Федеральное агентсво
Курсовая работа по русскому языку
Алеева Наталья Нуритдиновна
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретическое понятие определения «концепт»………………………….4
2.Концепт дерева в русской литературе……………………………………..6
3.Концепт дерева в творчестве С.Есенина…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………26
Библиография ………………………………………………………………...27
Введение
В рамках современной научной парадигмы особый интерес представляет термин «концепт». В России к изучению концепта вернулись только в конце 20 века. Сейчас в лингвистической науке с этим понятием работают многие исследователи и ученые. Так, например, Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, Н.Н.Болдырев, Г.И.Берестнева, Г.А.Волохина, Е.С.Кубрякова, З.Д.Попова, Б.С.Степанов, Н.А.Стернин, В.Н.Телия, Е.А.Тырышкина, А.П.Кострикина и др. Каждый из них рассматривает проблему разных видов концепта.
В последнее время обсуждается вопрос о количестве концептов. Если А.Вержбицкая фундаментальными для русской культуры считала всего три концепта («Судьба», «Тоска» и «Воля»), то Ю.С.Степанов пять - «Вечность», «Закон», «Беззаконие», «Любовь», «Вера». Тырышкина Е.А. в статье «Концептуальная диада «жизнь-смерть» и её языковое воплощение в художественном дискурсе» рассматривает культурные базовые концепты сознания «жизнь» и «смерть», в которых показывает динамику изменения семантического объема концепта от словаря до дискурса. В общем же счете мы встретим число концептов до несколько сот.
Все концепты можно разделить на следующие группы:
1. Мир- пространство, время, число, родина, туманное утро, зимний вечер;
2. Стихии и природа- вода, огонь, дерево, цветы;
3. Представления о человеке – новый русский, интеллигент, гений, дурак, юродивый, странник;
4. Нравственные – совесть, стыд, грех, правда, искренность;
5. Социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война;
6. Эмоциональные – счастье, радость;
7. Мир артефактов- храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча);
8. Концептосфера научного знания – философия, математика;
9. Концептосфера искусства- архитектура, живопись, музыка, танец.
К настоящему времени исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов: это и теория профилирования, предложенная Е.Бартминским, и теория вертикальных синтаксических ролей, разработанная С.М.Прохоровой, и теория концептуального анализа для выявления глубинных, эксплицитно не выраженных характеристик имени - гештальтов, предложенная Л.О.Чернейко и В.А.Долинским, и теория вертикального контекста О.С.Ахмановой и И.В.Гюббенет.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении системы концепта дерева в творчестве С.Есенина.
Задачи: 1.Выделить и раскрыть концепт дерева в лирике Есенина; 2.Систематизировать найденные виды деревьев с целью составления полной картины видения; 3. Проанализировать концепт дерева в творчестве С.Есенина и определить, из каких элементов и при помощи каких выразительных художественных средств поэту удалось акцентировать в своей поэзии столь многочисленные необыкновенные, но в тоже время столь известные и простые образы, которые непросто застывший пейзажный фон, а живые, действующие, горячо реагирующие на судьбы людей, события истории, образы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена устойчивым интересом лингвистов к лингвокогнитивному и лингвокультуролоческому анализу концептов человеческого сознания, занимающих особое место в научной парадигме.
Объект исследования - концепт дерева.
Предмет исследования – моделирование древесных мотивов с помощью концепта.
Методы исследования – наблюдение, анализ, сопоставление
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
1.Теоретическое понятие определения «концепт»
Прежде чем, рассматривать древесный концепт в поэзии Есенина, давайте выясним, что же такое «концепт»?
Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю.М.Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека». Но, с другой стороны, концепт- это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходимы и выделимость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но, зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты. Отсюда неуловимость концепта, что прекрасно выражено в пародийном стихотворении современного поэта А.Левина «За далью даль»:
1.И что смешно:
Концепт это сила.
2.И что интересно.
Концепт это интересно.
3.И что странно:
Концепт это
Как-то странно этак.
4. И что концепт?
Это сила, это интересно, это как-то этак.
Ну, и это Рубинштейн.
5. Спросим себя:
Ну?
6. Спросим себя:
И что?
7. Спросим себя:
И какой из этого следует вывод?
8. Ответим себе:
Концепт.
Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.
Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.
Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.
Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.
К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.
Первый подход, представителем которого является Ю.С.Степанов, при рассмотрении концепта большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Следовательно, концепт- это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Он представляет концепты как часть европейской культуры «в момент их ответвления от европейского культурного фонда и фона». Они занимают ядерное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальным. В.Н.Телия также считает, что «концепт-это то, что мы знаем об объекте во всей его экстенсии». При таком понимании термина «концепт» роль языка второстепенна, он является лишь вспомогательным средством – формой оязыковления сгустка культуры, концепта.