Среди убитых оказался и брат похищенной девушки (не из рода Джантамыр). Вдова убитого прокляла тех, кто стал виновником его смерти в святилище Дыдрыпш. Теперь старики посчитали, что то проклятие легло не на гунбовцев, а на род Джантамыр, так как его члены совершили первое убийство, которое и стало причиной всех последующих смертей. Хагбовцы из рода Джантамыр в свое время не придали никакого значения данному проклятию, а после смерти самой вдовы и вовсе о нем позабыли.
Третье проклятие было связано с кражей, произошедшей в магазине, который принадлежал одному из хагбовцев. Хозяин обвинил в краже одного из рабочих магазина по фамилии Чичба и проклял его. Чтобы доказать свою невиновность подозреваемый принес очистительную присягу в святилище Дыдрыпш, в которой попросил Бога и апаимбара “показать истину”. Теперь в наказании хагбовцев старики увидели кару за давнее несправедливое обвинение.
Когда хагбовцы из рода Джантамыр собирали деньги на проведение очистительного моления, они сами определили размер вознаграждения жрецу (500 рублей, что составляло тогда примерно 20 долларов) и готовившим ритуальный пирог с сыром женщинам (по 50 рублей). Кроме того, они купили отрез ткани для старушки, которая снимала одно из проклятий. Ей же они решили дать ей еще 200 рублей “за то, что она с доброй душой снимет проклятие”.
В связи с летней жарой и повторившейся в 1999 г. засухой обряд жертвоприношения был проведен рано утром. Хотя в нем участвовало лишь несколько человек, он полностью повторял ту церемонию, которая уже описывалась на примере других аналогичных молений. Позднее, когда собрались все участники церемонии, началась ее основная часть. Она также повторяла аналогичные моления, однако в связи с тем, что одновременно отмаливались сразу три греха, молитва жреца состояла как бы из трех частей. Она гласила[48]:
Великий Боже, обрати на нас
тепло своих очей и теплоту своего сердца.
Ты соединяешь собой землю с небом.
Ты держишь под своим крылом семь апаимбаров,
которые смотрят за Абхазией.
Вы идете одним путем,
то, что вы говорите едино,
и то что вы думаете едино.
Сегодня вы, семь апаимбаров,
охраняющие Абхазию с древнейших времен,
идете единым путем.
Просим вас благословить нас
теплотой своего сердца и теплом своей души.
Великий Дыдрыпш (Дыдрыпш Ду), ты старше всех.
Сегодня тебя посещают хагбовцы
со своими детьми и потомками.
Род Алеши Хагба, сына Аббаса, посещает тебя.
Здесь и Каня Хагба, она сегодня старше всех нас,
тут собравшихся.
Сегодня они просят тебя о следующем.
Вначале, когда они попросили меня
вместе с ними прийти к тебе,
я спросил из-за чего они хотят тебя посетить?
Вот первое, что они сказали.
Аббас Хагба, Ардзинба Кута и мой отец дружили.
Они были ровесниками, вместе гуляли, ели и пили.
Однажды они сидели у нас дома
и летом открыли кувшин.
В этом нет проклятия и мать мне
о том случае рассказывала.
Тут нет проклятия,
но если что-то было и есть с этой стороны:
может быть от них, или от нас
со стороны моего отца,
я прошу, чтобы ты снял это проклятие.
Одни говорят, что камень бросили в кувшин,
другие говорят, что в кувшин стреляли.
Точно уже никто не знает.
Если что-то есть с этой стороны,
я прошу, чтобы ты открыл им дорогу.
Я и от имени отца прошу,
чтобы благодаря твоей силе эти люди могли сказать:
“более у нас нет боли и горя по этой части”.
Когда-то давно Аббас был старшиной села
и имел в доме магазин на первом этаже.
Когда-то давно я слышал, как говорят одним ухом,
что в то время там работал Чичба:
то ли Конач, то ли кто другой.
Однажды он закрыл магазин и ушел, а магазин ограбили.
После ограбления они произнесли проклятие.
Чичба пошли к аныхе.
Я уж не знаю, знал Аббас об этом человеке[49] до ограбления
или узнал о нем после.
Теперь нам все не очень понятно,
но после того, как Чичба сказал “аныха” -
многое прояснилось.
И по этому делу я прошу тебя,
чтобы ты остановил действие этого проклятия.
Я думал, и они думали об этих двух случаях,
когда решили устроить сегодня моление.
До сегодняшнего дня я у многих спрашивал.
Многие сказали: “жалко этих людей”.
И Кварчелия Милтон[50] сказал,
чтобы мы все сделали, чтобы помочь этой семье.
Мы пошли в семью Агрба.
