Смекни!
smekni.com

по курсу «Политология» на тему «Определённые стандарты современной демократии» (стр. 1 из 4)

Социально-экономический институт

Факультет «Менеджмент»

Реферат

по курсу «Политология»

на тему «Определённые стандарты

современной демократии»

Подготовил: студент 1-й группы 2-го курса

Назаров С.Н.

Преподаватель: Синчук Юрий Владимирович

Москва - 2005

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

http://www.mossei.ru

План

1. Введение 1.1. Понятие «демократия» 1.2. Условия становления демократии Стр. 3 Стр. 3
2. История демократии 2.1. Классическая демократия 2.2. История демократии в России Стр. 4 Стр. 6
3. Современные стандарты демократии 3.1. Стандарты 3.2. Свобода личности в сфере экономической деятельности 3.3. Гарантированность личных прав и свобод гражданина 3.4. Наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти. 3.5. Защищённость личности от произвола и беззакония 3.6. Принцип разделения властей 3.7. Максимальный учёт интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения 3.8. Демократические методы государственного властвования 3.9. Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы 3.10. Правовой характер деятельности всех государственных органов Стр. 7 Стр. 7 Стр. 8 Стр. 8 Стр. 10 Стр. 10 Стр. 10 Стр. 11 Стр. 11 Стр. 13
4. Заключение Стр. 13
5. Список литературы Стр. 14

Определённые стандарты современной демократии

1. Вступление

1.1. Понятие «демократия», как практически любое другое понятие на современном этапе развития общественных и гуманитарных наук, определяется неоднозначно. Каждое из существующих и встречающихся в литературе и иных научных работах определений отражает определённые черты и свойства этого понятия, а также, что скорее является правилом, совокупность этих свойств и черт. Таким образом, можно добиться разностороннего рассмотрения вопроса, так как разные учёные делают акцент на разные стороны понятия, его различные сущностные признаки. Это позволяет спроецировать сугубо индивидуальное понимание предмета или явления в сознании занимающегося данной проблемой.

Но следует отметить, что само слово «демократия» происходит от греческого demos (народ) и cratos (власть, управление) и в дословном переводе означает ничто иное, как власть народа, народовластие.

В теории государства и права под демократией понимается одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, основанная на признании народа в качестве источника власти и возможности управления обществом путём прямого или опосредованного волеизъявления граждан[1].

Также демократию определяют как такой политический режим, для которого характерны свобода выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма[2].

Платон, величайший древнегреческий философ, автор одной из первых теорий государства, в своём труде «Государство» писал следующее: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах…»[3].

Шестнадцатый президент Соединённых Штатов Америки Авраам Линкольн говорил: «Демократия – это власть народа, для народа и посредством управления. Народовластие есть самоуправление».

Приведённые выше определения и высказывания – это лишь небольшая часть, капля в океане определений такой важной политологической категории, какой является демократия.

1.2. Условия становления демократии. Как известно, ни культура, ни политика, ни власть, ни история не являются объектами импорта и экспорта. Невозможно привить чуждый элемент к любой функционирующий системе, так как это может вызвать либо отторжение чуждого элемента самой системой, либо нарушение его функционирования.

Так и демократия не может быть «подарена» обществу, если общество не созрело и не пришло всем своим развитием к выбору именно этого политического режима.

Для становления демократии необходимо соблюдение следующих важных условий:

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений[4].

2. История демократии

2.1. Классическая демократия. Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (в том числе и монархические) формы политической организации общества: прямая первобытно-общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития (у древних германцев, славян), рабовладельческая демократия.

Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции, в частности, они длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями). Типичной считалась демократия, созданная Клисфеном в Афинах и направленная против образования замкнутых сословных группировок и их экономической власти. Эта система базировалась на новом территориальном делении Аттики. Власть принадлежала общности граждан в возрасте от 30 лет, которые по крайней мере раз в месяц решали государственные дела в народном собрании большинством голосов. Афинская демократия лишала всех политических прав рабов, метеков и женщин и фиксировала господство меньшинства полноправных граждан (рабовладельческая демократия)[5].

В Афинах сложилась эффективная система органов власти, имеющая чёткую структуру и строго определённые функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (от греч. «`Areios pagos» - Аресов (Ареев) холм в Афинах, на котором проходили заседания высшего уголовного суда, ареопаг – высший судебный и политический орган).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание, которому подчинялись все другие органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет (по другим сведениям – старше 21 года). Главной функцией народного собрания было принятие законов, однако осуществлялась также разнообразная административная и судебная деятельность. Народное собрание объявляло войну и заключало мир; ведало внешними сношениями; избирало военачальников (стратегов) и других должностных лиц; ведало религиозными делами, вопросами продовольствия и конфискации имущества.

В структуре афинской республики просматриваются элементы будущего принципа разделения властей: народное собрание – законодательный орган; совет пятисот, руководивший повседневной практической деятельностью и формировавшийся из представителей афинских территориальных подразделений (полисов), - исполнительная власть; ареопаг, в свою очередь, - судебная[6].

В европейском Средневековье неоднократно и, порой, на длительное время возникали демократические города-государства. Например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и, самое близкое нам, Новгороде. В рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно-демократические институты местного самоуправления – провинциальные парламенты с сословным и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях («по праву»).

Не исчезали и прямые (плебисцитарные) демократические формы правления (от pltbs – простой, народ и scitum – решение, постановление) (в конституционном праве форма непосредственной демократии, голосование граждан по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения)[7] – кантональные (от фр. canton – единица территориального устройства Швейцарии[8]) народные собрания в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день)[9].

2.2. История демократии в России. Конечно, известно существование примитивных форм демократии у древнеславянских племён, но конкретных примеров её реализации, к сожалению, немного. Отправной точкой демократии на Руси можно считать 1136 год, когда новгородское боярство сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики и т.д. Наряду с общегородским вече существовали «кончанские» (город делился на пять районов – концов, а вся новгородская земля – на пять областей – пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) сходы.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий Киевский князь «сажал» своего старшего сына наместников Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырёх крупнейших новгородских родов.