Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 65 из 66)

213. Фадеев А.В. Русский царизм и крестьянская реформа в Абхазии. Сух., 1932.

214. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998.

215. Феномен долгожительства. М., 1982.

216. Хашба А.К. Избранные работы. Сух., 1972.

217. Христианство и Русь. М., 1988.

218. Хроника христианства. М., 1999.

219. Цулая Г.В. Абхазия и абхазы в контексте истории Грузии. (Домонгольский период). М., 1995.

220. Чарая П.Г. Об отношении абхазского языка к яфетическим. СПБ, 1912.

221. Чачхалиа Д.К. Абхазская Православная церковь. Хроника. Прибавления. М., 1997.

222. Челидзе В. Исторические хроники Грузии. ХI-ХII вв. Тб., 1988.

223. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984.

224. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали, 1970.

225. Чиковани В.М. Борьба против вредных пережитков по материалам грузинской периодики второй половины ХIХ века // Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.и.н. Институт археологии и этнографии АН Арм. ССР. Ереван, 1988.

226. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сух., 1956.

227. Шакирбай Г.З. Географические названия в Абхазии с элементом “пшь” // ИАИЯЛИ, т.III, 1974.

228. Шакрыл К.С. Лыхных // ИАИЯЛИ, Т.IX, 1980.

229. Шаревская Б.И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.

230. Шария В.В. Абхазская трагедия. Сочи, 1994.

231. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник. М., 1981.

232. Эволюция восточных обществ: Синтез традиционного и современного. М., 1984.

233. Эриашвили Ж.Г. Древнейшие социально-религиозные институты в горных районах Грузии. (По этнографическим материалам ХIХ - нач. ХХ вв.) // Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.и.н. Институт истории, археологии и этнографии им. И.А.Джавахишвили. Тб., 1983.

234. Этническая “революция” в Абхазии (по следам грузинской периодики XIX в.). Сух., 1995.

235. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978.

236. Этнологический словарь. Этнос. Нация. Общество. М., 1996.

237. Krylov A. Islam and Nationalism: Two Trends of the Separatist Movements in Ethiopia // Northeast African Studies, vol. 12, No 2&3, 1990.

238. Krylov A. Ethiopia’s Government and Opposition: New Tensions in 1990s. // XI-th Intern. Conf. Of Ethiopian Studies. Addis Ababa, 1991.

239. Krylov A. Ethnic Factors in Post-Mengistu Ethiopia // Ethiopia in Change. L., 1994.

240. Krylov A. The Religious Situation in the Unrecognised Transcaucasian State of Abkhazia // KNS, 25.02.1998.

Работы зарубежных авторов

241. Гарб П. Долгожители. М., 1986. (пер. с англ.).

242. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М., 1966. (пер. с итал.).

243. Дюбуа Ф. де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Т.1, Сух., 1937. (пер. с фр.).

244. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976. (пер. с фр.).

245. Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968. (пер. со словацкого).

246. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея), полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик, 1995. (пер. с нем.).

247. Малерб М. Религии человечества. Миф. Религия. Культура. М., СПБ, 1997. (пер. с фр.).

248. П’Битек О. Африканские традиционные религии. Религии Африки в освещении западных и африканских ученых. М., 1979. (пер. с англ.).

249. Смит У.Р. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М., 1996. (пер. с англ.).

250. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. (пер. с англ.).

251. Тиле К. Основные принципы науки и религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996. (пер. с голл.).

252. Фишер М.П. Живые религии. М., 1997. (пер. с англ.).

253. Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. (пер. с англ.).

254. Шумер: города Эдема. М., 1997. (пер. с англ.).

255. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. Миф, религия, культура. М., СПБ, 1997. (пер. с фр.).

256. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998. (пер. с фр.).

257. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПБ, 1998. (пер. с фр.).

258. Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. М., СПБ, 1999. (пер. с фр.).

259. An Encyclopedia of Religion. N.Y., 1945.

260. Brandon S. Religion in Ancient History. L., 1973.

261. Cook R. The Tree of Life: the Symbol of the Center. L., 1974.

262. Eliade M. A History of Religious Ideas. Vol. I. Chicago, 1978.

263. Fisher M.P. Living Religions. L., 1995.

264. Frazer J. Worship of Nature. Vol. I. N.Y., 1926.

265. Horowitz D. Ethnic Groups in a Conflict. Los Angeles, L., 1986.

266. Idowu B. African Traditional Religion. A Defenition. N.Y., 1975.

267. Lang A. Making of Religion. L., 1909.

268. Mbiti J.S. African Religions and Philosophy. N.Y., Wash., 1970.

269. Parringer G. African Traditional Religion. L., 1954.

270. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. V.1-12. 1912-1955.

271. Smith J. Experience and God. L., 1974.

272. State and Nation in Multi-Ethnic societies. The Breakup of Multinational States. Manchester, N.Y., 1991.

273. The Encyclopedia of Religion. N.Y., 1987.

274. Transcaucasian Boundaries. L., 1996.

275. World Religions. From Ancient History to the Present. N.Y., 1983.

276. Wright D. The Disposal of Impurity: Elimination Rites in the Bible and Mesopotamian Literature. Atlanta., 1987.

277. Young C. The Politics of Cultural Pluralism. Madison. 1976.

Периодика

278. Абаза. Журнал Международной абхазо-абазинской ассоциации. Сух.

