Смекни!
smekni.com

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информатика" Составители: Викентьева О. Л., к т. н., доцент (стр. 2 из 8)

Copy - скопировать выделенный фрагмент текста в буфер обмена;

Paste – извлечь фрагмент из буфера обмена;

Clear – удалить выделенный фрагмент;

Show clipboard – показать содержимое буфера обмена.

Search – команды для поиска и замены фрагментов текста:

Find – поиск (параметры для поиска вводятся в появляющемся диалоговом окне);

Replace –поиск и замена (параметры для поиска и замены вводятся в появляющемся диалоговом окне);

Search again – повторный поиск или замена.

Run – выполнение программы в том числе и пошаговое:

Run – выполнить программу;

Step over – выполнить программу по шагам без захода в подпрограммы;

Trace into – выполнить программу по шагам с заходом в подпрограммы;

Goto cursor – выполнить программу по шагам, начиная с места положения курсора;

Program Reset – прекращает отладку программы.

Compile – компиляция программы:

Compile – компиляция программы, которая находится в активном окне редактора;

Make – компиляция программы и модулей, подключенных к этой программе, если в модули были внесены изменения;

Build – компиляция программы и всех модулей, подключенных к этой программе.

Debug – средства для отладки программы:

Breakpoints - просмотр и редактирование диалогового окна, в котором выводится информация об установленных в программе контрольных точках (в контрольной точке выполнение программы приостанавливается и дальше ее можно отлаживать в пошаговом режиме);

Watch – делает активным окно отладки программы, в котором можно просматривать текущие значения переменных программы;

Output – делает активным окно просмотра результатов;

User screen – распахивает окно просмотра результатов во весь экран;

Evaluate/modify – дает возможность просмотреть значение переменной или вычислить значение выражения в специальном диалоговом окне;

Add watch – добавить переменную в окно отладки программы;

Add breakpoint – добавить контрольную точку.

Таким образом, для того, чтобы выполнить программу, используя систему программирования Turbo Pascal надо:

1. Набрать текст программы в редакторе.

2. Сохранить программу на диске, используя пункт меню File/Save as или функциональную клавишу F2.

3. Откомпилировать программу, используя пункт меню Compile/Compile или клавиши Alt+F9, если есть синтаксические ошибки, то исправить их и снова записать программу.

4. Повторить п. 3 до тех пор, пока компиляция не завершится успешно , в этом случае появится окно с надписью Compile successful: Press any key.

5. Запустить программу на выполнение, используя пункт меню Run/Run или клавиши Ctrl+F9.

6. Выполнить тестирование программы с помощью составленного набора тестов, для просмотра результатов можно использовать клавиши Alt+F5.

Для поиска семантических ошибок в программе можно использовать команды Run/Trace into или F7, Run/Step over или F8, Run/Go to cursor или F4 – для выполнения программы по шагам, Debug/Watch, Debug/Add watch – для просмотра значения переменных во время отладки программы.

2.2. Структура программы

Программа на языке Турбо Паскаль состоит из заголовка и собственно программы, называемой блоком. Блок состоит из разделов. Максимальное количество разделов шесть. Разделы располагаются в следующем порядке:

1. Раздел меток;

2. Раздел констант;

3. Раздел типов;

4. Раздел переменных;

5. Раздел процедур и функций;

6. Раздел операторов.

Раздел операторов заключается в операторные скобки begin ... end (составной оператор). В нем указывается последовательность действий, которые должны выполняться программой. Все остальные разделы носят описательный характер. Любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. Разделителем между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы должна стоять точка. В любое место программы могут быть включены комментарии. При этом смысл программы не меняется. Комментарии заключаются в фигурные скобки.

2.3. Стандартные типы данных

Программа, написанная на языке ТР, оперирует некоторыми объектами, называемыми данными. Каждый элемент данных в программе является либо константой, либо переменной. Для каждой переменной задается тип, определяющий возможное значение переменной и операции, которые могут над ней выполняться. Тип переменной задается в разделе переменных.

Turbo Pascal характеризуется разветвленной системой данных (рис. 3.3.)


Рис. 3.3. Типы данных в Паскале

2.3.1. Целый тип

Обеспечивает задание целых чисел. Существует несколько целых типов.

