Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 1 из 66)

Российская академия наук

Институт востоковедения

КРЫЛОВ Александр Борисович

РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ АБХАЗОВ

(по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.)

Москва

2001

Ответственный редактор

д.и.н. Ланда Р.Г.

Рецензенты

д.и.н. Зубов А.Б.

д.и.н. Кобищанов Ю.М.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................5

§ 1. Особенности этногенеза: кто такие абхазы и грузины? ………...5

§ 2. Социально-экономическое положение современной Абхазии ...18

§ 3. Фактор “непризнанности” и общество ………………………..45

§ 4. Некоторые вопросы теории и терминологии ……………………..50

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ

АБХАЗОВ В ХХ В. ................................................................................75

§ 1. Традиционные институты в ХIХ в. ...............................................75

§ 2. Традиционные институты в 1920-1980-х гг. …..…….................80

§ 3. Роль традиционных институтов в социальной жизни абхазского

этноса после распада СССР .................................................................86

§ 4. Сословно-феодальное деление абхазского общества в XIX в.

и его роль в современных условиях .....................................................97

§ 5. Особенности земельных отношений в постсоветской Абхазии ..113

§ 6. Традиционное право, кровная месть и проблема поколений .....117

§ 7. Сельские сходы, старейшины .......................................................133

Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ АБХАЗОВ ........................140

§ 1. Религиозная ситуация в непризнанном государстве ….............140

§ 2. Представления, нормы и каноны традиционной

религии абхазов .................……………………………………………....159

§ 3. Особенности положения традиционной религии абхазов

после распада СССР ...........................................................................185

Глава 3. СВЯТИЛИЩА БЗЫБСКОЙ АБХАЗИИ .........................190

§ 1. Дыдрыпш-ныха ...........................................................................191

Снятие произнесенного в святилище проклятия ...............................224

Моление о прощении за нарушение принесенной в святилище

клятвы ................................................................................................. 238

Ежегодное моление жреческой фамилии Чичба ...............................248

Снятие греха кровосмешения и ложной клятвы ..............................253

Снятие нескольких грехов и проклятий ............................................259

Общеабхазское моление ………………………………………………271

§ 2. Лдзаа-ныха ...................................................................................282

Ежегодное моление жреческой фамилии Гочуа ...............................293

§ 3. Лых-ныха ...................................................................................... 299

Ежегодное моление жреческой фамилии Шакрыл ............................303

§ 4. Аергъ-Лапыр-ныха .......................................................................311

Ежегодное моление жреческой фамилии Цымцба .............................315

§ 5. Осетинское святилище Ирон дзуар .............................................326

Ежегодное осетинское моление в святилище Ирон Дзуар .................331

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................337

ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................358

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................367

SUMMARY …………………………………………………………… 386

ВВЕДЕНИЕ

§1. Некоторые особенности этногенеза: кто такие абхазы и грузины?

Абхазы и грузины издавна населяют регион Восточного Причерноморья. В течение многих веков их отношения были самыми разнообразными и колебались от самой горячей дружбы до самой жестокой вражды. Так что современный грузино-абхазский конфликт, как и любой конфликт подобного рода, имеет глубокие исторические корни. Его предыстория описана во многих работах, авторы которых дают различные оценки событиям давнего и недавнего прошлого. Все многообразие имеющихся политологических и исторических трактовок сводится, по сути, к обоснованию исторического права абхазов на независимую от Грузии государственность, либо к его отрицанию.

До сих пор за рамками анализа оставались проблемы этногенеза абхазов и грузин, и, что особенно важно, не принимался во внимание тот уровень национальной консолидации, на котором в настоящее время находятся эти народы. А без этого невозможно адекватно осмыслить суть происходящих в постсоветской Грузии процессов, понять их истинные, но скрытые от постороннего взгляда, механизмы.