279. Азия и Африка сегодня. М.

280. Вестник Древней истории. М.

281. Вестник Евразии. М.

282. Восток. М.

283. Известия. М.

284. Известия Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И.Гулия (ИАИЯЛИ). Тб.

285. Кавказ. Тифлис.

286. Кавказский этнографический сборник. М.

287. Народы Азии и Африки. М.

288. Независимая газета. М.

289. Перспективы. Бюллетень фонда “Гражданская инициатива и человек будущего”. Сух.

290. Республика Абхазия. Сух.

291. Россия и мусульманский мир. М.

292. Русский вестник. М.

293. Сборник Закавказской миссии. Сух.

294. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис.

295. Свободная Грузия. Тб.

296. Советская этнография. М.

297. Содружество НГ. М.

298. Труды Абхазского научно-исследовательского института краеведения. Сух.

299. Труды Абхазского Госмузея. Сух.

300. Центральная Азия и Кавказ. Швеция.

301. Этнографическое обозрение. М.

302. Эхо Абхазии. Сух.

303. Keston News Service. Ox.

304. Northeast African Studies. East Lansing.

305. Religion, State and Society. Ox.


[1] Названия “Грузия” и “грузины” скорее всего происходят от персидского “Гурджистан” и “гурдж” (“Страна волков”, “волк”), они появляются впервые в русских летописях и документах в XV веке.

[2] От “апсуа” – самоназвания абхазов.

[3] По словам местных армян-амшенов, приезжавшие на отдых в Абхазию “ереванские армяне” часто считали их не совсем “чистокровными” и “истинными”. Они называли амшенов “шур твац”: “перевернутыми”, “не настоящими” армянами. Тем не менее, как подчеркивали наши собеседники, многие из них стремились жениться на амшенках, так как тем были свойственны трудолюбие и хорошее воспитание (выгодно отличавшие их в глазах потенциальных женихов от “эмансипированных” ереванок).

[4] Описание Ганахлебы - одного из обследованных нами в 1996 году сел с мегрельским населением см.: 136, с.12-13.

[5] То есть не садиться за общий стол, где находятся мужчины, а стоя рядом наблюдать за происходящим, подавать блюда и убирать грязную посуду.

[6] В Абхазии продолжается хождение российского рубля. В связи с постоянными колебаниями российской национальной валюты некоторые данные даются в переводе на доллары США.

[7] Введенный правительством России в конце 1994 г. запрет на пересечение российской границы для мужчин от 16 до 65 лет действовал до сентября 1999 г.

[8] Чечня занимала совершенно особое положение среди образовавшихся на постсоветском пространстве непризнанных государств. Анализ этой специфики не входит в задачу данной книги.

[9] 22 октября 1992 г. в контролируемом грузинскими властями Сухуме были одновременно сожжены Государственный архив и Абхазский научно-исследовательский институт.

[10] В прошлом и в настоящее время некоторые отечественные авторы при публикации своих работ ограничивались указанием своего имени и фамилии. По этой причине иногда в данной книге у ряда цитируемых авторов отсутствует отчество.

[11] Хотя мировое религиоведение в целом отказалось от подобной устаревшей терминологии, для многих отечественных ученых она стала настолько привычной, что ею продолжают пользоваться до сих пор. См., например, интересную монографию Л. Тойдыбековой: (205).

[12] В оригинале у Т. Лапинского Бог-Творец обозначался словом “Tha”. Такое написание близко к общему у абхазо-адыгских народов произношению имени Бога, чего не скажешь о механически избранной переводчиком форме “Тха”.

[13] В литературе на русском языке встречаются различные написания имени осетинского Бога-Творца: Хуцау, Хуыцау и т.п. Мною прежде использовалось написание Хсау, которое, по мнению проживающих в Абхазии осетин, наиболее близко своему осетинскому оригиналу. Думаю, что целесообразнее все же использвать наиболее распространенное написание Хуцау.

[14] “Деканоз” – жрец, “хевисбери” – первоначально “полноправный член общины”, позднее – “служитель святилища”.

[15] Апсуара - кодекс нравственного поведения человека в семье и обществе, абхазская сущность.

[16] Ажвла - в переводе семя, порода, фамилия; абипара - род (дословно - “сыновья одного отца”).

[17] Показатели проведенных в советский период переписей ныне рассматриваются многими абхазскими учеными как недостоверные, так как, по их мнению, полученные данные в прошлом сознательно искажались при обработке в Тбилиси с целью преувеличить численность грузинского населения Абхазии. О том, что подобная практика действительно имела место свидетельствует, в частности, бытовавшая тогда в Абхазии практика записи национальности в переписных документах карандашом, а также рассказанный автору Ш.Д.Инал-ипа в 1995 г. случай, когда он и директор АБНИИ Г.А.Дзидзария обнаружили в Тбилиси, что в ходе одной из переписей последний был записан грузином.