Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 6 из 41)

С учением о чистом продукте у Ф. Кенэ тесно связана концепция о производительном и непроизводительном труде. Впервые в истории экономической мысли он отнес к производительному труду только труд, который создает «чистый продукт». Соответственно, согласно его воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства, является производительным, труд же в других сферах народного хозяйства является непроизводительным, или «бесплодным».

Этот критерий (участие в создании чистого продукта) был положен в основу классификации общества при анализе процесса общественного воспроизводства, данным Ф. Кенэ в его известной работе «Экономическая таблица». Общество Ф. Кенэ рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса:

- в производительный класс включены крестьяне, фермеры и сельскохозяйственные наемные работники, т.е. все, кто занят в сельском хозяйстве;

- класс собственников – это те, кто получает ежегодный чистый продукт, созданный в земледелии. К собственникам Ф. Кенэ относил короля, землевладельцев, церковь и всю их челядь;

- всех людей, занятых в промышленности, он объявлял бесплодным, или непроизводительным, классом. Сюда включались наемные рабочие, ремесленники, капиталисты, купцы и мелкие торговцы.

Следует заметить, что «продуктивность» или «бесплодность» двух из трех классов определяется не наличием или отсутствием продукции в материальном смысле. Как «крестьяне», так и «бесплодные граждане» создают своим трудом блага, которые Кенэ называет, соответственно «сельскохозяйственной продукцией» и «изделиями». Разница между этими классами не лежит в товарном или нетоварном характере их продукции. В обоих случаях эта продукция предназначена частично или полностью на продажу, а это в свою очередь необходимо для покупки продукции другого класса. Бесплодный класс, так же, как и класс собственников, по Кенэ, не создает чистого продукта, но в отличие от последнего этот класс работает и своим трудом создает столько, сколько потребляет.

Ф. Кенэ дал первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале: «... деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (сегодня – «основной капитал», основные фонды). Затраты на семена, корма, оплату работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года) относятся к «ежегодным авансам» (сегодня – «оборотный капитал», оборотные фонды). Ф. Кенэ убедительно доказал, что в движении наряду с оборотным находится и основной капитал.

Медицинское образование и богатое воображение позволили Ф. Кенэ, как уже отмечалось, сравнить общество с организмом, а в качестве системы кровообращения этого общества рассмотреть потоки общественных продуктов и доходов, движущихся без участия государства. Данные идеи представил в своей знаменитой работе «Экономическая таблица», тем самым заложив основу построения межотраслевых балансов и моделей «затраты – выпуск». Отдельные экономисты считают, что система воспроизводства общественного продукта, предложенная Ф. Кенэ, сильно упрощает реальность: неизменные цены в течение года; все доходы уходят на потребление; вся земля обрабатывается фермерами, арендующими ее у землевладельцев; не принимается во внимание внешняя торговля и т.д. Вряд ли данные замечания можно считать существенными, т.к. сделанные в работе допущения позволяют выявить общие важнейшие закономерности хозяйственной жизни, дать научный анализ процесса общественного воспроизводства.

Экономическая таблица Ф. Кенэ показывает перераспределении валового национального продукта в стоимостной и натуральной формах меду тремя секторами экономики, которые представлены рассмотренными выше классами. Изложенная схема процесса кругооборота годового продукта позволяет проследить, из чего складываются доходы трех классов общества, как эти доходы обмениваются на продукты, чем возмещаются расходы каждого класса. Сам процесс кругооборота распадается на несколько стадий, где деньги являются не более чем инструментом и выполняют функцию средства обращения.

1. Производительный класс (фермеры) уплачивает классу земельных собственников за пользование землей ренту в размере 2 млрд. ливров (это и есть «чистый доход», образующийся после продажи сельскохозяйственной продукции).

2. Земельные собственники на полученную сумму покупают у бесплодного класса мануфактурные товары и предметы роскоши (1 млрд.), а у фермеров продукты питания (1 млрд.).

3. Бесплодный класс деньги, вырученные от продажи своих товаров классу земельных собственников в размере 1 млрд., затрачивает на приобретение у фермеров продуктов питания.

4. Производительный класс закупает у бесплодного класса средства производства и промышленные изделия (1 млрд.) с целью замены изношенного оборудования и возмещения израсходованных материалов.

5. Бесплодный класс, в свою очередь, возвращает эту сумму фермерам, уплачивая за приобретаемое у них сырье.

Объединив многочисленные разрозненные акты обмена в круговой поток продуктов и доходов, Ф. Кенэ пришел к выводу, что общественное воспроизводство становится бесперебойным в случае соблюдения определенных, причем сбалансированных пропорций. Значение «Экономической таблицы» для дальнейшего развития экономической мысли трудно переоценить: она явилась основой важнейших научных изысканий XIX – XX вв., таких, как теория общего рыночного равновесия, теория межотраслевого баланса, теория исчисления национального дохода.


5. ВТОРОЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА

5.1. Предмет и метод изучения А. Смита

Адам Смит (1723 – 1790) – величайший английский учёный-экономист конца XVIII в. Родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 14 лет поступил в Глазговский университет, в 1740 г. в числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746 г. В 1751 г. А. Смит был назначен профессором логики в Глазговском университете, а в конце того же года перешёл на кафедру моральной философии, на которой преподавал до 1764 г. Крупная научная работа «Теория моральных чувств» (1759) принесла А. Смиту широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А. Смита сместился к экономической науке и в 1776 г. вышел его главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов».

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит в качестве предмета изучения политической экономии назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния. При этом не торговля и другие сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства.

Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, идею рыночных экономических отношений. В то же время в отличие, скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно подчёркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитии этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Адам Смит характеризует «экономического человека» как стремящегося к личному обогащению совершенного эгоиста, а именно: «Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересов сделать для него то, что он требует от них. Дай мне то, что мне нужно». Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведёт к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

«Невидимая рука» независимо от воли его и всех намерений индивида («экономического человека») направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества. Таким образом, «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному порядку. Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, благодаря «невидимой руке», всегда будет автоматически уравновешиваться. Государству же для достижения правовых и институционных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются три важные обязанности. К ним А. Смит относит: издержки на общественные работы (чтобы «создавать и содержать определённые общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»); издержки на обеспечение военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.