Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 24 из 41)

Джон Р. Коммонс (1862 – 1945) – лидер юридического течения институционализма. Исследовал такие коллективные ин­ституты, как семья, профсоюзы, торговые объединения, произ­водственные корпорации, государство, правовые отношения и дру­гие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институ­там. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления «сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения».

Правовой аспект Дж. Коммонс использовал в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товар­ной продукции есть не что иное, как результат юридического согла­шения «коллективных институтов». К последним он относил со­юзы корпораций, профсоюзов, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев насе­ления.

Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополи­зацию экономики.

Эволюция капитализма свободной конкуренции в финансовую ста­дию – центральная идея его главных трудов «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934). В них рассматриваются про­блемы, вызванные усилением «социального конфликта» из-за «не­честной» (монополистической) конкуренции предпринимателей. Дж. Коммонс полагает, что госу­дарственные правовые решения в рамках экономических реформ устранят противоречия и конфликты в общест­ве, ознаменуют переход к стадии административного капитализма.

Юридические аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, нашли ре­альное практическое применение уже в 30-е гг. XX в., в период так на­зываемого «Нового курса» президента США Ф. Рузвельта.

Уэсли Клер Митчелл (1874 – 1948) – ученик и последователь Т. Веблена, автор конъюнктурно-статистического (эмпирико-прогностического) течения институционализма, руководитель Национального бюро экономических исследований (1920 – 1945).

Основная работа У. Митчелла – «Лекции о типах экономической теории» (1935). Исходя из идей Т. Веблена, он доказывал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими – в области социологии, культуры и др., обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию заключается в выявлении влияния на экономические факторы (денежное обращение, кредит, финансы и др.) неэкономических факторов (психологии, поведения и пр.) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки. Кроме того, У. Митчелл произвел попытку обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.

У. Митчелл является одним из первых исследователей циклов в экономике. Он считал необходимым государственное воздействие на экономику в области денег, финансов и кредита во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.

Представители основанного У. Митчеллом направления институционализма еще в 20-е годы XX в. в «конъюнктурном барометре» в Гарварде на основе «анализа динамических рядов» опубликовали первые прогнозы экономического роста, лежащие в основе новой отрасли экономической науки – эконометрики. Неквалифицированный прогноз «Гарвардского барометра» на­кануне экономического кризиса 1929 – 1933 гг., предвещавший «про­цветание экономики», показал несовершенство методологической базы исследований тех лет, но убедительно продемонстрировал пра­вильность главного положения институционалистов 20 – 30-х гг. о необходимости социального контроля над экономикой.

Применение математики и статистики позволили У. Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность малых и больших циклов, привели к попыткам создания модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказания отклонений в динамике показателей и предотвращении спада. Средством смягчения циклических колебаний, по его мнению, должен являться специальный государственный планирующий орган, осуществляющий свою деятельность не на директивной, а на рекомендательной основе, используя прогнозирование реальных и достижимых конечных целей.

В экономической литературе У. Митчелла вос­принимают нередко как представителя концепции «измерения без теории» (после появления одноименной статьи Т. Коопманса, по­священной критике научных исследований У. Митчелла и его пос­ледователей), или, как выразился В. Леонтьев, «основного антитеоретического направления американской экономической мысли». Свя­зано это, по мнению М. Блауга, с тем, что У. Митчелл «не был расположен к методологическим атакам на предпосылки ортодок­сальной экономической теории и избегал междисциплинарного подхода. Его «институционализм» состоял в сборе статистических данных, которые впоследствии должны были дать почву для объяс­няющих гипотез». Кроме того, как полагает В. Леонтьев, «крити­куя процесс построения сложных экономических моделей, он пред­ложил опираться на прямые наблюдения, не основанные ни на каких предварительных предположениях, а ориентированные на всестороннее измерение наблюдаемых фактов. Митчеллу, его уче­никам и последователям США обязаны крупномасштабным раз­вертыванием описательной экономической статистики, без кото­рой не только современная экономическая наука, но и многие из современных экономических учреждений не могли бы, по-видимо­му, существовать».

14.3. Концепция стоимости в трудах Т. Веблена
(«эффект Веблена») и Дж. Коммонса

Предметом особого внимания Т. Веблена стал институт праздного класса. Его возникновение и развитие Т. Веблен связывал с «избирательным воздействием законов хищничества и паразитизма» и обычаями частной собственности, эволюцию которой описывал следующим образом. Собственность первоначально возникла как трофей, знак победы над менее сильным соседом. Мотивы, лежащие в ее основе, – соперничество, завистливое сравнение, демонстративное преуспеяние как основа уважения и жажда власти, даруемой богатством. «Здравой оценкой людей и вещей становится оценка в расчете на борьбу», развивается противопоставление доблестной, захватнически-приобретательской деятельности и труда, приобретающего характер нудного занятия в силу пренебрежительного к нему отношения. По мере того как стадия приобретения путем хищнического захвата переходит в стадию организации производства на основе частной собственности (рабов), превосходство в силе и трофеи как показатель успеха заменяются «канонами денежной почтенности» и критериями накопления собственности и «опыта праздной жизни». Эти последние складываются во «всеохватывающий порядок благопристойности» со старательными упражнениями по развитию хороших манер, воспитанию вкусов и умению «разбираться в том, какие предметы потребления отвечают приличию». «Показное потребление» дорогостоящих престижных товаров и пристрастие к «демонстративно расточительным зрелищам» становятся в праздном классе формами соперничества, мотивируемого завистливым сравнением, и завоевания репутации.

Описанный Вебленом «состязательный аспект потребления», показал, как товары «могут эффективно использоваться в косвенных завистнических целях» и поэтому содержать в себе ощутимый элемент «престижной дороговизны», т.е. стоимости сверх стоимости затрат, делающих их пригодными для функционального использования.

В теории «праздного класса» отношение «имущего непроизводственного» класса к экономическому процессу Т. Веблен характеризует как отношение «стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности». В частности, для представителей именно этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона спроса, что ныне принято называть «эффектом Веблена». Последний характеризует ситуацию, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения и тогда этот товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти. Поэтому «финансовые слои, – заключает Т. Веблен, – имеют известную заинтересованность в приспособлении финансовых институтов … Отсюда более или менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежным целям, формирующим экономическую жизнь праздного класса».

Дж. Коммонс использовал правовой аспект институционализма в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товар­ной продукции есть не что иное, как результат юридического согла­шения «коллективных институтов». К последним он относил со­юзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев насе­ления.

Другой важной категорией институциональной теории Коммонса, связанной с категорией стоимости, стало понятие сделки (трансакции). Каждая сделка включает в себя переговоры, принятие обязательства и его выполнение. В ходе переговоров встречающиеся стороны сначала противопоставляют свои позиции и затем ищут соглашения. Трансакционный процесс служит определению «разумной ценности», возникающей из согласия о выполнении в будущем условий контракта. Контракт – это «гарантия ожиданий», без которой не может быть ценности.