Смекни!
smekni.com

Институт каспийского сотрудничества (стр. 8 из 11)

Необходимо рассмотреть возможность создания совместными усилиями стран «каспийской пятерки» Международного каспийского университета, который может стать базой для интеграции образовательной и научной деятельности, создания технологичной базы для исследований, разработок и трансферта новых технологий в производство. При создании данного университета целесообразно учесть международный опыт развития таких учреждений, однако формирование и функционирование нового университета должно осуществляться каспийскими странами самостоятельно, без привлечения внешних сил.

Создание общей коммуникационной инфраструктуры в сфере науки, образования и культуры, формирование объединенной системы электронного обучения требует разработки единой системы университетского образования по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры.

В связи с этим важной задачей выглядит стимулирование совместных научно-образовательных программ и проектов, обменов студентами, аспирантами и докторантами. Эта задача требует тщательного и оперативного переговорного процесса.

Необходима разработка общих образовательных стандартов для прикаспийских государств и максимальное сближение существующих. Особое внимание необходимо акцентировать на выработке общих образовательных стандартов между «каспийской четверкой» (образовательные системы ориентированы на Болонский процесс) и Ираном (специфическая образовательная модель).

Однако важной проблемой на пути реализации стратегической задачи формирования единого образовательного, научного, гуманитарного, гуманитарного пространства, выступает недостаточная вовлеченность Ирана и Туркменистана в процесс каспийского гуманитарного сотрудничества. К сожалению, фактически взаимодействие осуществляется в настоящий момент в рамках каспийской «тройки». Решение данной проблемы видится в расширении точек коммуникации между государствами. Необходимо изучить приоритеты всех стран региона в гуманитарном сотрудничестве и формировать повестку дня с учетом интересов всех сторон.

Исходя из того, что в настоящее время Туркменистан проходит этап внутренней модернизации, в связи с чем в стране высока заинтересованность в изучении и продвижении истории и культуры туркменского народа, необходимо предложить точки расширения коммуникаций внутри «каспийской пятерки» с учетом этого фактора. Перспективной выглядит задача привлечения Туркменистана к участию в научно-практических конференциях и экспертных семинаров, направленных на пропаганду культурных и исторических ценностей народов региона.

Дополнительно необходимо рассмотреть возможность создания Каспийского экспертного клуба, который бы объединил представителей научного и экспертного сообщества «каспийской пятерки». Этот формат взаимодействия может способствовать выработке адекватного представления и оценки процессов, происходящих в Каспийском регионе, а также переходу отношений России с «четверкой» из области субъективной и официозной на более прагматичный и научно обоснованный уровень. Для эффективного функционирования такой экспертной площадки необходимы: хорошо проработанная повестка дня, существенное финансирование, четкая программа действий, направленная на создание общей культурно-гуманитарной среды.

РЕЗЮМЕ

1. Гуманитарное сотрудничество на Каспии должно быть направлено на формирование общего образовательного, социо-культурного и информационного пространства.

2. В связи с тем, что в настоящее время потенциал гуманитарного сотрудничества по-прежнему используется недостаточно эффективно, представляется целесообразным:

- развитие сотрудничества прикаспийских государств в информационной сфере с целью формирования позитивного и неискаженного имиджа стран в восприятии друг друга на регулярной и рационально выверенной основе;

- для развития образовательных проектов в регионе необходимо продумать четкую схему их ресурсного обеспечения;

- изучение потребности в специалистах разных уровней с учетом перспектив развития ключевых секторов, что потребует проведение ревизии существующих учебных заведений и образовательных программ;

- создание образовательных консорциумов вузов прикаспийских государств и совместных центров послевузовского обучения по программам магистратуры и институтов повышения квалификации по наиболее перспективным специальностям и направлениям;

- разработки единой системы университетского образования по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры. Эта задача предполагает максимальное сближение существующих в прикаспийских странах образовательных стандартов.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ

Практика последних лет со всей очевидностью показала, что для решения многих насущных задач региона не существует адекватных организационных форматов. Как уже говорилось выше, попытки решать вопросы исключительно в рамках национальных стратегий или двусторонних отношений зачастую оказываются неудачными, так как не соответствуют комплексному, многостороннему характеру и масштабу тех проблем и вызовов, которые стоят перед странами региона. Сама логика развития политических и экономических процессов подталкивает к мысли о необходимости создания некоего пятистороннего формата отношений, как инструмента для реализации общих подходов к стратегии развития региона. Тем более, что разного рода интеграционные объединения уже давно и повсеместно стали общепринятым способом выработки совместных подходов и инструментом более эффективного взаимодействия с самых различных сферах жизни.

