3) Э. Чемберлин выдвинул идею о том, что конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга.
4) Огромная заслуга Э. Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции – техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке.
5) Э. Чемберлин и его сторонники выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» – разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек.
15.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983) – видный представитель и продолжатель школы Маршалла, профессор Кембриджский университета. Мировую известность ей принесла книга «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), написанная в начале творческого пути.
Главная идея – выявление рыночных аспектов функционирования монополий, в условиях которых конкуренция, по ее мнению, является несовершенной (по Чемберлину – монополистической). Исходная задача - выяснение механизма установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.
В дальнейшем ее рассуждения во многом расходятся с логикой Э. Чемберлина. Дж. Робинсон в несовершенной конкуренции видела, прежде всего, нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и «эксплуатацию» наемного труда, а Э. Чемберлин монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии. Сущность монополии она рассматривает негативно – как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.
Поэтому в этой работе можно выделить следующие основные положения.
Во-первых, но убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
Во-вторых, на взгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные».
В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей»^. Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей.
В-четвертых, завершая собственное «теоретическое исследование», Дж. Робинсон приходит «...к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы», «что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства».
В итоге Дж. Робинсон делает вывод: необходимо решать дилемму – эффективность (производства) или справедливость (социальная в перераспределения богатства). По ее мнению, «чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно доказать, что она способствует повышению эффективности производства».
Исследуя ее работу, Дж. Кейнс года сделал другие логические выводы, в т.ч. о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции.
16.1. Предмет и метод изучения Дж. М. Кейнса
Мировой экономический кризис 1929 – 19ЗЗ предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утратили актуальности до нашего времени, т.к. основное их содержание – государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. В условиях нетипичного кризиса с тотальной безработицей возникла необходимость в макроанализе.
Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) – выдающийся английский ученый-экономист, ученик основателя Кембриджской школы А. Маршалла. Основные работы: «Индексный метод» (1909), «Денежное обращение и финансы Индии» (1913), «Экономические последствия Версальского мирного договора» (1919), «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930), главный его труд – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Я.С. Ядгаров, характеризуя ученого, пишет, что в адрес Дж. Кейнса можно уверенно отнести его же слова: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром». Идеи Дж. Кейнс реально правили миром и оказывают огромное влияние до настоящего времени. «Общая теория» Дж. Кейнса – поворотный пункт в экономической науке ХХ в., во многом определяющий экономическую политику стран и в настоящее время.
Центральная идея учения Дж. Кейнса в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой, максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства.
Дж. Кейнс, осуществляя макроэкономический анализ, по-новому определяет предмет экономической науки. Он считает, что предметом является исследование количественных функциональных зависимостей воспроизводственного процесса, закономерных количественных связей совокупных (агрегативных) народнохозяйственных величин (инвестиции – совокупный доход, инвестиции – занятость и совокупный доход, потребление – сбережение и др.), результаты которого используются для разработки программ экономической политики, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического развития.
Дж. Кейнс отмечал, что целью является отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем.
Для реализации предмета исследования Дж. Кейнс пользуется новым понятийным аппаратом. Он вводит такие понятия, как эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупные спрос и предложение, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и др.
Методология макроэкономической теории Кейнса также имеет свои особенности. Он использует в качестве философской основы эклектическое сочетание субъективизма, утилитаризма и функционального анализа, а также обширный арсенал методов исследования. Основу при этом образует макроэкономический анализ, центральным моментом которого является теория воспроизводства всего общественного капитала, на которой базируется программа государственного регулирования экономики. Но Дж. Кейнс не занимается исследованием сущности воспроизводственного процесса, а посвящает макроэкономический анализ выяснению совокупных экономических процессов с помощью определенных функциональных зависимостей агрегативных величин.
Кейнс предлагает свой вариант стоимостной структуры общественного продукта и считает, что она включает такие элементы, как издержки использования, факториальные издержки, добавочные издержки, совокупный доход предпринимателей.
Для методологии Дж. Кейнса является характерным использование субъективно-психологического подхода. Но в отличие от представителей кембриджской школы, которые рассматривали экономические процессы как отражение психологии хозяйствующего индивида, Дж. Кейнс ориентируется на совокупный психологический фактор, с которым он связывает состояние рыночной экономики в целом.
Использование «психологии публики» обусловило преобладание в кейнсианском исследовании количественного анализа. Экономические явления рассматриваются им в обобщенном виде, формулируются в форме агрегативных показателей. При этом Дж. Кейнс сосредоточивает внимание на проблеме «выбора измерителей», с помощью которых можно количественно выразить сложные народнохозяйственные величины, отражающие функционирование всей хозяйственной системы. В качестве измерителей он выделяет деньги, эквивалентные «количеству денежных ценностей».
Дж. Кейнса сформулировал «основной психологический закон», суть которого в следующем: «Психология общества такова, что сростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики». По его мнению, «существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение происходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями». По Кейнсу, наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».