Смекни!
smekni.com

«концепт» (стр. 4 из 8)

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет.

Ей чужая юность ничего не значит.

Ну, а если значит - проживет не мучась.

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяньше.

Все равно не будет то, что было раньше.

За былую силу, гордость и осанку

Только и осталась песня под тальянку.

Песенный мотив на эти стихи Есенина можно было услышать под музыку Г.Пономаренко.

«Много дум я в тишине продумал. Много песен о себе сложил»,- писал Есенин о своих стихах. Поэзия для Есенина и была по преимуществу песенным творчеством. «Имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил»,- писал о Есенине Л.Леонов. Многие стихотворения Есенина (не менее 120) оказались переложенными на музыку, и в частности такие, как «Зелёная прическа, девическая грудь…», «Есть одна хорошая песня у соловушки…», «Отговорила роща золотая…», «Вечер черные брови насопил…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», « Не жалею, не зову, не плачу…», «Никогда я не был на Босфоре…» и другие. В 1956 году композитор Г.Свиридов создал вокально-симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина», в которую вошли многие лирические произведения поэта.

В итоге можно сказать, что связь Есенина с народным творчеством является глубокой и многообразной.

Природа всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии.

Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих стихотворений С. Есенина оказался образ дерева. Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность. «У россиян все от Дерева-вот религия мысли нашего народа». И пояснил, зачем и почему дерево вышивается обычно лишь на полотенцах-рушниках. В этом глубокий смысл. «Дерево-жизнь. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии». В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх- небо, низ -подземное царство, середина-земля), древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова-вершина, уходящая в небо, ноги-корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг).

Итак, древо-мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы. Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого клен, березы, ивы, кипарис, орех, виноград, ольха, вишня, дуб и т.д. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена «нога, голова».

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

( " Я по первому снегу бреду …" , 1917 г. ),

Я не скоро, не скоро вернусь !

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

("Я покинул родимый дом…", 1918 г).

Рассмотрим более подробно концепт дерева С.Есенина. Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу - образу березы. Издревле стройная белоствольная берёзка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и не чтут так, как у нас на родине.

Так было во все века. Ведь берёза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Нежная берёза всегда воплощала в себе женское начало, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слёзы, как бы впитывали веру, надежду, любовь. И в Западной Европе, в календаре друидов, жрецов-кельтов, характер и судьба человека связывалась с определенным деревом. Тем, кто родился под знаком берёзы, предначертана счастливая доля. Ибо это человек гибкий, с мягким характером, обладающий фантазией и интуицией. Умение творчески мыслить и претворять свою мысль в жизнь, работоспособность, деликатность открывают перед ним все двери.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Считалось, что дерево «не обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника.

Во многих российских губерниях на Семик-в седьмой четверг после Пасхи-шли в лес, сплетали венки, пели песни, выбирали и срубали самую стройную и зелёную берёзку. Украсив её лентами и лоскутками, «приглашали» красавицу на общий пир, который готовили вскладчину. «Приносили яко жертвы пироги, и каши, и яичницы, поклонялись березам,-писали уже в 17 веке новгородские священники в челобитной грамоте.- Песни сатанинские поют, и в ладоши хлопают, и по-всякому бесятся».

Затем с песнями и плясками несли лесную гостью в заранее избранный дом. До самой Троицы приходили сюда её навещать. А в воскресенье шумной процессией несли её к реке и бросали в воду. Этот обряд дожил до начала 20 века. А может, где-то и возрождается в наши дни.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон,-

писал С.Есенин.

Девушка, первой севшая на Троицу в тени заветной березки, первой среди подруг и замуж выйдет.

Накануне Ивана Купалы на рога коровам надевали венки из березовых веток, а у входа в хлев втыкали березовые сучья, чтобы не позволить ведьмам навредить животным.

Обращались к березе за помощью и при болезни. Стегни захворавшего легонько березовым прутом-поможет лучше лекаря. А если вылить под дерево воду после купания больного дитяти и сказать нужный заговор-болезнь перейдет на березу.

Также берёза обладает энергией семейного оберега, семейного счастья. Она считается самым щедрым деревом подателей энергии. На черной березе славяне писали письмена богам и бросали в костер, чтобы огонь нес эту информацию к первопламени Бога.

Таким образом, берёза-это оберег России, и это понятие очень важно. Вспомним, что после пожарищ на выгоревших лесных урочищах первыми зеленеют побеги березы, потому что именно её семена прорастают первыми после страшных полыхавших пожаров. Энергия березы залечивает раны после обиды и восстанавливает чувства.

Под березкою-невестой,

За сухим посошником,

Утирается берестой,

Словно мягким рушником.(«Русь»)

Строен и бел, как березка, их внук…(«К теплому свету…»)

Не потому ль в березовых

Кустах поет сверчок

О том, как ликом розовым

Окапал рожь восток.(«Преображение»)

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез(«Я по первому снегу бреду…»)

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!(«Вот оно, глупое счастье»)

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.(«Я последний поэт деревни…»)

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол(«Закружилась листва золотая…»)

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

Уж и береза!

Чудная… А груди…(«Мой путь»)

Березки!

Девушки-березки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.(«Письмо к сестре»).

Есенин углубил этот принцип. У него берёза «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделив её конкретными человеческими приметами: «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит берёза над прудом».

В некоторых стихах Есенина мы встречаемся даже с фактами «биографии», с «переживаниями» берёзы: В стихотворении " Зеленая прическа ". ( 1918 г. ) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.