Перед странами региона открывается три важнейших направления собственного развития, которые обусловят и соответствующие процессы международного каспийского сотрудничества.

Первый - интровертный - направленный на создание собственных уникальных внутригосударственных независимых экономических систем - наиболее привлекателен, но он маловероятен в условиях современной глобализации.

Второй – путь модернизации «западного типа» является все более доступным и конъюнктурно более выгодным для экономики и бизнеса. Но автоматически копируя западный опыт в постсоветских условиях мы получим «догоняющую модернизацию». С одной стороны, это явно будет иметь негативные последствия размывания стабильности политической системы, с другой – рождает зависимость от западных геополитических центров. На этом пути имеется реальная опасность потери государственного суверенитета вслед за неизбежной потерей экономической самостоятельности.

Третий путь сопряжен с интеграцией. Это может происходить как в рамках СНГ, так и в форме других организаций на постсоветском пространстве. Этот путь является наиболее целесообразным, поскольку он исторически апробирован и имеет устойчивые формы традиционных политических связей и социально–экономических отношений. Его реализация зависит от многочисленных факторов, влияющих на динамику конфигурации международных и региональных каспийских отношений. Одновременно, именно этот путь даёт реальную возможность не примыкать к уже известным центрам глобального развития на правах сырьевой периферии, а создать собственный региональный полюс притяжения, имеющий перспективы масштабного развития.

На сегодняшний день единственным относительно реалистичным и наиболее активно обсуждаемым проектом подобной интеграции на Каспии является проект Организации Каспийского Экономического Сотрудничества (ОКЭС). В этой связи имеет смысл определить ожидаемые трудности и выгоды от создания региональной интеграционной организации, рассмотреть сферу интересов ОКЭС, круг решаемых вопросов и инструменты реализации.

Позитивная динамика социально-экономического взаимодействия государств «каспийской пятерки» доказывает необходимость создания коллективного органа регионального сотрудничества и модернизации. Поэтому для стран «пятерки» появление каспийской международной организации станет доказательством достигнутого высокого уровня их политического взаимодействия.

Современный опыт многостороннего взаимодействия каспийских стран, способы решения конфликтных вопросов, глубина вовлечения геополитических интересов третьих государств в динамику каспийской политики не внушает оптимизм относительно ближайших перспектив согласования каспийской Конвенции (существуют проблемы неурегулированных границ акваторий и дна в южном секторе моря, проблемы несовпадения в стратегиях безопасности, конфликт по поводу транскаспийских трубопроводов).

В то же время, между прикаспийскими государствами существует «не сжигаемая» сумма совпадающих взглядов на цели и направления социально-экономического развития региона. Поэтому создание ОКЭС может оцениваться всеми игроками (включая внерегиональных) как значительное достижение в сотрудничестве, способствующее повышению качества общего развития.

Эффективность данной организации прочитывается в ее двойной политической миссии:

- с одной стороны ОКЭС создает доныне отсутствующую площадку социально-экономических переговоров по широкому кругу вопросов на Каспии в формате «пятерки»;

- с другой стороны ОКЭС дает возможность вынести за скобки сверхпроблемные зоны, связанные с неурегулированным статусом моря и прочие спорные вопросы, блокирующие взаимодействие государств.

ОКЭС не станет первой целевой экономической организацией, созданной на пространстве бывшего СССР из числа стран СНГ и государств «дальнего зарубежья» (таких примеров достаточно: ШОС, ОЧЭС, СМДВА и т.д.). Уникальность ОКЭС в другом: данная структура станет первой, сумевшей соединить в своих рамках региональные противоречия Азербайджана, Туркмении и Ирана.