мы могли сказать, что у нас в стране все хорошо,
что мы окончательно освободились
и чувствуем себя спокойно и свободно,
чтобы большие народы могли
ставить нас в пример и говорили:
“мы тоже хотим жить
так же хорошо и благополучно,
как живут там, в Абхазии”.
Чтобы люди, живущие в Абхазии,
в будущем могли сказать:
“мы полноправные хозяева своей страны,
мы ни от кого не зависим
и ничего никому не должны”.
Все собравшиеся внимательно слушали жреца и присоединялись к его просьбам словом “аминь”. Когда жрец закончил говорить, один из чичбовцев обвязал веревкой рога бычка и повел его к месту заклания. Люди отошли к дому жреца, мужчины-чичбовцы начали церемонию жертвоприношения. Один из чичбовцев перерезал бычку горло. Жрец, видя, что это было сделано не совсем правильно и животное продолжает биться и хрипеть, взял у него нож и сам завершил начатое. Мужчины-чичбовцы прижгли огнем кровоточащую рану и когда животное затихло, начали разделку туши.
После того, как были сварены жертвенное мясо и абыста, а женщины приготовили пирог с сыром, все возвратились к месту моления. Жрец, а за ним все присутствующие, ополоснули лицо и руки водой. Один из мужчин-чичбовцев наблюдал, чтобы свеча, которую держал жрец, постоянно горела и зажигал ее вновь, если она гасла от порывов ветра. Жрец, с горящей свечой в левой руке и ореховой рогатинкой с нанизанными на нее печенью и сердцем жертвенного животного в правой, начал основную молитву:
О Всевышний, благослови нас,
дай нам теплоту своей души.
У тебя есть помощники-друзья,
которые тоже управляют миром.
К одному из них обращается род ампаровцев.
Сегодня они пришли из-за того,
что в то время, когда создавались колхозы,
весь род ампаровцев пришел к тебе, Дыдрыпш,
с клятвой о том, что никто из рода ампаровцев не вступит в колхоз.
Когда ампаровцы поднимались к тебе, Дыдрыпш,
не все ампаровцы там присутствовали.
Одни не смогли, другие не захотели.
Однако те, кто поднялся, принесли клятву
и за тех, кто был там, и за тех , кого там не было,
в том, что в колхоз не вступит никто из рода ампаровцев.
Вскоре они поняли, что клятва ими нарушена.
Они хотели прийти к тебе
и попросить о снятии условий клятвы,
но не смогли этого сделать сразу,
дело тянулось до сегодняшнего дня.
Сегодня наступил тот день,
когда они пришли с просьбой о том,
чтобы ты снял с них эту клятву,
послал им здоровье и благополучие.
Сегодня, как и в тот раз,
не все ампаровцы здесь присутствуют.
Кто-то болеет, кто-то работает,
кто-то учится, кто-то сидит в тюрьме.
Кто бы и где бы ни были те,
кто имеет отношение к роду ампаровцев - за всех прошу.
Обращаясь к тебе, буду просить за всех -
кто здесь и кого здесь нет.
Сегодня эти люди пришли сюда в сложное время.
Пролилась кровь, молодежь была вынуждена
встать на защиту родины и пролить свою кровь.
Дай Бог, чтобы это была последняя необходимость
защищать свой дом таким образом.
Большинство людей и представителей других народов
все таки желает добра и благополучия Абхазии,
желает, чтобы абхазы в Абхазии всегда были вместе.
Доброжелательных людей по отношению к Абхазии больше,
чем ее недоброжелателей.
Прошу для своей страны, для Абхазии,
спокойствия, мира и благополучия.
Сегодня в Абхазии тяжелое время,
у каждого человека сложная жизнь.
Просим тебя, чтобы у каждого из людей
жизнь стала более благополучной
и он почувствовал облегчение.
Чтобы с сегодняшнего дня каждый из присутствующих здесь,
и каждый из жителей Абхазии,
мог сказать, что жизнь пошла на поправку,
стала лучше, спокойнее и обеспеченнее.
Сегодня я еще и о другом хочу сказать.
Мне неудобно просить об этом
и я прошу прощения за такую просьбу.
Не всегда земля получает дождь, когда нужно,
и солнце, когда нужно.
Сейчас положение такое, что хочу попросить,
и еще раз прошу за это прощения,
чтобы ты посмотрел и на эту проблему.
Чтобы мы получали дождь, когда нужно,
и солнце, когда нужно,
чтобы земледельцы не страдали так,
как это происходит сегодня[47].
Сегодня просим чтобы
наши руководители долго правили страной,
а когда придет время и им надо будет уходить,
чтобы нашлась достойная им замена,
чтобы молодежь дружно встала, заменила их,
и жизнь продолжалась дальше.
Желаю благополучия всем здесь присутствующим -
большим и маленьким.
Чтобы когда бы вы ни обращались к Богу и апаимбару,
у вас всегда были добрые вести и добрые слова,
чтобы как можно меньше приходилось обращаться
по каким-то делам, подобным сегодняшнему.
