Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 41 из 66)

Великий Бог, обрати на нас свой взор.

Ты наш Великий Бог, который владеет всем и повсюду.

Ты соединяешь небо и землю во всем мире.

У тебя есть друзья - они тоже боги (уртгы нцвакуоуп).

Вы говорите об одном и том же,

и делаете одно и то же.

В Абхазии есть семь апаимбаров,

сегодня из семи святилищ

мы выбрали и пришли к тебе, Большой Дыдрыпш.

К тебе пришли Апба Лёсик и Боджгуа Зина.

В прошлом случилась история,

которая повлекла за собой много неприятностей.

Сегодняшнее посещение они подготовили так,

как они знали и могли.

Они принесли с собой все, что необходимо.

Даже если я сегодня не смогу подробно и дословно

передать все обстоятельства этого дела -

оно тебе хорошо известно

и ты посвящен во все его тонкости.

Когда-то произошел спор

между бабушкой Лёсика Апба и бабушкой Зины Боджгуа.

У бабушки Лёсика Апба вырвалось

неосторожное оскорбительное слово

в адрес дочери бабушки Боджгуа Зины.

Позднее в святилище она не подтвердила своих слов

и сказала, что они у нее вырвались в пылу гнева.

Она сказала в святилище,

что не знает за ней ничего такого,

о чем говорила до этого, что она так не думает

и отказывается от своих слов.

За нее поручились ее племянники и зять[43],

которые сегодня здесь присутствуют.

Со стороны обиженных Зинина бабушка прокляла ту,

которая незаслуженно оговорила ее дочку.

Сегодня обе стороны пришли.

Здесь Зина Боджгуа, согласившаяся снять проклятие со своих соседей.

Они давно живут вместе и делят все хорошее и плохое.

Между ними не должно лежать проклятие.

Мы благодарим ее за согласие,

желаем здоровья, счастья, всего хорошего.

Она сама со стаканом в руке обратится к Богу

и расскажет о своем отношении к делу.

Дорогой мой[44], ты сюда пришел сегодня.

Ты держишь ответ за то,

что было сделано не тобой, а твоими предками.

Пусть на том свете все это им как-то отзовется,

пусть они спят спокойно.

Сегодня ты все делаешь от души и несешь большие расходы.

Ты обращаешься к апаимбару для очищения своей души.

Желаю здоровья всем, кто пришел с Лёсиком Апба,

и тем из его рода, кто здесь отсутствует.

Если кто-то из них болен - пусть выздоровеет.

Пусть после посещения этого святого места

все они почувствуют облегчение.

Возможно, что кроме этого дела,

о котором они знают и ради которого

они пришли к тебе сегодня,

их ушедшие предки когда-то имели отношение к тебе,

что они произносили какие-то клятвы,

которые могут вредить этому роду.

Все мы просим чтобы Бог,

который все это знает,

посмотрел на них и снял те проклятия,

которые, возможно, имеются на их роду

и о которых не знают жрец и стоящие здесь люди.

Пошли благословение всему этому роду,

где бы они ни жили.

Возможно, раньше земля,

на которой они теперь живут,

принадлежала кому-то другому.

Даже та земля, на которой мы сейчас стоим,

и я считаю ее своей,

возможно, раньше принадлежала кому-то еще.

Дай Бог чтобы земля несла с собой только добро,

пусть никто из тех,

кому раньше принадлежала земля,

не завидует и не насылает на них порчи.

Дай Бог, чтобы в ближайшее время род их разросся,

чтобы их потомки жили и множились,

чтобы у них возникла проблема где прикупить земли,

чтобы они расширяли свои земельные владения,

чтобы все это происходило

под твоим началом и вниманием.

Сегодня здесь находятся и те,

кто не имеет отношения к сегодняшнему молению.

Желаем им всего хорошего и доброго,

чтобы у них все получалось,

чтобы в будущем, когда они будут поднимать тосты

и обращаться к Богу и Дыдрыпшу с сердцем и печенью,

они делали это по праздничным и радостным причинам,

а не по сегодняшнему печальному случаю.

Сегодня Абхазия находится в тяжелом положении.

Ты, если захочешь, можешь решить эти проблемы.

В дальнейшем прошу тебя посмотреть:

пусть будет достаточно тех несчастий и горя,

которые Абхазия уже перенесла.

Пусть в дальнейшем в Абхазии будет мир и процветание,

мы все тебя об этом просим.

Я не произнес много других добрых слов и благословений.

Пусть все, что я не сказал,

но что можно было бы сказать

вдобавок ко всему сказанному -

пойдет всем вам во благо,

пусть все это будет иметь

отношение к вашей жизни.