Кто же такие современные абхазы и грузины? Прежде всего, это – не родственные народы. Абхазы, насчитывающие в настоящее время около 100 тыс. чел., говорят на одном из языков абхазо-адыгской группы. Вместе с близкородственными народами, проживающими ныне в регионе Западного Кавказа (абазины, адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги и др.) они являются частью северо-кавказского этнокультурного сообщества, ощущают себя его неотъемлемой частью. Вместе с тем, проживание абхазов в прибрежных районах на южных склонах Кавказского хребта обусловило более широкие, чем у северокавказских народов, связи с малоазийскими и средиземноморскими цивилизациями.

Географическая расположенность этнотерритории абхазов на Черноморском побережье сделала этот народ важнейшим субъектом исторического процесса в масштабах всего западнокавказского региона, обусловила роль Абхазии в качестве экономического и культурного моста, соединявшего Северный Кавказ и лежащую далее степь с внешним миром.

Национальной трагедией для абхазов стало махаджирство – массовое переселение горцев в Турцию после окончания Кавказской войны. В 1860-х – 1870-х годах из родных мест уехало более половины абхазов. Покинутые ими земли начали активно заселяться греками и армянами из Турции, крестьянами разных национальностей из европейской части России и выходцами из соседних районов Грузии (в основном мегрелами), что привело к формированию полиэтничного по характеру населения современной Абхазии.

Важнейшим фактором в этногенезе абхазов было их давнее историческое соседство с проживавшими южнее картвельскими народами. Часть абхазского этноса в Самурзаканской Абхазии (нынешний Гальский район) к настоящему времени полностью ассимилирована соседними мегрелами. Сильное мегрельское влияние испытали и абхазы современного Очамчирского района. До сих пор сохраняются обусловленные мегрельским влиянием определенные диалектные и культурно-бытовые различия между жителями северо-западной и юго-восточной части Абхазии, но подобные различия в целом незначительны и в современной ситуации имеют тенденцию к быстрому исчезновению.

В конце ХХ в. былое деление абхазов на исторические субэтносы не имеет сколько-нибудь важного значения в жизни страны, оно дает о себе знать в первую очередь на бытовом уровне. К настоящему времени процесс национальной консолидации абхазского этноса завершился: абхазы представляют собой небольшую по численности, но очень сплоченную нацию, объединенную собственным национальным самосознанием, общими устремлениями, общностью культуры, языка и уклада жизни. К тому же абхазы представляют собой единую конфессиональную общность. Господствующее до сих пор представление о том, что часть абхазов является христианами, а часть - мусульманами, имеет мало общего с реальной действительностью.

Абхазы и грузины являются соседями с незапамятных времен. В настоящее время общая численность грузин составляет около 4 млн. чел. Процесс национальной консолидации грузинской нации еще далек от завершения: под общим названием объединено около 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане от остального грузинского населения, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы. Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых (Дж. Хьюитт и др.), которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин “грузины”[1], а самоназвание “картвелы”, которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы (но не взаимопонятных между собой) грузин, мегрелов и сванов.

Не высокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем обстоятельством, что как справедливо констатирует историк и видный политический деятель постсоветской Грузии Г. Мамулия, она начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII в., после того, как находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII в.) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи (165, с.153-155). Формирование грузинской нации имело многочисленные и специфические особенности, которые оказали самое непосредственное влияние на современный грузино-абхазский конфликт и на происходящие в постсоветской Грузии общественно-политические процессы.

К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка.

Проживавшие в Западной Грузии мегрелы и сваны имели собственную самобытную культуру и уклад жизни, отличные как от грузинского населения Восточной Грузии, так и от соседних абхазов, они говорили на собственных языках, которые не являются взаимопонятными ни между собой, ни с современным грузинским языком. Различия между мегрелами, сванами и грузинами Восточной Грузии настолько велики, что правильнее было бы называть их тремя разными народами. Наряду с картвелами в Грузии проживали многие другие народы (как дисперстно, так и в собственных гомогенных национальных районах).

Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело своей целью духовное возрождение собственного народа, преодоление его многовековой культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения и важнейшей частью идеологии грузинского национального движения (движение “Тергдалеули”, Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое Грузии, особенно времена существования так называемой “идеальной Грузии” - средневекового Грузинского царства Х-ХШ вв.