Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок(«Корова»)
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…(«Возвращение на Родину»)
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несется песня к милой до порога(«Сыпь, тальянка, звонко…»)
Рябина – одно из основных магических растений; энергия её позволяет плести лечебные заговоры, наполняет их энергией и усиливает их, помогает противостоять испугам, страхам и неприятностям.
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу(«Осень»)
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова(«Отговорила роща золотая…»)
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода(«Покраснела рябина…»)
Верба–куст, наполненный энергией быстрого роста, энергией здоровья, плодородия. Считается, что верба удесятеряет жизненную силу человека.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят(«Устал я жить в родном краю»)
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень(«В том краю…»)
Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив " древесного романа " восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп " человек растение ". Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что поэзия Есенина живет во времени, взывает к сопереживанию. Мы изучили, просмотрели, систематизировали и проанализировали древесный концепт поэзии С.Есенина. На основе этого можно сделать следующие выводы: широк и многообразен мир лирики С.Есенина с точки зрения концептосферы; главный концепт у поэта – дерево, который стал актуальным и ценным для русской культуры, стал темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Есенинский концепт дерева - символ, эмблема, носитель культурной памяти народа. С помощью разнообразных художественных средств - эпитеты, метафора, сравнение, гипербола- поэт показал всю красоту русской природы, любовь ко всему , « что душу облекает в плоть». Светлый образ Есенина, как поэта, смог освободиться с годами от всего наносного, временного, тёмного, лживого, от всего «заупокойного лома», и глубоко войти в сознание людей разных поколений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация//Логический анализ языка. Культурные концепты. М.,1991.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. с. 267-279.
3. Бабушкин А.П. Концептуальные типы значений// Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка. Воронеж, 1996. с.14.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и номинативная специфика: Автореф.дис. …докт. филол. Наук. Воронеж. 1998.41с.
5. Белякова И.Ю. О концептах души, судьбы и тоски в поэтическом универсуме М.Цветаевой// Формула круга. Сб. статей к юбилею проф. О.Г.Ревзиной. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999.
6. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения//Филология и культура. М.-1999.
7. Вопросы литературы и методики ее преподавания /Рязань, Том 61., с.79-96.
8. Воспитание школьников» - научно-методический журнал.№ 7, 2006.-с.66-69.
9. Гак В.Г. Пространство времени//Логический анализ языка: язык и время. М.:Индрик, 1997.
10. Григорьев А.А. Культурологический смысл концепта. Дисс…канд.филол.наук/А.А.Григорьев.-М.,2003.-176с.
11. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке/В.З.Демьянков//Врпросы философии.2001.-№1(7).-с.17,35.
12. Есенин С. Стихотворения и поэмы. Вст. статья В.Г.Базанова.М., «Худож. лит.», 1975
13. Есенин С. А. Избранное\Сост., предис. И примеч. Ю.Л.Прокушева.-М.: Просвещение, 1986. – 255с.: ил.
14. Есенин С. Лирика. «Детская литература», М., 1973
15. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Стихотворения; Стихотворения (1916-1925), не включенные С.А.Есениным в основное собрание\Вступ.ст.Ю.Прокушева.-М.:ТЕРРА - Книжный клуб; Литература, 2001.-384с.
16. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 3т. Т.2:Стихотворения; Поэмы; Стихотворения (1910-1915), не включенные С.А.Есениным в основное собрание/Вступ.ст.Ю.Прокушева.-М.:ТЕРРА-Книжный клуб4Литература,2001.-400с.
17. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3т. Т.3: Проза; Литературно-критические статьи заметки; Автобиографии; Письма и заявления; Дарственные надписи и заявления, стихотворные послания и альбомные записи./Вступ.ст.Ю. Прокушева.- М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Литература, 2001.-384с.
18. Ивлева М.Х. Базисные концепты ментального мира человека. Уфа, 2002.
19. Кострикина А.П. Гендерная концептуализация художественного образа: на материале романа И.А.Гончарова «Обломов»/ А.П.Кострикина// изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: материалы первой международной научной конференции.- Кемерово, 2006.- ч.2-с.211-220.
20. Кострикина А.П. Концептуальный анализ художественного образа:(на материале романа И.А.Гончарова «Обломов»/ А.П.Кострикина// Инновации в вузовском и школьном образовании: материалы науч. Конф. Профессорско-преподавательского состава/ сост. С.А.Аржанова, Н.Д.Жидкова.-Куйбышев,2003-с.82-87.
21. Кострикина А.П. Слово-концепт «война» в очерке К.Симонова «Июнь-декабрь»: сб.науч.ст./А.П.Кострикина.-Липецк,2000.-с.48-55.
22. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт/ А.П.Кострикина// Актуальные проблемы высшей школы: материалы науч.-практ.конф./сост.С.А.Аржанова, Н.Д.Жидкова; науч.ред.Д.А.Галай, Н.Д.Жидкова.-Куйбышев,2004.-с.59-60.
23. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт/ А.П.Кострикина//Проблемы интерпретации текста в вузе и школе:сб.ст./под общ.ред.В.М.Физикова; отв.ред. Н.Д.Жидкова, Н.В.Гутова, Г.Е.Понурова; Омск: ОмГПУ, 2007.-с.17-24.
24. Красных В.В.От концепта к тексту и обратно//Вестник МГУ.Сер.9. Филология.1998.№1.
25. Крымова М. Вам поможет домовой.-СПб.: Лениздат, Ленинград, 2004. с.222-225.
26. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.,1997.с. 280-287.
27. Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991,204с.
28. Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке(опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке)//Вопросы яз/я.1993.№4.с.63-86.
29. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб.пособие/В.А.Маслова.-3-е изд.испр. М.: Флинта: Наука, 2007.-296с.
30. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия,2001.
31. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: Учебное пособие/В.А.Маслова.-М.:Флинта:Наука,2004.-256с.
32. Наумов Е.И. С. Есенин «Личность. Творчество. Эпоха», Лениздат., Ленинград, 1969.-453с.
33. Орлова О.В. К вопросу об интерпретации понятия концепт в современных исследованиях. С.127-132.
34. Павиленис Р.И.Проблема смысла.М.,1983.с.101-102.
35. Потебня А.А.Слово и миф. М.: Правда,1989.
36. Пинежанинова Н.П. Концепт «крыла» в поэзии Марины Цветаевой//Борисоглебье Марины Цветаевой. М.,1999.
37. Писатели о писателях. Литературные портреты.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2003.-с.213-232.
38. Попова З.Д.,Стернин И.А. Понятие концепта в лингвистических исследованиях. Воронеж: Издательство Воронежского ун-та,1999.
39. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: Автореф.дис. …докт.филол.наук. СПб., 200.38с.
40. Рузин И.Г.Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов. Природа языковых единиц//Вопросы языкознания.1996.с.39-45.