Я еще относительно молод и это дело поручено мне недавно.

Тем не менее, я много раз вот так же

представлял людей и молил тебя о прощении

и снятии с них каких-то неприятностей.

Было очень много случаев, когда после этого

люди приходили с благодарностью и говорили:

"Заур, все произошло так, как ты сказал".

Пусть сегодняшнее дело будет иметь

такое же счастливое продолжение,

чтобы через некоторое время мы могли сказать,

что все произнесенные слова дошли до Бога

и он посмотрел на нас и все у нас пошло хорошо.

После этого жрец пошел к растущему у ограды дереву, к стволу которого были прикреплены обвязанные стальной проволокой ореховые рогатинки, использованные при предыдущих молениях. Их было около тридцати, что соответствовало числу молений, совершенных примерно за полгода (именно тогда, по словам жреца, упало старое дерево, к которому прежде прикреплялись свеча и рогатинки). Жрец прикрепил к дереву горящую свечу, вернулся к столу, вырезал кусочек из центра пирога, положил на него по маленькому кусочку печени и сердца жертвенного бычка, посыпал солью, побрызгал на все вином и сказал:

Пока я не накрою обильного стола

и не накормлю этим всех Ачба-Чачба,

пусть все, кто пришел снимать проклятие

и те, кто пришел просить о снятии проклятия,

будут счастливы и не знают горя и дурного пота[45],

пусть у них все будет хорошо и жизнь их будет радостной.

Смысл данной формулы состоит в том, чтобы “ваши беды никогда не наступили”: Ачба и Чачба были правителями Абхазии, славились в народе своими обильными застольями. Она применяется практически на всех молениях. По данным Ш.Д. Инал-ипа, похожие по форме и смыслу выражения употреблялись прежде при молении Афы - богу грома и при молении в кузне (99, с.533, 535).

После этих слов жрец полил кусочки пирога, печени и сердца вином и отнес их к молодому деревцу у ограды и спрятал там в листве. Затем он вернулся к столику, взял стакан с вином, повернулся лицом к горе Дыдрыпш и сказал:

Этим тостом я уже не буду

обращаться к Великому Дыдрыпшу (Дыдрыпш-Ду)

и опять повторять историю,

которую я уже поведал.

Я прошу, чтобы после этой церемонии

вы могли сказать,

что ваша жизнь повернулась к лучшему,

что все у вас нормализовалось

и жизнь стала хорошей и благополучной.

Жрец выпил стакан до дна, отведал по кусочку пирога, печени и сердца и обратился к Зине Боджгуа.

А теперь покажи, что ты согласна.

Хотя я знаю, что ты пришла сюда

с открытой душой,

об этом всем надо сказать.

Возьми стакан с вином,

обратись к Богу и произнести свое слово.

Смущенная общим вниманием Зина Боджгуа начала быстро говорить о том, что она пришла сюда с открытой душой, с желанием помочь близким ей людям, но жрец ее остановил. Он дал женщине стакан с вином и сказал, что она должна все это сказать не ему, а Дыдрыпшу.

Зина повернулась лицом к горе и вновь начала говорить:

Я пришла сюда с открытой душой

ради тех, кто мне как братья.

У меня нет своего брата

и эти ребята мне его заменяют.

Они мне как родные.

Я все сейчас делаю от души.

Даже когда моя бабушка умирала, она сказала,

что если вдруг этим людям понадобится помощь,

то она поручает мне помочь им во всем,

что потребуется.

Я Апба Лёсика уважаю и согласна со всем,

что здесь совершается,

со всеми словами, которые здесь произнесены.

Я желаю ему и всем его детям счастья и благополучия.

У меня самой есть дети,

я хочу чтобы и у меня все было благополучно.

Не хочется такую историю держать в своей семье.

Я тоже хочу очиститься,

чтобы никто не смотрел на меня

и не говорил, что, мол, “на нас они порчу навели”.

И я в семье, со своими детьми хочу быть чистой,

того же самого желаю Лёсику и всей его семье.

Если все что я тут сказала,

я произнесла не от всей души,

и если я что-то утаиваю,

пусть я и мои дети будем прокляты.

На этих словах жрец прервал Зину и сказал что в данных обстоятельствах ей нельзя произносить таких слов, сейчас можно только говорить слова: “благослови”, “прости” и т.п. После этого Зина продолжила:

Я отношусь к ним по-доброму и с открытой душой.

Если что-то до нас произошло,

и мы имеем к этому отношение,

то все, что от меня зависит я делаю,

все что я сказала я сказала от души.

Я им всем желаю всяческого добра

и больше мне добавить нечего.