Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А. Смита, свободная конкуренция, которая может лишить участников рынка власти над ценой (монополисты, поддерживая недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают товары дороже естественной цены и поднимают свои доходы.
5.2. Особенности теоретических разработок А. Смита
«Богатство народов» А. Смита начинается с проблематики разделения труда на примере, показывающем, как в булавочной мануфактуре разделение труда трояко повышает производительность труда (речь идёт о повышении квалификации работников, экономии времени при переходе от одной операции (работы) к другой, изобретении машин и механизмов). Это начало служит отправной точкой для рассмотрения многих ключевых теоретических проблем политической экономии.
Одной из таких теорий стала теория стоимости (ценности) товаров и услуг, которая вплоть до конца XIX в. оставалась центральной теорией экономической науки. Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости, первую А. Смит оставил без рассмотрения. Причина здесь в том, что в понятие «потребительная стоимость» А. Смит вкладывал смысл полезности не предельной, а полной, т.е. возможность отдельного предмета, блага удовлетворить потребность человека, причём не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара.
Далее А. Смит обращается к выяснению причин и механизма обмена, сущности меновой стоимости. Он отмечает, что поскольку товары чаще всего обмениваются, то «более естественным является оценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь товара, а не количеством труда, которое можно на них купить». Но уже на следующей странице автор «Богатства народа» опроверг версию определения стоимости «количеством какого-нибудь товара», подчеркнув, что «товар, который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости (имея в виду золото и серебро), никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров». Затем А. Смит заявляет, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому именно труд составляет действительную цену товаров, а деньги составляют их номинальную цену.
К последнему тезису А. Смит приводит два уточнения. В соответствии с первым из них – только «в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капитала и обращению земли в частую собственность, соотношение между количествами труда было, по-видимому, единственным основанием для обмена их друг на друга». В соответствии со вторым уточнением стоимость определяется как сумма доходов (рента – «первый вычет из продукта труда, затраченного на обработку земли»; прибыль – «второй вычет из продукта труда, затрачиваемого на обработку земли»; заработная плата – «продукт труда», который «составляет естественное вознаграждение за труд»), поскольку, как пишет учёный «в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров».
В числе теоретических проблем, охваченных А. Смитом, нельзя обойти его концепцию о производительном труде. Это важно, несмотря даже на то, что современная экономическая наука отвергает её основные постулаты. Дело в том, что автор «Богатства народов» вводит в главе 3 книги II понятие производительного труда, сформулировав его как труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает», а также «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует, по крайней мере, некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно, непроизводительный труд, по Смиту, – это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для выполнения (оказания) которых «ничего не добавляет к стоимости, имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи.
Практически почти все экономисты классической политической экономии (кроме Дж. Мак-Куллоха, Н. Сениора и некоторых других) безоговорочно приняли смитовское разграничение труда на производительный и непроизводительный виды, которое затем от К. Маркса перешло в так называемую марксистско-ленинскую политическую экономию. В этом главная причина того, что в Советском Союзе «источником создания национального дохода считался труд, занятый в сфере материального производства».
Теория денег А. Смита не выделяется какими-либо новыми положениями. Но, как и другие его теории, она привлекает масштабностью и глубиной анализа, логически аргументированными обобщениями. А. Смит отмечает, что деньги стали общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости». Он считает, что «труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом стоимости серебра» (денег), осуждает меркантилистскую систему взглядов, согласно которой «национальное богатство заключается в изобилии золота и серебра, а национальная бедность – в их недостаточном количестве». Следует также подчеркнуть, что автор «Богатства народов» рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.
Если говорить о теории доходов, то очевидно, что у А. Смита она базируется исключительно на классовом подходе. По Смиту, годичный продукт распределятся между тремя классами (рабочие, капиталисты и землевладельцы). При этом экономическое благополучие страны он считал зависимым главным образом от деятельности землевладельцев, а не промышленников.
Доход рабочих, заработная плата, в смитовском рассмотрении находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит, прежде всего, в том, что он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Более того, по его убеждению, «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдём рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате». Разве что, предупреждает А. Смит, «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочих выше её существующего размера».
А. Смит пишет, что прибыль как доход на капитал определяется «стоимостью употреблённого в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала» и её не следует путать с заработной платой, устанавливаемой в «соответствии с количеством, тяжестью или сложностью предполагаемого труда по надзору и управлению». По его мнению, сумма прибыли «предпринимателя, рискующего своим капиталом», – это часть созданной рабочими стоимости, направляемая «на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».
Заслуживают внимания отдельные положения исследования автора А. Смита, посвященные ещё одному виду доходов – ренте. В частности, по Смиту, пищевые продукты являют собой «единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо даёт некоторую ренту землевладельце».
В теории капитала А. Смита (глава 1 книги II) очевидна его более прогрессивная позиция по сравнению с физиократами. Капитал характеризуется им как одна из двух частей запасов, «от которой ожидают получить доход», а «другая часть, – пишет он, – эта та, которая идёт на непосредственное потребление». В отличие от физиократов, по Смиту, производительным является капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере материального производства. Кроме того, им вводится деление капитала на основной и оборотный, показывается различие в отношении между этими частями капитала в зависимости от отрасли хозяйства. Основной капитал – и это, не лишнее отметить, – по мнению А. Смита, состоит в числе прочего «из приобретённых и полезных способностей всех жителей или членов общества», т.е. как бы включает в себя «человеческий капитал».
Не осталась не затронутой А.Смитом и теория воспроизводства, впервые введённая до него в научный оборот Ф. Кенэ. Известно, что позицию А. Смита по этой проблематике К. Маркс оценил критически и назвал её «баснословной догмой Смита». Критика К. Маркса на этот счёт действительно значима, поскольку автор «Богатства народов», характеризуя то, из чего состоит подлежащая распределению «вся цена годичного продукта труда», целиком сводит последнюю к доходам (сумме заработной платы, прибыли и ренты), из которых складывается, как он полагает, цена товара. При этом он заявляет так: «Цена всякого товара в конечном счёте должна всё же сводиться ко всем этим трём частям, так как всякая доля цены должна по необходимости оказаться чьей-либо прибылью». Иными словами, по Смиту, речь идёт не о расширенном, а о простом воспроизводстве, при котором потребление исключает накопление на возмещение стоимости (амортизацию) средств производства.
6. ТРЕТИЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
6.1. Экономическое учение Д. Рикардо
Давид Рикардо (1772 – 1823) – выдающийся представитель классической школы. Д. Рикардо родился в Лондоне в семье биржевого маклера. В 21 год занялся самостоятельной биржевой спекуляцией и к 30 годам превратился в состоятельно финансиста, затем – в крупного землевладельца. В то же время Д. Рикардо занимался политической деятельностью: избирался шерифом, купил место в парламенте, где проявлял большую активность.