Чтобы вы всегда обращались к Богу
с доброй душой и хорошими делами.
Все, что сегодня будет произнесено,
пусть пойдет во благо ампаровцам,
ибо именно они пришли к тебе сегодня
с жертвой и просьбой о помощи.
Я об этом молю и прошу тебя.
Я долго занимаюсь этим делом
и за это время было много случаев,
когда после таких жертвоприношений
и моего обращения к Богу,
люди приходили и благодарили за то,
что все получилось так, как надо.
Дай Бог, чтобы и после нашего жертвоприношения,
вы могли бы прийти ко мне и сказать:
“спасибо Заур, все произошло именно так, как ты сказал”.
Но нас тоже поймите правильно:
мы не профессора, мы лечим словом,
мы обращаемся к Богу, просим о помощи,
и он помогает нам всем, и вам в том числе.
В течение длинной речи собравшиеся поддерживали просьбы жреца словом “аминь” и вновь повторили его, когда он закончил говорить. Жрец прикрепил свечу к предназначенному для этого дереву и возвратился к столику, на котором лежали ритуальные пирог с сыром, печень и сердце. Один из мужчин-чичбовцев вырезал из центра пирога небольшой кусочек, отрезал по кусочку от печени и сердца жертвенного бычка. Жрец положил на кусок пирога отрезанные кусочки печени и сердца, посыпал их солью, окропил вином и сказал:
Пока этим Ачба-Чачба не накормлю досыта,
чтобы на вашу голову не пришло
никакого дурного пота и болезней,
чтобы у вас все было хорошо.
Обрати на нас свой взор
и дай нам теплоту своей души.
Все сказанные слова я произнес от души,
пусть они будут вам во благо.
Дополнительно посвящаю вам те слова,
которые я здесь не произнес,
но которые имеют отношение к такому обряду.
Пусть после этого у вас
все получится и все будет хорошо.
Спрятав предназначенные Ачба и Чачба кусочки в листве ближайшего дерева, жрец обратился к ампаровцам и предложил им подойти, поднять стаканы с вином, произнести “подобающие тосты и добрые слова” и отведать жертвенного мяса и хлеба. Старший из ампаровцев с многочисленными советскими орденами и медалями на груди, поблагодарил Всевышнего, жреца и всех пришедших за внимание к их роду. Он вновь повторил историю нарушения данной в святилище Дыдрыпш в 1931 г. клятвы, обратился к присутствующим с просьбой поднять стаканы, поддержать просьбу ампаровцев снять с них наказание и последними словами выразил надежду, что “все то, что вы отведаете, пойдет нам во благо и на пользу”.
Примерно о том же говорили все остальные ампаровцы, каждый из которых выпивал свой стакан вина и отведывал по кусочку пирога, печени и сердца. После них представители других фамилий также подняли по стакану вина, пожелали ампаровцам благополучия, исполнения их обращенной к высшим силам просьбы и съели по кусочку пирога, печени и сердца. После этого началось общее застолье.
Ежегодное моление жреческой фамилии Чичба
Такое моление может проводиться на территории святилища Дыдрыпш или, как и большинство совершаемых ныне молений, на участке жреца. Однако учитывая, что в конце лета 1998 г. в семье Заура Чичба был траур (незадолго до церемонии умер один из его родственников), ее было решено проводить в доме прежнего жреца. Этот дом находится на соседнем с Зауром Чичба участке, в нем ныне живет вдова В. Чичба и один из его сыновей со своей семьей.
Рано утром воскресного дня 6 сентября 1998 г. чичбовцы принесли в жертву первого бычка. Его мясо (наряду с абыстой, сыром, вином и чачей) было использовано для предварительного застолья тех из чичбовцев, которые взяли на себя все хлопоты по проведению церемонии. Второго бычка, более крупного, чем первый, принесли в жертву позднее - ближе ко времени основного моления.
Несколько женщин стояли у распахнутых настежь ворот и встречали приезжавших на церемонию со всей Абхазии со своими детьми чичбовцев. Два длинных, отдельных для мужчин и женщин стола, были установлены под брезентовым навесом (накануне начали собираться тучи и, по объяснению жреца, из-за этого было решено не проводить церемонии в самом святилище). Отдельный, небольшой по размерам стол, предназначался для подростков.
На церемонию приехало около сотни людей. Столик с ритуальным угощением был установлен в центре двора. Когда все собрались, жрец, одетый в национальную одежду, снял с себя пояс и расстегнул воротник френча (возможно, это символизирует обезоруженность и максимальную открытость жреца перед Богом). Он попросил членов фамилии Чичба встать лицом к горе Дыдрыпш у себя за спиной, а их родственников - рядом с ними. Затем взял горящую свечу в левую руку и рогатинку с печенью и сердцем жертвенного бычка - в правую и, глядя на гору Дыдрыпш, произнес слова ежегодного моления фамилии Чичба: