Смекни!
smekni.com

Рекомендации кафедры по разработке и оформлению а  

Рекомендации кафедры по разработке и оформлению реферата

Согласно решению ректората ТПУ подготовка и защита реферата являются неотъемлемой и обязательной формой изучения и оценки знаний каждого студента по курсу "Культурология".

Реферат представляет собой достаточно краткое и самостоятельное письменное изложение содержания избранной научной культурологической темы.

В нем необходимо:
сформулировать цель и актуальность соответствующей темы исследования;
изложить точку зрения по данной проблеме ученых, видных деятелей культуры;
в лаконичной форме раскрыть содержание исследуемой проблемы, придерживаясь заранее намеченного плана и логики изложения. Важно, опираясь на прочитанную литературу, культурологические исследования, высказать свою точку зрения на поставленные Вами вопросы;
проанализировать выбранные Вами самостоятельно культурно-исторические памятники, указав, какие идейные, духовно-нравственные, эстетические ценности они несут.
В реферате могут быть применены разработанные Вами графики, таблицы, схемы, использованы иллюстрации.

План реферата

I. Вступление (цель реферата, актуальность его темы)
II. Основное содержание
1.
2.
.........
III. Заключение (основные выводы)
IV. Список использованной литературы
Тема реферата каждым из Вас выбирается самостоятельно, свободно, на основе разработанного кафедрой перечня тем базового курса "Культурология" и курса по выбору "Религия в истории культуры России".

Объем реферата не должен превышать 20 печатных страниц через полтора "компьютерных" интервала.

Исполнение возможно: машинописное, компьютерным набором, рукописным текстом (разборчиво).

Защита рефератов проходит на одном из семинарских занятий в течение учебного года.

На экзамене по данному курсу по теме реферата может быть предусмотрено собеседование.
Лучшие рефераты могут быть поощрены и опубликованы.

В подготовке реферата Вам оказывают помощь посредством групповых или индивидуальных консультаций преподаватели по "Культурологии" (кафедра СГД).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМА:

«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ»

Выполнила студентка

группы Ф -7170НК

Цветков В.В.

Руководитель

Чиконина Г.В.

2009 г.

НОВОКУЗНЕЦК 2008

2008-2009 уч. год

Темы рефератов по дисциплине "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

1. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТОТАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ (Влияние НТР на развитие культуры в современном обществе. Чем платит культура за НТР? Компьютерная революция и формирование человека “нового типа”. Человек и машина: за кем будущее? Прогресс мировой культуры и судьбы России. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре (культурологические взгляды Л. Лоуэнталя, З. Бжезинского, В. Шрамма, О. Ларсена, О’Хары, Г. Энценсбергера). Фоновое культурное знание и проблема коммуникационной нестыковки. “Культурная грамотность”. Человеческая культура и средства массовой коммуникации: взаимодействие и взаимовлияние. Освоение “космоса” как культурологическая проблема).

  1. КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (Философия компьютерной революции. Информационное общество: понятие, признаки и особенности. Концепции информационного общества (А. Ракитов, А. Урсул, А. Тоффлер, М. Маклюэн, Дж. Бенигер, Дж. Масуда). Информатизация культуры и проблема ”homo electronicus”. Синдром информационной усталости как парадокс информационного общества. “Философия компьютерной революции”. “Человек интеллигентный” и “homo electronicus” - явление информационной культуры. Информационное знание как основа культуры будущего. Доступность/закрытость информации: парадокс современности. Проблема иерархичности в рамках информационного общества. Влияние информационных технологий на культуру личности).
  2. ПОСТМОДЕРН КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ (Понятие “постмодерн”. Основные характеристики. Культурно-исторические предпосылки формирования постмодерна. Культурологические концепции постмодерна. “Постмодерн” и “демократия”. Идея “двойного кодирования”. “То так, то этак”: постмодернистское видение основных вопросов философии. “Модерновость” и проблема новизны в трактовке постмодерна. Интеллектуальный плюрализм как проявление постмодернистского сознания. Культурный плюрализм как разрушение культуры в условиях демократизации общества. Постмодерн и наука: влияние постмодерна на науку и общественное сознание в конце ХХ века. “Итог ряда разрушений”: проявление постмодернистского мировоззрения в художественном творчестве. “Смерть Бога” в культуре: религиозные новшества постмодернизма).

4. КУЛЬТУРА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

4.1. Нужна ли мораль современному человеку.

4.2. Религиозная мораль на пороге нового тысячелетия.

4.3. Добро и зло в истории культуры.

4.4. Культура делового общения.

  1. Традиции, новации и нормы в культуре.
  2. Язык и символические коммуникации.
  3. Проблема культурного прогресса.
  4. Формы культуры в жизни человека
  5. Миф и мифология в контексте культуры.
  6. Роль календаря в истории мировой культуры.
  7. Моральная культура. Личностное моральное сознание. Уровни моральной культуры (Определение моральной культуры и ее основные элементы).
  8. Экономическая культура. Экономическая деятельность людей. Понятие “человека экономического” (А. Смит). Экономическая культура рыночного хозяйства” (“экономика участия”) (Определение экономической культуры. Основные аспекты экономической деятельности людей. Как характеризуется человек в рамках современной экономической культуры?).
  9. Политическая культура. Концепции политической культуры (Д. Каванах, Г. Алмонд, С. Верба, Н. Луман, Д. Пол) (Определение политической культуры и ее основные структурные элементы. Выделите основные положения концепции политической культуры:
    а). Г. Алмонда и С. Вербы;
    б). Д. Пола;
    в). Д. Каванаха.
    Типы политической культуры:
    а) “чистые”;
    б) смешанные;
    в) исторические (по Н. Луману).

  10. Массовая культура. Факторы массовой культуры. “Массовое общество” (Определение массовой культуры. Какие факторы характеризуют массовую культуру? Что такое “массовое общество” и каковы его характерные признаки?).
  11. Экология и экологическая культура. Экологическая этика. Спасение природы как социокультурная проблема.
  12. Проблемы современной культурной ситуации. Глобальные проблемы человечества как проявление кризиса традиционных культур и индустриальной цивилизации. "Римский клуб" о будущем человечества. Концепция устойчивого развития как альтернатива потребительской парадигме развития общества
    Возможность устойчивого развития. Место российской культуры в спектре мировой культуры.
  13. Сравнительный анализ социокультурных типов Востока и Запада
    Проблема классификации "восточных" цивилизаций. Компаративистский подход: дихотомические ряды культурных характеристик "Восток-Запад". Конвергенция или вестернизация (прогноз вектора культурного развития).
  14. Наука и техника: социально-культурные характеристики. Познание и его роль в культуре. Основные этапы развития знания и его формы. Особенности рационального типа знания. Наука как специализированная деятельность по получению знания. Основные этапы развития европейского научного знания. Научные парадигмы и научные революции. Генетическая связь культуры с материальным производством. Сциентизм и технократизм.
  15. Мораль в системе культуры. Происхождение понятий "мораль" и "этика". Структура и функционирование морали. Этические учения: "природные" ("натуральные"), гетерономные и автономные этики. Учение о морали Иммануила Канта.
  16. Религия как социально-культурное явление. Основные типологии религиозных явлений. Политеизм и монотеизм. "Мировые" религии. Структура и функции религиозных систем. Вклад М. Вебера в научное религиоведение. Влияние религии на духовную культуру и социальную жизнь. Современная религиозная ситуация.
  17. Культура и цивилизация. Возникновение понятия "цивилизация". Цивилизация как синоним культуры. Цивилизация как ступень социально-культурного развития. Понимание цивилизации как локальной культуры. Отождествление цивилизации с частью элементов культуры. О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии культуры.
  18. Культура Киевской и Московской Руси. Языческая культура восточных славян. Принятие православного христианства. Культурное значение византийской традиции. Художественная культура Киевской Руси. Обычное право восточных славян. Полиэтнизм российской культуры.
  19. Культура Российской империи. Реформы Петра I в культурной истории России. Проблема социокультурной идентификации России: западные и восточные элементы, "евразийство". "Золотой век" русской культуры. Значение русской классической литературы. "Серебряный век" русской культуры. Россия начала XX в. - социокультурная "модель мира".
  20. Молчание как культурный феномен.
    а) Слово сказанное и слово мыслимое. Жест;
    б) Социопоэтика молчания. Текст. Кино. Музыка. Глухонемота;
    в) Молчание в церковной и религиозно-мистической традиции;
    г) Молчание в фольклорно-этнографическом аспекте: образ, метафора, миф.
  21. Язык искусства - универсальный язык культуры.
    а) Европейская традиция теоретического осмысления игры - Платон, Кант. Шиллер, Вагнер, Ницше, Гессе о человеке играющем. Игровая концепция происхождения культуры Й.Хейзинги;
    б) Метафора. Ритм, слово, цвет, пространство и форма, композиция, звук;
    в) Языки массовых коммуникаций: язык прессы, язык телевидения, язык дисплеев.
  22. Мир собственных имен.
    а) Природа имени. Диалог Платона об именах «Кратил». История имяславского спора;
    б) Имя и личность человека: имя и ум, имя и страсти, имя и жизненный путь;
    в) Собственное имя и мир: имя и общество, имя как духовный тип;
    г) Перемена имени и перемена судьбы: возможная взаимосвязь.
  23. Язык как средство коммуникации. Понимание сущности языка в лингвистике и в лингвистической философии:
    а) человек - природа,
    б) человек - человек,
    в) человек - общество,
    г) человек - культура,
    в) языки человека и «языки» животных.
  24. Понятие о сигнификативной функции культуры - функции обозначения и осмысления реальности. Представление о знаке, виды знаков (знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы); об образе и о символе. Понятие знаковой системы (языковой и неязыковой). Различные сферы существования и применения знаков, образов и символов.
