Смекни!
smekni.com

Бродовская Елена Викторовна интегративные возможности политической элиты россии в процессе посткоммунистической трансформации тула 2010 (стр. 19 из 39)

Несмотря на латентный характер и смешанную структуру самоидентификации (сочетает либеральные, консервативные и социал-демократические положения и ценности), позитивным является отход от идей, активно дифференцирующих общество (копирование западных образцов развития, «удаление» государства из социально-экономической сферы) и акцентирование на идеях преимущественно интегративной направленности (порядок, обеспечение законности, стабильность, возрождение, прогрессивное и поступательное развитие). Ключевым моментом выступает определение государства координатором экономических и социальных сил страны (напомним, что именно этот вопрос являлся основным в идеологическом размежевании российских партий). Представленная Президентом программа претерпела значительную эволюцию, в которой можно выделить несколько этапов (попытка периодизации ценностной парадигмы развития государства и общества была реализована нами посредством контент- и интент-анализа программных документов Президента (с 2000 по 2007 гг.)).

Перечень представленных в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ (далее – послание) ценностных ориентаций можно разделить на традиционные (преимущественно терминальные) и условно модернизационные (преимущественно инструментальные) компоненты. Первую группу в 2000 г. составили такие ценности, как «достаток» (занимает 4-ое место в иерархии), «справедливость», «патриотизм», «порядок» (5-, 6- и 7-ые места соответственно). Тогда как в группу модернизационных ценностей вошли понятия общесоциального содержания - «демократия», «закон», «свобода» (1-, 2- и 3-е места соответственно) и ориентации, имеющие индивидуалистскую направленность, - «достоинство», «права человека», «собственность» (8-, 9- и 10-ые места соответственно), - прил. 3, табл. 20. Таким образом, в 2000 г. фактически обществу был предложен игнорировавшийся или четко не обозначаемый прежде инструментарий преобразований: демократия - в политической сфере; права человека и достоинство – в социальной сфере; собственность и закон – в экономической сфере.

При этом среди превалирующих в послании Президента инструментальных ценностей доминируют те из них, как мы выяснили ранее, которые дифференцируют российский социум. Таким образом, если терминальная (традиционная) ценностная составляющая рассматриваемого документа в большей степени адресована обществу, то его инструментальная часть (модернизационная и либеральная) ориентирована, прежде всего, на элитные круги. Объясняется это обстоятельство тем, что анализируемый период является начальным этапом становления нового режима, в течение которого воспроизводились многие социокультурные нормы, заложенные прежней системой власти. Так, контент-анализ ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ (с 1996 по 1999 гг.) позволил сделать следующие заключения.

Во-первых, соотношение ценностных ориентаций, декларируемое президентом В. Путиным в 2000 г., в целом отражало вектор изменений ценностно-нормативного комплекса, закрепленного в программных посланиях президента Б. Ельцина. На протяжении с 1996 по 1999 гг. наблюдалась тенденция сокращения, и даже упрощения терминальной (традиционной) составляющей программ. В послании 1996 г. можно выделить три основных компонента: традиционный («держава», «порядок», «мир», «достаток»), модернизационный («успех», «закон», «права человека», «достоинство», «свобода») и витальный («стабильность», «безопасность», «защита»).

Во-вторых, в 1997 г. структура ценностных ориентаций в послании несколько меняется, хотя обозначенная тенденция по-прежнему сохраняется. В группе традиционных ценностей на смену понятию «мир» приходит «справедливость», модернизационные ценности ограничиваются понятиями «успех» и «закон», остаются практически неизменными позиции понятий, отражающих витальные потребности общества. Вместе с тем появляется новый компонент, который условно можно назвать «силовым» («твердость», «ответственность», «сила»), призванным компенсировать дефицит определенных качеств правящей элиты.

В-третьих, в Послании 1999 г. также наличествует структура из четырех вышеуказанных компонентов, однако существенно изменяется состав и соотношение традиционных и модернизационных ценностных групп. Абстрактные «справедливость» и «держава» хотя и остаются в дискурсе, но уже не занимают лидирующие позиции в ценностной иерархии. В посткризисный год в традиционную составляющую послания вошли только две ценности предельно конкретного содержания – «порядок» и «достаток», тогда как модернизационная часть была существенно расширена за счет либеральных категорий преимущественно терминального характера («успех», «демократия», «закон», «достоинство», «терпимость»), - прил. 3, табл. 21.

