Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 17 из 41)

Другой родоначальник старой исторической школы профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене Бруно Гильдебранд (1812 – 1878), автор крупной работы «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848), не менее активно, но порой тенденциозно, придерживался исторического метода в экономической науке. На его несостоятельные прогнозы будущего в одной из своих статей указывал Н.Д. Кондратьев, который, в частности, писал: «Бруно Гильдебранд … предсказывал, что еще в течение XIX столетия в ходе развития Англии проявится тенденция возврата части пролетариата, бросившего землю, снова к земледелию, в силу чего городское и сельское население Англии вновь сравняется и роль сельского хозяйства повысится. Мы знаем, – заключает он, – что тот и другой прогноз оказались ошибочными».

Главная заслуга представителей «старой исторической школы» заключается, прежде всего, в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли – американского институционализма.

«Молодая историческая школа» продолжила традиции «старой» в отрицании роли научной абстракции и в склонности к простому собиранию фактического материала, в отрицании математических исследований в области экономики, считая, что реакция человеческой психики слишком сложная задача для дифференциального исчисления. Главное ее отличие от старой – в том, что ее сторонники анализировали особенности социально-экономического развития Германии на новом этапе – этапе перехода к монополистическому капитализму и усиления на этой основе националистических и милитаристских тенденций в политике этой страны, роста классовых противоречий и идеологической конфронтации в обществе. Они стремились разработать конструктивные программы «классового мира» и «социального партнерства». Одновременно своей важной задачей эта школа считала теоретическую и идеологическую борьбу с марксизмом.

9.3. Методологические особенности исторической школы

Немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода экономического исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политической экономии новые позитивные элементы, которые легли в основу методологических особенностей зародившегося благодаря им социально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим трем положениям.

Во-первых, это учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора». Наперекор классикам, представители исторической школы указывают на неуниверсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных факторов неэкономического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фактор» (национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны; особенности национальной культуры, психологии, религии и др.)

Во-вторых, это выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий. В трудах немецких авторов значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что их же позиция обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца XIX – начала XX в. идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д.

В-третьих, это определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества. Данная методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Немецкие авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию классиков противопоставили сугубо хозяйственный.

Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому – не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным социально-экономическим проблемам.
Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигнутых в ту пору научных основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политической экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX – XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институционалистов.

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ НАЧАЛА XIX В.

10.1. Общая характеристика утопического социализма начала XIX в.

Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации зародились много веков назад. Первые идеи утопического социализма появились в позднее средневековье, а рассвета они достигли в эпоху становления капитализма в Западной Европы. Ведущие представители социалистов-утопистов – Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Выражая мечты работников наемного труда, они выступали с критикой капитализма, вскрывали его недостатки, противоречия, упирая на бедность и нищету трудящихся, и заявляли, что должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.

Идеальный общественный строй они называли по-разному: Сен-Симон – индустриализм, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. В основе такого строя – отсутствие эксплуатации, ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом, частной собственности на средства производства. Реальных путей перехода к такому обществу они не видели. Своими задачами считали просвещение, пропаганду идей, воплощение их в жизнь путем создания коммун, «фаланстера», «базаров справедливого обмена». Выдвигая фантастические проекты будущего общества, себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, апеллировали к господствующим классам, пропагандируя идеи социальной справедливости и отвергая политическую борьбу и революции.

10.2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье

Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760 – 1825) – потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил просвещение людей. По его мнению, будущее справедливое общество – индустриальная система на базе крупного промышленного производства, которое развивается по определенному плану, а управление осуществляется из единого центра «индустриалами». План развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие – непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип обязательности труда для всех «на пользу человечеству». Цель будущего общества – создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства – развитие науки, искусства, промышленности, а охрана порядка – дело общественное.

Шарль Фурье (1772 – 1832) – выходец из купеческой семьи, торговый агент. В основу его социальной утопии положена теория страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти – вкус, зрение, осязание, слух и обоняние; «влечение души» – дружба, любовь, честолюбие; «верховные страсти» – энтузиазм, новаторство, соревнование.

Свои основные идеи Ш. Фурье изложил в работе «Новый промышленный и общественный мир». По мнению Фурье, человек наделен богом только положительными наклонностями, плохие (корысть, зависть, жадность, и т.п.) – формируются обществом. Определяющий фактор каждого периода – не уровень производства, а характер проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения. Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и называл «бедствием от изобилия». Предсказывая смену свободной конкуренции монополиями, он дал им свою классификацию – колониальная, простая морская, кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное управление.

Справедливое общество по Фурье должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей (фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят продукцию и сами ее распределяют. Основа строя – земледелие, промышленность играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал. Но это не принципиально, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие – капиталистами. Труд превратится в жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а стимулом этого станет – соревнование. «Гармоничное общество» возьмет на себя задачи воспитания детей и «освободит женщину».