  25. Письменность вещей:
    а) язык дописьменных цивилизаций - пластическая идеограмма, дольмены, наскальные рисунки, пещерная живопись, палеолитическая скульптура - его функциональность, изобразительность, функциональность;
    б) Основы письменности - пиктографическое письмо, клинопись, иероглиф, алфавит, вязь - усовершенствованные информативные средства;
    в) культура как текст и как знаковая система. Специфика и сущность текста, знака, символа. Семиотика. Понятие «культурного кода». Язык и историческая память.
  26. Народная культура как имманентный компонент культуры. Народная культура как феномен (определение, структура, эволюция). Русская народная культура и ее сущность.
  27. Элитарная культура в исторической перспективе и ретроспективе.
  28. Массовая культура как продукт технического прогресса и социальной трансформации ХХ века. Дьяволопоклонничество как феномен современной "массовой культуры".
  29. Современная субкультура молодежи и ее носители (на примере России).
  30. Человек и культура в творчестве Н.А.Бердяева.
  31. Неофрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга.
  32. Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б.Тайлора, Дж.Дж.Фрэзера, Л.Г.Моргана.
  33. Игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Е.Финк).
  34. К.Ясперс и его теория "осевого времени".
  35. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
  36. Марксистское понимание культуры как самосозидание, самовоспроизводство человека во всем многообразии его связей и отношений.
  37. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.
  38. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби: общее и особенное.
  39. "Аполлоновский" и "дионисийский" культурные типы в концепции Ф.Ницше.
  40. Понятия "культура" и "цивилизация" в концепциях Н.А.Бердяева, О. Шпенглера, А.Вебера.
  41. Концепция "Вызов и Ответ" А.Тойнби.
  42. Памятники первобытной культуры на территории нашей страны.
  43. Сакральное искусство (идолы, статуи богов, алтари, культовые сооружения).
  44. Д.Фрезер о магии.
  45. Первобытный синкретический комплекс как характерная особенность архаического сознания.
  46. Рациональное и сверхъестественное в сознании человека первобытной эпохи.
  47. Великие древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна".
  48. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. Рациональное и оккультное начало в учении даосизма.
  49. Индийская система йога, ее мистическая сущность и рациональная методика.
  50. Историко-философская и культурологическая мысль о сущности эпохи Возрождения (на выбор: Н.Кузанский, Д.Вазари, Я.Буркхардт, Ф.Энгельс, Н.Бердяев, Ф.Зелинский, А.Лосев и др.).
  51. Титаны эпохи Возрождения (на выбор: Д. Браманте, Л. да Винчи, С. Рафаэль, Б. Микеланджело, Джорджоне, Тициан и др.).
  52. Возникновение и быстрая смена течений в искусстве XIX вв. (кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, оп-арт). Воинствующий иррационализм и социальный пессимизм как выражение культуры XIX века.
  53. Мистицизм, эзотеризм, оккультизм, магия в культуре постиндустриального общества.
  54. Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм).
  55. Формирование нового языка в искусстве ХХ столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, экзистенциализм, литература "потока сознания", абстракционизм). Искусство как форма протеста (дадаизм).
  56. Новейшие направления в искусстве ХХ века (поп-арт, сонорика и алеоторика, гиперреализм, хэппинг, кинетическое искусство).
  57. Быт и нравы кризисной эпохи (культ секса, психотропных препаратов, использование современных достижений науки и техники для вхождения в состояние транса).
  58. Русские календарные обряды и праздники: смысл и значение.
  59. Русская культура на пересечении "двух миров": сотрудничество, взаимообогащение, проблема выбора.
  60. Идея соборности в русской религиозной традиции.
  61. Русский социализм как явление духовной и социальной практики XIX-XX в.в.
  62. Евразийской императив в русской культурной традиции ХХ столетия
    П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин, П.П.Сувчинский - основоположники и идейно-теоретические вожди евразийства.
  63. Русский язык как великое творение народа.
  64. Социальная Правда как идейный фокус народной культуры (А.И.Клибанов).
  65. Характер русского народа в его социокультурном развитии.
  66. Русская духовная культура и ее ведущие черты.
  67. Общинный уклад русского народа как явление культуры.
  68. Русское православие как синкретическое сочетание древнерусского язычества и православия.
  69. Христианский социализм в России и его выдающиеся представители.
  70. Уроки и историческое значение советской культуры для новых поколений, для духовного опыта человечества.
  71. Мифологизация и сакрализация общественного сознания как явления социокультурной ситуации в России.
  72. Постмодернистская традиция в России: необходимость осознания ее опасности для национальной культуры.
  73. Художник и рынок: проблема выживания.
  74. Субкультура уголовного мира в современной России.
  75. Проблема существования субкультуры "новых русских" .
  76. Фундаментальные основы переориентации России в области культуры конца XX - начала XXI в.
  77. Бездуховность как феномен современного российского общества.
  78. Информационная безопасность России: необходимость культурно-просветительных мер в сфере образования, коммуникаций.
  79. Проблема гармонического сочетания светского и религиозного начал в культурном развитии России.