4. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Полис, 1997, № 3.
5. Крамник В.В. Имидж реформ: способы завоевания доверия // Известия СПбГУЭиФ, 1995, № 2.
6. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991, с.6-8, 82-144.
7. Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти, 1994, № 7-8.
8. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль, 1992, № 2.
9. Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1995.
10. Чуланов Ю.Г. Власть и политическая оппозиция в современной России. СПб., 1999.
11. Шевченко Ю. Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России // МЭиМО, 1999, № 1.
В повседневной жизни элита – часть совокупности, обладающая максимальной насыщенностью измеряемого признака. В политологии исходя из определения политики логично предположить, что это часть общества, максимально наделённая властью и поэтому проявляющая наибольшее участие в политической жизни. Базовое для политологии деление общества на элиту и массы дал Моска, он же выделил следующие свойства элиты:
· малочисленность;
· привилегированность;
· функциональность; действия элиты в основном полезны для общества; именно элита отвечает за выполнение политических функций;
· управляет массами (степень вмешательства зависит от режима);
· получает от масс функциональные ресурсы;
· главное качество – организованность.
Деление элиты на правящую и неправящую принадлежит Парето. Правящая элита непосредственно принимает политические решения, неправящая, имея сопоставимое число амбиций и ресурсов, пытается влиять на этот процесс. Парето полагает, что правящая и неправящая элиты однородны по качествам; состав правящей элиты определяет политическая конъюнктура. Смена правящей элиты – естественный процесс; элиты проходят органический цикл – возникают, развиваются, устаревают и отмирают. Конкуренция на поле элит весьма жёсткая, по мере политической модернизации с ростом числа субъектов политики она только выросла; с этим выросли и требования к участникам элиты.
В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:
1. Её участники амбициозны, организованны и имеют волю организовывать других.
2. Есть слоевая идентификация, отличающая её от масс, и есть групповая идентификация внутри элиты.
3. Любое общество элитарно; элита регулирует жизнь масс.
4. В ходе борьбы за власть происходит смена элит.
5. В целом элита действует функционально.
Причины существования элиты:
· неравенство способностей и ресурсов у участников общества;
· разделение труда; профессионализация политики и управления;
· связь управленческой деятельности с присвоением благ и привилегий;
· пассивность масс и распространённость абсентеизма.
Основные переменные правящей элиты – интегрированность и представительность. Если их рассматривать с позиции ведущей тенденции – роста неоднородности общества, то получается, что достигать высокие значения по этим переменным всё более затруднительно. В обществе появляются всё новые фрагменты, и элите даже с ростом своей дифференцированности всё труднее быть представительной. Не повышая представительность, элита повышает разнородность, и ей труднее выдерживать и показатель интегрированности. Специализация управления привела к усилению роли субэлит – менеджеров, интеллектуалов, богемы, а также различных групп давления. Функциональные субэлиты в конкретных вопросах разбираются лучше правящей элиты, за которой принятие решений.
Основные модели рекрутирования элиты – гильдийская и антрепренерская.
Черты гильдийского рекрутирования:
· закрытость элиты от масс;
· внутри элиты чёткая иерархия с медленным передвижением инфильтрантов по ступеням;
· для занятия должностей требуется множество формальных факторов;
· решения, в том числе и кадровые, принимаются узким кругом лиц;
· стабильность и устойчивость элиты, её ценностей и регламента.
Такой порядок отношений более присущ бюрократии, чем элите; элита при гильдийском стиле рекрутирования бюрократизируется вплоть до сращения элиты и бюрократии. Гильдийская элита гармонична, в ней консенсус и преемственность; её решения уравновешенны, мала вероятность внутриэлитных конфликтов. Действия элиты предсказуемы. Доминирует консервативная психика и конформизм; бюрократизм, рутина, произвол верхов. Вместо исправления ошибок идёт их списывание. Слабые способности адаптации.
Крайний случай гильдийской элиты – номенклатура, которая исключает конкуренцию, абсолютизирует и формализует официальную идеологию, активность становится показной, актуализируются традиционные связи – родственные, клановые. Номенклатура воспроизводит на элитных позициях психотип, не свойственный элите – заурядного конформиста, зацикленного на формализме. Такая элита может управлять по инерции; по психотипу это антиэлита.
Черты антрепренерского рекрутирования:
· открытость массам, рекрутирование из самых разных частей общества;
· небольшое число формальных требований для инфильтрации;
· принятие решений с учётом всех заинтересованных сил;
· конкурентный отбор;
· динамичность элиты.