За давностью лет им было трудно вспомнить,
но они с большим уважением отнеслись к тому,
что мы пришли, и они сказали.
Это было очень давно и теперь уже нет свидетелей
и мало кто о том деле помнит.
Дочь Хагба Кадыра умыкнули гунбовцы.
За ней пошли чтобы вернуть Бас, Габриэл и Час Хагба.
Но те не хотели возвращать и произошла перестрелка,
был застрелен один из гунбовцев.
В отместку гунбовцы собрались
и в погоне за Басом Хагба[51] они убили Часа Хагба.
Родичи Часа из-за его гибели прокляли на аныхе тех,
кто стал причиной его гибели.
Поэтому тут присутствует Каня Хагба -
старшая в этой семье,
чтобы дать добро на снятие этого проклятия.
Если по всему сказанному что-то и было сделано,
Дыдрыпш, мы просим тебя помочь этим людям.
Ты понимаешь, что не просто прийти к тебе
с детьми и внуками, с хлебом и солью.
Ты должен понять это и помочь этим людям.
Если еще есть что-то, о чем они не знают,
После того как они, поставив впереди себя жреца,
поведали тебе о своей боли,
то все наше желание -
чтобы ты благословил нас на путь к тебе.
Пусть после того, как они посетили тебя,
они смогут сказать,
что к ним вернулось здоровье и благоденствие,
что они встали на путь истинный,
что ты нас всех наставил на путь истинный.
Здесь стоит Артем Хагба, он болеет.
Во имя него сегодня совершается это моление,
пусть к нему вернется здоровье,
здоровым же добавь здоровья.
Все, кто тут стоят - происходят из рода Аббаса.
Где бы они ни находились - здесь ли, в России,
в армии или в другом месте -
пусть твой взор всегда сопровождает их в пути.
Все те, кто стоит здесь,
вы очень много перенесли в жизни.
Пусть он окинет вас добром своих глаз
и добротой своего сердца.
Пусть он покажет вам истинный путь.
Здоровья всем тем, кто пришел сюда вместе с Каней Хагба,
всем, кого она воспитала и воспитывает.
Пусть повысится рождаемость и род ваш возродится.
Хагба Каня, ты пришла сюда сегодня для того,
чтобы снять проклятие со всех оставшихся в роду.
Будь здорова со всеми теми,
кого ты воспитала и будешь воспитывать.
Я прошу тебя, и после меня ты будешь просить.
Пусть ты сможешь сказать о себе: “я счастливая была”.
Пусть ты сможешь сказать обо мне:
“ты с доброй ногой нас сюда привел”.
Все те, кто сегодня присутствует на молении,
будь то сосед, гость или кто бы он ни был,
пусть он сможет сказать:
“после посещения Великого Дыдрыпша (Дыдрыпш Ду)
все самое доброе и хорошее,
что можно получить от жизни, я получил”.
Пусть после того,
как мы показали печень[52] Великому Дыдрыпшу,
мы могли сказать,
что в Абхазии наступило благоденствие,
что кончились наши беды.
Пусть не будет засухи,
пусть пойдет дождь
и настанут хорошие времена,
пусть все другие народы скажут,
что именно в Абхазии находится рай.
Когда жрец закончил свою речь, он, в отличие от зафиксированной в предыдущем году практики, прикрепил горящую свечу не к дереву (оно в прошлом нередко загоралось от ее огня), а к новому деревянному столбику ограды. В верхушку этого столбика был забит специальный железный штырек для насаживания свечи, однако когда ветрено, то она крепится сбоку: для того, чтобы пламя не гасло. Жрец вновь обратился к присутствующим:
Великий Бог, окинь нас теплом своих очей
и теплотой своего сердца.
Благослови нас.
Если я что-то забыл - вы сами просите,
и те, кого вы пригласили -
тоже попросят для вас благоденствия.
Однако в это время один из чичбовцев подошел к нему и тихонько подсказал, что еще рано передавать слово другим. После этого жрец произнес: “Я неправильно делаю, прости меня Господи, прости”. Он отставил свой стакан, вырезал из центра пирога кусочек, положил на него по кусочку печени и сердца жертвенного животного, окропил все вином и произнес:
Пока я эти кусочки пирога, печени и сердца
не разделю между Ачба и Чачба,
пусть на вашем лбу не выступает дурной пот,
пусть только добро побеждает в ваших помыслах.
После этого обряд продолжался согласно заведенному порядку. С пожеланием добра всем присутствующим жрец выпил свой стакан вина и попросил Каню Хагба сказать свое слово. Каня, худенькая старушка с седой головой, поддерживаемая одной из более молодых женщин, сказала тихим голосом: