Смекни!
smekni.com

Бродовская Елена Викторовна интегративные возможности политической элиты россии в процессе посткоммунистической трансформации тула 2010 (стр. 10 из 39)

Эмпирическую базу исследования ценностных ориентаций и консолидационного потенциала партийной элиты в России составили программные и предвыборные платформенные документы, которые подверглись структурно-ценностному анализу[80], сочетающему элементы контент-анализа и семантического дифференциала. Использование программ обусловлено тем, что данные документы остаются важнейшим средством идеологической самоидентификации и самопрезентации политических партий. Так, например, Т.А. Ван Дайк[81] предлагает рассматривать идеологию как своего рода схему самоопределения группы, в которой отражается информация о критериях членства в ней, целях, нормах и ценностях группы, ее ресурсах, отношении к «другим» и т. д. (понимаемая таким образом идеология обнаруживает себя, прежде всего, в программных документах).

Размежевание между партиями в 1999 г. на уровне декларируемых ценностей не столь значительное, как это может показаться на первый взгляд. Цели (терминальные ценности) примерно одни: «восстановить», «возродить», «создать», «обеспечить»: стабильность, безопасность, свободное развитие, соблюдение демократических принципов и т. п. Расхождение наиболее ярко проявляется в выборе инструментария реализации намеченного (социализм, социальное государство, либеральная экономика и т.д.), что и выступает предметом поляризации. Ее концентрированным выражением является дифференциация политических партий по отношению к роли государства в жизни переходного общества. Так, в решении социально-экономических проблем наметились следующие альтернативы: государственное управление экономикой и гарантии социальных благ, доступных каждому (КПРФ); минимизация государственного влияния на экономику, адресная социальная помощь, ставка на индивидуальную инициативу и самостоятельность (СПС); эффективное государственное регулирование социально-экономических процессов, формирование социально ориентированного рынка («Единство», ОВР). Наибольшим интегративным потенциалом (с точки зрения ценностного подхода) обладали ОВР, КПРФ, «Единство» затем следуют СПС и «Яблоко» и завершает список ЛДПР. При этом в ценностном арсенале лидеров есть ценностные позиции, способные активно дифференцировать общество (идея сближения с Западом, вхождения в «общеевропейский дом» - ОВР; возвращение к социалистическим ценностям и идеалам - КПРФ).

Анализ программ ряда политических партий, участвовавших в парламентских выборах 2003 г., был направлен на фиксацию в предвыборных платформах таких категорий (единиц анализа), как свобода, права человека, выборы, справедливость, равенство, собственность, государство и другие. Выбор партий обусловлен декларируемой ими идеологической полярностью (правые (например, СПС) – левые (КПРФ)) и результатами электоральной кампании (мандаты депутатов Государственной Думы РФ помимо «партии власти» получили представители КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Нам предстоит не только выявить (проверить) их идеологическую совместимость, но и ответить на два основных вопроса: какую ценностную систему предложили обществу партии в 2003 г. и как общество восприняло новые ценностные приоритеты политических сил, стремящихся определять законотворческий процесс в РФ.

Ключевой ценностью в программе СПС[82] была провозглашена «свобода», которая понималась предельно широко (повышение качества возможностей гражданина во всех сферах жизнедеятельности общества). В соответствии с установками либеральной идеологии наибольшее внимание уделено правам человека, прежде всего, равенству всех перед законом. В ответ на социальные ожидания электоральной среды продекларирован принцип справедливости, который трактуется в контексте равноправия вне зависимости от статусных позиций в обществе. Среди инструментальных ценностей демократии отмечены «выборы» как основная форма волеизъявления народа. По отношению к главной экономической ценности, выраженной в категории «собственность», наблюдается некоторое расхождение позиций (отстаивание частной собственности контрастирует с подчеркнуто нейтральными оценками эффективности государственной собственности). В сфере общеполитического развития приоритетные ценностные установки складываются из таких компонентов, как правовое государство, укрепление федерализма, ориентация на сотрудничество с США и европейскими странами. Исходя из этого подчеркнем, что в сравнении с программными заявлениями 1999 г., в 2003 г. СПС в целом сохранила праволиберальную идентификацию, скорректированную не столько на потребности в консолидации общества, сколько на электоральный запрос. Таким образом, ценностная система, предложенная партией СПС в ее программе, вряд ли могла послужить основой для преодоления глубокого раскола в российском обществе, так как опиралась на установки, противоречащие массовым настроениям и преимущественно дифференцирующие социум (что нашло отражение в результатах голосования в 2003 г.).

Программа политической партии КПРФ в большей степени ориентирована на такие преимущественно терминальные ценности, как свобода, патриотизм, духовность, права человека[83]. Этот факт роднит программу КПРФ с подобными документами политических оппонентов. К отличительным признакам платформенных документов КПРФ можно отнести большую по сравнению с другими сконцентрированность на позиции «принадлежность к народу» и инструментальное понимание «социалистического общества» как условия реализации принципа справедливости. Среди ценностей политического порядка особое место отводится институтам выборов и референдума. Ценности общеполитического развития включают в себя: идеи воссоздания союзного государства и повышения обороноспособности страны. Предпочтения КПРФ относительно центральной экономической ценности - «собственности» в исследуемый период претерпели существенные изменения. Если в 1999 г. ключевые проблемы экономического развития рассматривались в контексте развития общественной и других негосударственных форм собственности, то в 2003 г. происходит возвращение к традиционным для коммунистической идеологии представлениям, связанным с развитием государственной собственности.

С одной стороны, позитивным с точки зрения консолидационного потенциала партии является то, что большинство ценностей, находящихся вне идеологических доминант КПРФ преимущественно дифференцируют российское общество (исключение составляет ценность «семья»). С другой стороны, ценностные приоритеты этой партии ориентированны в основном на идеи социального патернализма, что означает их востребованность ресурсно-ограниченными (часто возрастными) слоями общества. Как и в других случаях, ценностное предложение КПРФ, адресованное обществу, не содержит стратегии, направленной на преодоление дезинтеграции общества, а, наоборот, в определенной мере поддерживает (воспроизводит) систему противопоставлений в социуме («бедный» – «богатый», «народный» – «олигархический» и т. п.).

Победителями избирательной кампании 2003 г. также стали партии, не позиционирующие себя с точки зрения принадлежности к определенной идеологии (ЛДПР, «Родина»). С одной стороны, система ценностных ориентаций первой из них представляет собой эклектичный набор приоритетов, отражающий электоральный запрос населения: «безопасность», «культура», «здоровье» и «закон». С другой стороны, в программных документах ЛДПР существенное место принадлежит либеральным ценностям таким, как «собственность», «труд», «капитал», «свобода». Однако если социально-экономические приоритеты рассматриваются в положительном контексте, то ценность «свобода» - в отрицательном. Согласно данным всероссийских опросов[84], ЛДПР воспринималась массовым сознанием в качестве носителя приоритетов «демократии» (17 %); «силы» (14 %); «патриотизма» (12 %); «державы» (10 %) и «порядка» (10 %). Таким образом, у КПРФ и ЛДПР «ценностные профили» достаточно схожи, но если в первом заметен «трудовой» акцент, то у ЛДПР – «силовой».

Ту же электоральную нишу попытались занять представители партии «Родина». Отличительной особенностью политической программы данной партии являлось то, что перечень ценностных приоритетов включал в себя только две позиции. Вместе с тем, первая из них – «закон» была выражена с интенсивностью, не свойственной для программ ее политических оппонентов (21 упоминание: 8 (+), 11 (0) и 2 (-)). При этом смысл, вкладываемый в рассматриваемую ценность, заключался в «очищении государственной власти от олигархов и коррумпированных бюрократов, обеспечении ответственности власти перед народом». Еще одной отличительной чертой идеологической позиции «Родины» являлось высокое статусное положение ценности «консолидация» - «формирование нации на основе общенационального интереса, чувства солидарности и общей защищенности». Такие ценности, как «демократия», «капитал», «достоинство», «справедливость» упоминались только один раз в нейтральном значении.

Следует отметить, что в 2003 г. политическая партийная элита страны в своих программных документах чаще всего апеллировала к одним и тем же абстрактным ценностям-идеалам, а не к реальным сложившимся ценностным ориентациям различных групп граждан. Данное обстоятельство отражает тенденцию размывания границ идеологического спектра, наблюдающуюся и в период электорального цикла 2007 – 2008 гг. По сравнению с политическими платформами 2003 г. общим в эволюции идеологических предпочтений российских партий стало снижение удельного веса категории «демократия». Дифференциация ее содержания представляет основу ценностного размежевания политических партий. Например, КПРФ рассматривает демократию, прежде всего, как «подлинное народовластие», а в качестве ее базового признака отмечает «права человека». Ценностный образ демократии, сформированный в программных документах партии СПС, включает в себя такие категории, как «свобода» и «права человека». Наиболее важной характеристикой демократии в программе «Справедливой России» назван «конституционализм», который предполагает соблюдение закона и создание эффективного правового порядка. «Правопорядок» и «диктатура закона» выступают наиболее значимыми в понимании демократии в программе ЛДПР.