Название Длина в байтах Диапазон значений
Byte 1 0..255
ShortInt 1 -128..+127
Word 2 0..65535
Integer 2 -32768..+32767
LongInt 4 -2147483648..+2147483647

Стандартные процедуры и функции, применимые к целым типам.

Обращение Тип результата Действие
abs(x) x Возвращает модуль х
chr(b) Char Возвращает символ по его коду
dec(vx[,i]) процедура Уменьшает значение vx на i, при отсутствии i- на 1
inc(vx[,i]) -/- Увеличивает значение vx на i, при отсутствии i- на 1
odd(l) boolean Возвращает TRUE, если аргумент - нечетное число, FALSE - если четное
random(w) как у параметра Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное на интервале 0<=x<w
sqr(x) -/- Возвращает квадрат аргумента
exp(x) real ex
sqrt(x) real Возвращает квадратный корень из х
sin(x) -/- sin x
cos(x) -/- cos x
ln(x) -/- ln x
arctan(x) -/- arctg x
succ(x) как у параметра Возвращает следующее целое число, т.е. х+1
pred(x) -/- Возвращает предыдущее целое число, т.е. х-1

В таблице используются обозначения: х - выражение любого из типов, b, l, i, w - выражения соответствующих типов: byte, longint, integer, word, vx - переменная типа х.

К данным целых типов применимы следующие арифметические операции : +(сложение),
- (вычитание), * (умножение), / (деление), DIV (деление нацело), MOD (вычисление остатка от целочисленного деления), а также операции отношения: = (равно), <> (не равно), < (меньше), > (больше), <= (меньше или равно), >= (больше или равно).

2.3.2 Вещественный тип

Обеспечивает задание вещественных чисел. Запись вещественного числа в возможна в двух формах:

в виде числа с фиксированной точкой, например 12.3, 0.67;

в виде числа с плавающей точкой: мантисса ×10k, где k- порядок числа, например, 1.4 Е-8 , 9.7 Е3 .

Существует несколько вещественных типов.

Название Длина в байтах
Real 6
Double 8
Extended 10

Над переменными этих типов определены арифметические операции: + (сложение), -(вычитание), * (умножение), / (деление), а также операции отношения (см. выше).

Стандартные процедуры и функции.

Обращение Тип параметра Тип результата Действие
abs(x) real, integer x Возвращает модуль х
random(x) integer integer Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное на интервале 0<=i<x
sqr(x) real, integer тип аргумента Возвращает квадрат аргумента
exp(x) real real ex
sqrt(x) real real Возвращает квадратный корень из х
sin(x) -/- -/- sin x
cos(x) -/- -/- cos x
ln(x) -/- -/- ln x
arctg(x) -/- -/- arctg x
frac(x) -/- -/- Дробная часть числа
int(x) -/- -/- Целая часть числа
pi --- real Пи=3.14159265...
trunc(x) real integer Отбрасывание дробной части
round(x) real integer Округление до ближайшего целого
randomize --- --- Инициация датчика псевдослучайных чисел
random --- real Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное на интервале 0<=x<1

2.3.3. Символьный тип

Значениями символьного типа являются элементы конечного и упорядоченного набора знаков. Символ, заключенный в апострофы, обозначает константу символьного типа, например: ‘5’, ‘d’.

Над переменными символьного типа определены следующие функции:

1) функции преобразования:

ORD (s) - дает порядковый номер символа s в упорядоченном множестве символов, например, ORD(‘5’)=53.

CHR (i) - дает символ, стоящий под номером i в упорядоченном множестве символов, например, CHR(66)=‘B’.

2) операции отношения (см. выше):

если С1 и С2 - символьные переменные, то выражение С1>С2 истинно только тогда, когда ORD(C1)>ORD(C2).

3) порядковые функции:

PRED (s) - возвращает предыдущий символ.

SUCC (s) - возвращает следующий символ.

2.3.4. Булевский тип

Переменные булевского типа могут принимать только два значения: TRUE и FALSE. Этот тип относится к порядковым, константы упорядочены: TRUE>FALSE.

Над ними определены:

1) логические операции:

AND(и или конъюнкция), OR(или или дизъюнкция), NOT(не или отрицание).