Итак, по сравнению с предыдущим периодом (1996 – 1999 гг.), послание Президента в 2000 г., в целом отражающее преемственность с ценностными ориентирами, заложенными ранее, отличается, с одной стороны, большей опорой на традиционные для российского массового сознания идеи, а с другой стороны, для него характерна большая направленность на артикуляцию инструментальной составляющей политической программы. Однако, по сути, это послание представляло собой «пилотажный проект» (своего рода пробу сил), программу, констатирующую параметры прошлого, а не будущего развития страны. Принципиально новым, по отношению к посланиям, продекларированным Б. Ельциным, было акцентирование внимания общественности на такой идеологически окрашенной и ассоциировавшейся с «левыми» ценности, как «патриотизм».

Затем последовал этап «стабилизации» (2001 – 2002 гг.), так как набор ценностей, предлагаемых обществу в посланиях Президента, практически дублировал содержание аналогичных программных документов в 1997 – 1999 гг. Заметим, что, не предложив обществу ничего нового в плане ценностных ориентаций, новый режим стабилизировался на идеологических основаниях, выработанных прежней политической системой. Подтверждением этому является тот факт, что традиционный пласт посланий в обозначенный период был представлен ценностями «порядок» и «достаток» (в 2001 г. 2-ое и 6-ое места в иерархии; в 2002 г. 2-ое и 4-ое места соответственно). Кроме того, в ценностно-нормативный комплекс посланий были возвращены витальный («стабильность» в 2001 г. и «безопасность» в 2002 г.) и силовой («защита» и «твердость») компоненты (прил. 3, табл. 20).

Наиболее значительные изменения коснулись модернизационной основы посланий. Во-первых, резко сокращается число упоминаний таких дифференцирующих общество ценностей, как «демократия» и «свобода». Во-вторых, помимо прочих либеральных понятий акцент делается на инструментально нагруженной категории «собственность» (4-ое место в 2001 г. и 6-ое место в 2002 г.). Следовательно, в политическом дискурсе избегаются ценности, в наибольшей степени неоднозначно понимаемые различными слоями общества и артикулируются те из них, которые связаны с реальными, ощущаемыми на партикулярном уровне, результатами преобразований.

Следующий период (2003 – 2004 гг.) можно назвать этапом «корректировки». Во-первых, в равновесное состояние приводятся традиционный и модернизационный компоненты посланий. Первый из обозначенных компонентов несколько расширяется за счет таких категорий, как «патриотизм» (3-е место в 2003 г.) и «справедливость» (8-ое место в 2004 г.). При этом последняя из анализируемых категорий наряду с ценностями «достаток» и «порядок» действительно занимает высокие статусные позиции в общей ценностной иерархии россиян (в 2003 г. 28, 37 и 21 % соответственно). Во-вторых, в перечень модернизационных ценностей возвращаются «демократия» (9-ое место в 2003 г. и 6-ое место в 2004 г.) и «свобода» (2-ое место в 2004 г.). При этом существенно снижается значимость ценностей, образующих «силовую» составляющую посланий (в 2003 г. обозначенная составляющая была представлена только одной позицией – «сила»; в 2004 г. ценностей данного порядка нет среди десятка понятий, лидирующих в иерархии), - прил. 3, табл. 20.

Позитивным является то, что в 2003 – 2004 гг. в программных заявлениях Президента РФ присутствуют компоненты, которые условно можно назвать «социальными» ценностными ориентациями. В послании 2003 г. достаточно высокие статусные позиции заняли ценности «здоровье» (4-ое место) и «труд» (7-ое место в послании; 9-ое место (25 %) в иерархии россиян). В 2004 г. ситуация мало изменилась: 7-ое и 9-ое места принадлежат ценностям «здоровье» и «семья» соответственно. При этом понятие «семья» считают самым важным (по данным 2003 г.) 46 % россиян.

Следует отметить, что эволюция ценностных ориентаций, выраженных в посланиях Президента РФ, характеризуется не столько взаимозависимостью традиционной и модернизационной составляющих, сколько взаимообусловленностью структуры и содержания силового (реже витального) и модернизационного компонентов. Так, отказ от либеральной/ демократической риторики, как правило, сопровождается расширением присутствия в рассматриваемых документах силового или витального (в последние годы социального) компонентов. Результаты всероссийских опросов свидетельствуют о том, что в граждане в качестве приоритетных «для себя» чаще выбирали ценности витальной (в августе 2003 г. «безопасность» в качестве важнейшей ценности выбрали 43 %; «стабильность» - 25 %) и модернизационной («права человека» - 34 %; «закон» 31 %) групп. Тогда как в политической плоскости предпочтение латентно отдавалось «силовым» ценностным ориентациям (например, по данным ФОМ, в 2000 г., отвечая на вопрос о том, какие из понятий в качестве наиболее важных выбрал бы В. Путин, 13 % россиян выбрали позицию «твердость», 9 % - «защита» и 7 % - «сила»).