составлена следующая классификационная система (см. стр. 11).

Внешняя форма этой классификационной системы содержит соподчиненные друг другу таксономические категории или единицы (класс, семейство, вид) и отра­жает объективные отношения между ними.

Названные ранее: трудотерапия, терапия занятостью, терапия «отвлекающими впечатлениями» как самосто­ятельные категории (типы) не включены в данную клас­сификацию.

Итак, система указанных направлений, обозначенных соответствующими понятиями, обрисована с т. з. ее иерархического строения.

Самая крупная таксономическая единица (тип) — терапия искусством — связывает все научные и приклад­ные направления, имеющие общее основание: использо­вание в «лечебных целях» различных форм худ деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров. Словом, арт-терапия — одна из составляющих более широкой категории — терапии искусством.

Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства

и творческой деятельности

Тип:

терапия искусством

Класс:

терапия творчеством (креативная терапия)

Подкласс:

экспрессивная терапия

Семейства:

• терапия творческим самовыражением

• музыкальная терапия

• игровая терапия

• сказкотерапия

• библиотерапия

• танцевальная терапия

• телесно-двигательная терапия

• арт-терапия

Виды арт-терапии:

• изотерапия (рисуночная терапия)