Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 19 из 41)

2) Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами («классики» подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности, сферу производства первичной по отношению к сфере обращения).

3) Маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения. При этом математика для маржиналистов не­обходима не только для анализа предельных экономических по­казателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа гипотез.

4) Выявление главных функций денег (средство обращения, мера стоимости или единицы счета, средство сбережения, накопления или средство сохранения стоимости), вследствие чего исчезла необходимость выделения среди разнообразия функций денег основной функции и стало возможным признать: «Деньги – это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».

5) Использование функционального подхода при анализе экономических проблем в отличие от «классиков», использовавших каузальный (причинно-следственный) подход.

В «маржинальной революции» обычно выделяют два этапа. Первый этап (70-80-е годы XIX века) – обобщение идей маржинального экономического анализа в трудах К. Менгера (австр.) и его учеников, У. Джевонса (англ.) и Л. Вальраса (фр.). Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки предельной полезности товара условием определения его ценности. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.

Недостатки первого этапа «маржинальной революции»:

- категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров;

- оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап (90-е годы XIX века) – отказ от субъективизма и психологизма. Представителей второго этапа – А. Маршалл (англ.), Дж.Б. Кларк (амер.), В. Парето (ит.) и др. – стали называть неоклассиками как преемников классической школы, а их теорию – «неоклассической».

Эволюция маржинальных идей на обозначенных этапах имеет следующий вид:

- вначале в своем субъективном подходе маржиналисты акцентировали внимание на экономическом анализе потребления (спроса) – в противоположность классикам, исходившим из приоритета производства (предложения). На втором этапе неоклассики пришли к выводу о важности обеих сфер, необходимости их одновременного системного изучения.

- маржиналисты первой субъективной волны, используя каузальный анализ классиков, повторили их в том, что признали стоимость (ценности) товарных благ как исходную категорию экономического исследования с отличием в первичности сферы потребления, а не производства (основа стоимости – в полезности товара с точки зрения потребителя, а не в издержках производства). Вторая волна маржиналистов исключила вопрос первичности и вторичности сфер производства и потребления, объединила их в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин на сферы распределения и обмена.

- наряду с функциональным методом экономического анализа утвердился метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики.


12. СУБЪЕКТИВИЗМ ТЕОРИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА
«МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

12.1. Экономическое учение К. Менгера

Карл Менгер (1840 – 1921) – основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета. В 1871 году он опубликовал книгу «Основания политической экономии», где исследовал нарушение физиологического равновесия человека как результат неудовлетворения желаний и стремлений.

Методология исследования К. Менгера сохранила отдельные ключевые позиции методологии классической политической экономии, среди них:

- отсутствие в анализе математических средств и геометрических иллюстраций;

- использование принципов исходной категории – таковой он также считал стоимость, но не в связи с издержками производства или труда, а в связи с субъективной характеристикой – предельной полезностью;

- сохранение первичных и вторичных категорий.

Теоретические достижения К. Менгера заключаются в следующем.

Главный элемент в методологическом инструментарии – микроэкономический анализ. Этот метод позволил противопоставить учению классиков об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии Менгера – «хозяйство Робинзона») и выдвинуть положение о том, что выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида (микроуровне) с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

К. Менгер разделил экономические блага на порядки – так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстрактная полезность разных категории благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, первого, второго, третьего и т. д. килограмма хлеба; первой, второй, третьей и т.д. пары обуви).

Блага первого порядка – это самые насущные блага (потребительские), обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека. Блага более высоких порядков – это блага, которые используются для производства потребительских благ. В результате этого использования потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы.

Разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К. Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей. Суть менгеровской субъективистской трактовки ценности в следующем: «Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует». К. Менгер также считает, что «ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере». Таким образом, автор «Оснований» посягнул на святая святых классической политической экономии – трудовую теорию стоимости.

Между тем предложенная К. Менгером и поддержанная его учениками теория стоимости представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ). Фактически по данной теории предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованных при его изготовлении. В основе этой версии лежит тезис автора «Оснований», в соответствии с которым «при всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми». Другими словами, менгеровская «предполагаемая ценность продукта» является «принципом» определения величины ценности «благ высшего порядка».

Сущность категории обмена сведена в книге ученого преимущественно к индивидуальному акту партнеров, результат которого обоюдовыгоден, но не эквивалентен. По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоединение к их имуществу нового имущественного объекта, и поэтому обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем обмен, по Менгеру, это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения», что нередко делает невозможным реализацию там, где она была бы еще мыслима.

Высоко оценивая место и роль обмена в экономической жизни, глава «австрийской школы» осудил негативное отношение к занятым в этой сфере людям со стороны представителей классической политической экономии. Все, кто способствуют обмену, т.е. экономическим меновым операциям, по Менгеру, являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в более полном удовлетворении человеческих потребностей.

В попытке предостеречь от представления о том, что величина цен на товары «есть существенный момент обмена» и что количества благ в акте обмена являются «эквивалентами», К. Менгер утверждает: «...исследователи в области явлений цены напрягали свои усилия для решения проблемы сведения предполагаемого равенства между двумя количествами благ к его причинам, и одни искали эти причины в затрате одинакового количества труда на данные блага, другие – в равных издержках производства, возникал даже спор о том, отдаются ли блага в обмен одно на другое, потому что они – эквивалентны, или блага потому эквивалентны, что в акте мены отдаются одно за другое, тогда как в действительности нигде не бывает равенств в ценности двух количеств благ».


12.2. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера