В борьбе с организованной преступностью эффективную роль может сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой насилия, а также добровольно заявил о своих связях с преступным сообществом, либо активно способствовал его разоблачению.
Есть и еще одна проблема, которая требует своего разрешения в условиях высокой коррумпированности, общества, -это установление поощрительных правовых мер воздействия на тех, кто получает взятки или выступает посредником в них при добровольном заявлении о совершенном преступлении. Пока это касается лишь взяткодателей. Введение нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии существенно бы нарушило коррумпированные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердечному раскаянию.
С учетом высокой технической оснащенности преступников необходим и уголовный закон, предусматривающий ответственность за умышленные прослушивания переговоров или перехват информации органов дознания, следователя, прокуроров, судей, защитников и экспертов в целях воспрепятствования правосудию.
Совершенно очевидно, что изощренная преступная деятельность, которую нередко консультируют профессиональные юристы, не может быть успешно доказана традиционными методами. Однако значительная часть достоверной информации. получаемой с помощью технических и оперативно-розыскных средств, сегодня не используется в доказывании преступных действий. Игнорируется самый беспристрастный источник доказательств - технические средства.
В качестве контраргумента выдвигается недостаточность гарантий, возможность фальсификации материалов оперативными работниками и следователями. Но разве нельзя фальсифицировать протоколы допросов, подговорить лицо к лжесвидетельству, что, кстати, сделать гораздо легче. Между тем любая фальсификация устанавливается с помощью специальной экспертизы, а лица, допустившие ее, несут уголовную ответственность. Такого рода аргументы в конечном итоге оказываются на руку только тем, кто противопоставляет себя закону. Если речь идет о дополнительных гарантиях, то их следует разработать и утвердить, но не исключать самой проблемы по надуманным аргументам.
В последние годы становится массовым явлением уклонение свидетелей и потерпевших от явки на предварительное следствие и в суды для дачи показаний. Часто это связано не с отсутствием гражданской позиции, а с воздействием на них преступников. Поэтому был принят закон о защите участников процесса, но он не обеспечен материально, а потому бездействует. Это лишний раз говорит о том, что закон без механизма его реализации - закон голый.
Значительно осложняет предупреждение проявлений организованной преступности несовершенство или отсутствие целого ряда законов, регулирующих внешнеэкономическую, финансовую и банковскую деятельность, не установлены меры специальной ответственности за ее нарушение. В целом же необходим общероссийский закон «О борьбе с организованной преступностью», который включил бы в себя целый ряд правовых норм, регламентирующих на только ответственность, но и действия правоохранительных органов. Важную роль должны сыграть такие законы, как «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом» и некоторые другие.[30]
Перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные:
— с восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате безработицы, демобилизации, ухода в отставку и т. л.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплате; предоставление такой альтернативы крестьянам и другим лицам, выращивающим наркотики для извлечения дохода (включая выплаты, компенсирующие потери этого дохода);
— с введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, подозрительных по происхождению;
— с введением эффективного порядка конфискации преступных и иных заведомо незаконных доходов и приобретенного па эти доходы имущества.
Борьбе с вербовкой пополнения для организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по профилактике формирования и функционирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления, притоносодержательства; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении ряда категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений; контроль за своевременностью регистрации приезжих и оформления сдачи квартир временным жильцам.
В числе этих мер: всероссийские оперативно-профилактические и целевые операции по выявлению и пресечению «воровских» сходок, деятельности «воров в законе», лидеров н активных участников этнических преступных группировок; проверки соблюдения законности деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности частных структур; проверки соблюдения банками порядка кредитования негосударственных структур; подготовка правовых актов о мерах обеспечения безопасности лиц, оказывающих негласную помощь в борьбе с организованной преступностью; выборочные проверки предприятий по добыче н переработке нефти, газа, цветных и редких металлов, отгружающих продукцию за рубеж, и разработка па основе материалов проверок мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях; мероприятия, препятствующие проникновению организованной преступности в органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы; проведение Всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью. Нетрудно заметить, что все перечисленные меры подчинены сквозной идее сузить возможности для организованной преступной деятельности путем уменьшения уязвимости от нее легальной экономики и деятельности органон государственной власти.
Выделенные приоритеты сочетаются со всем комплексом повседневной профилактической деятельности правоохранительных органов. Надо упомянуть возможности, которые предоставляет надзорная деятельность прокуратуры; правомочия судов по вынесению частных определений о конфискации средств и имущества, приобретенных преступным путем. Значительные возможности открывает формируемая практика по предъявлению органами прокуратуры судебных исков о взыскании в пользу потерпевших похищенных организованными преступниками денег и имущества, не дожидаясь приговора по уголовному делу.
Генпрокуратура таким способом возвращает Центробанку около 3 трлн руб., па которые наложен арест по делам о фальшивых авизо, поступивших из Чечни. Удовлетворение судами таких исков устраняет опасность изъятия этих средств преступными структурами пли «прокрутки» их в пользу этих структур банками, в которых средства арестованы.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает достаточные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, в Ïоложениях о которых специально выделена задача борьбы с организованной преступностью, для проведения оперативных мероприятий по предупреждению организованных преступных проявлений (оперативное внедрение, оперативный эксперимент и т. д.).[31]
На профилактику организованных преступлений работают и правомочия органов милиции, налоговой полиции, ФСБ, других органов борьбы с преступностью по контролю за оружием и его оборотом, по контролю за предметами ч веществами, изъятыми из гражданского оборота. Несомненную профилактическую направленность имеют и правомочия о проверках данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (вход в помещение, осмотр помещений, хранилищ, документов, проведение инвентаризаций и ревизий, изъятие и исследование образцов, изъятие предметов и веществ, хранение которых требует специального разрешения, опечатывание кассы, хранилища и т. д.).
Своеобразной формой профилактики и ограничения возможностей функционирования и воспроизводства организованной преступности является развивающаяся с использованием зарубежного опыта практика органов расследования по:
— стимулированию позитивного посткриминалыюго поведения рядовых участников организованных преступных структур («обмен» помощи в раскрытии организованной преступной деятельности и изобличении ее руководителей, на освобождение от уголовной ответственности или существенное ее смягчение);