Смекни!
smekni.com

«концепт» (стр. 6 из 8)

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

(" Да ! Теперь решено…" , 1922 г.)

Над окошком месяц. Под окошком ветер

Облетевший тополь серебрист и светел.

Как засохший богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

И ноги босые, как телки под ворота,

Уткнули по канавам тополя.

Символичен образ ивы. Иву называют «плакучей». Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности. В русской народной поэзии ива символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями. В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной. Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов…» ( 1917 г. )

Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

Наклонивши лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив,

И, как шелковые четки,

Веток бисерный извив.(«Русь»).

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки

И вызванивают в чётки

Ивы- кроткие монашки( «Край любимый! Сердцу снятся…»)

Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.(«Нощь и поле, и крик петухов…»).

Словно Вольга под ивой,

Ты поник головой(«Покраснела рябина…»)

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.(«Я по первому снегу бреду…»)

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей(«Иорданская голубица»)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

«Обветшалый подол ив» прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны. В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали. В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.
И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

( «Пускай ты выпита другим…» 1923 г. )

Сентябрь это осень, а осень жизни это скорый приход зимы старости. Этот " возраст осени" герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об " озорной и непокорной отваге", потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет. Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи. То активная сила успеха и победы, продвижения и твердости духа. Дуб-это оберег. В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях ("Богатырский посвист", 1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.). В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате "Ключи Марии" (1918 г.)"… то символическое древо, которое означает "семью", совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:

О родина, счастливый

И неисходный час!

о родных - " мой рыжий дед ".

Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья - это самое главное, что может быть у человека. Образ "семьи" здесь дан в более широком смысле: это и "отчий край", и "родные могилы", и "отчий дом", то есть все, что связывает человека с этой землей. В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста задрожали дубы столетние. На дубах от свиста листья валятся.

Хвойные деревья(ель, сосна) передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя. Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы. Хотя ценны эти деревья в том, что в них сокрыта энергия процветания и очищения; это самые радостные дарители и податели энергии. Если человек опустошен, если он в раздерганных чувствах, давно не верит в себя, пусть подпитается от еловых, сосновых или пихтовых деревьев. А еще лучше, если взять за правило гулять по хвойному лесу. Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», " Ус", "Туча кружево в роще связала" (1915 г.). В стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.) главная героиня сосна выступает как "старушка":

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.
Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья» (1915 г.). Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный ("Роща грозится еловыми пиками"), мрачный, суровый. Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:

Темная ночь молчаливо пугается,

Шалями тучек луна закрывается.

Ветер певун с завываньем кликуш…

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей(«Топи да болота…»)

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.(«Сыплет черёмуха снегом…»)

Черёмуха в поэзии Есенина, пожалуй, самое нежное и легкое дерево. От неё веет то морозной свежестью, то весенним ладаном. Она притягивает к себе взоры каждого, словно невеста в белоснежном платье, наполняя чистотой и любовью.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе(«Сыплет черемуха снегом…»)

В нежном шелесте черемух

Раздавалось: «Я твоя».

Цвела черемуха,

Цвела сирень.

И, каждую березку обнимая,

Я был пьяней,

Чем синий день(«Письмо к сестре»)

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила(«Черемуха»)

Спит черемуха в белой накидке(«Синий май»)

В образе дерева осины поэт сталкивает читателя либо с каким-нибудь печальным событием, либо это дерево дает энергию очищения, вытягивает из человека всю неблагополучную и неблагоприятную энергию; поэтому осина быстро портится и ломается. В старину славяне покрывали крыши домов чесом из осины, чтобы все темные думы и конфликты, внутренние распри семьи, проходя через крышу, очищались, и Боги не видели гневливости человека.