Главная ценность – индивидуальная активность участника элиты, умение захватывать поддержку. Лидерство и инноваторство – главные ресурсы. Настораживает непредсказуемость политики такой элиты и склонность лидеров к внешним эффектам (популизм), но в целом такие элиты лучше адаптируются к современной политике. Всё же политика непредсказуема, а популизм – обратная сторона права масс на политическое участие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев М. Правящие элиты в России // МЭиМО, 1996, № 3.
2. Ашин Г. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность, 1996, № 5.
3. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис, 2000, № 3.
4. Гельман В. "Сообщество элит" и пределы демократизации: Нижегородская область // Полис, 1999, № 1.
5. Дискин И.С., Авраамова Е.М. Адаптация населения и элит // Общественные науки и современность, 1997, № 1.
6. Доган М., Хигли Дж. Роль политического класса в смене режимов власти // МЭиМО, 1998, № 3.
7. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность, 1995, № 1.
8. Магомедов А. Корпорация "Калмыкия" — выражение идеологии правящей региональной элиты // МЭиМО, 1995, № 12.
9. Мансурова Г.М. Парадоксы волеизъявления в Татарстане: электоральные игры населения и ставки элиты // Полис, 2000, № 4.
10. Мирский Г. Судьба советской элиты: самоубийство или трансформация? // МЭиМО, 1999, № 9.
11. Тощенко Ж. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как называть тех, кто правит нами? // Социс, 1999, № 11.
12. Чуланов Ю.Г. Россия в политическом измерении. СПб., 2002, с.7-77.
13. Элиты как субъект трансформации // Общественные науки и современность, 1997, № 1.
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
В переводе с английского лидер означает ведущий, руководящий. Но реально лидерство и управление несколько разные отношения. Власть и лидерство можно рассматривать как разные способы управления.
Основные характеристики лидерства:
Как и власть, лидерство также является вертикальным отношением, но объект имеет гораздо большую степень свободы; если подчинение и имеет место, то на добровольных началах; принуждение отсутствует. Лидерство – способность вести за собой людей, которые ничем тебе не обязаны. Если объект власти справедливо называют "подчинённые", то объект лидерства можно было назвать "последователями".
Если власть всегда имеет консервативный компонент, так как присутствует желание удержать выгодную властную позицию, то лидерство инновационно и стремится изменить, переломить существующую ситуацию. Если у претендующего на роль лидера нет таких амбиций, ему ни к чему влиять на людей, которые не обязаны ему подчиняться.
В отношениях лидера с его последователями гораздо больше субъективного, чем при власти, – нет той объективной основы, которая заставляет подчинённого подчиняться. Если бы она была, то субъект бы строил властное отношение, а не какое-то другое. Гораздо более вероятен вариант полностью субъективного лидерства, когда лидер реально не обладает лидерскими качествами, но сумел внушить последователям мнение, что имеет их, и поддерживает это мнение. Если для власти главный способ поддержки – принуждение, то для лидерства – пропаганда, манипуляции.
При столь большом числе различий между властью и лидерством есть область их совпадения. При харизматической легитимности власти она обладает и свойствами лидерства. Такой вариант слияния можно назвать вождизмом. В действиях харизматиков нельзя предположить, какое начало возьмёт – консервативное власти или инновационное лидерства; харизматики непредсказуемы и зачастую непоследовательны.
При этом классификация власти Вебера по основаниям легитимности неприменима к лидерству, так как традиционная и легальная власть не совпадают с лидерством.
В итоге за лидерством можно признать следующие свойства:
· стабильность – это немимолётное чувство;
· тотальность – даже если последователи подражают лидеру в одном вопросе, они прислушиваются к нему и в остальных, иначе неизбежен межролевой конфликт;
· приоритетность – лидерство склонно вытеснять другие влияния, в том числе разрушая властные отношения;
· опора на авторитет, а не на силу - здесь явно обозначен отличие от власти.
Из свойств лидерства легко видно, что концентрируется оно на уровне межличностного взаимодействия, где контакты постоянны, выбираются приоритетов и возникают авторитеты. Естественно, что лидерство легитимно; если для власти это переменная, то для лидерства – признак.
Природа лидерства в том же, что и природа влияния, – в неравенстве способностей и ресурсов у людей; в разных цивилизациях одни способности востребованнее других.