На уровне интроверсии мужчина приобретает связь со своей персефоноподобной душой, которая становится для него проводником. Он постепенно начинает осознавать реальность душевных мистерий, глубину непознаваемого и приходит к ощущению новых возможностей видения, которые могут разрушить ценности, свойственные его сознанию, и создать новые ценности, с присущими им новыми требованиями, которые таят в себе угрозу. Он начинает ощущать в себе готовность подчиниться фемининной мистерии, которая также находится внутри него. Такое подчинение является ключом к изменению и возникает только на второй стадии трансформации.
Обладая новым сознанием своей божественной власти, женщина также находит новый путь для установления связи с мужчиной. Она, в свою очередь, узнает, что не может нормально действовать без помощи внешней проникающей силы. В реальной жизни ей требуется партнер, иначе она никогда не сможет реализовать себя в пространственно-временном мире. Без партнера нет и проникновения энергии и, следовательно, ее жизнь будет жизнью невоскресшей Персефоны. Ее власть останется бессознательной, находящейся в подземном мире, возможно, она найдет некий выход через роль женщины-Анимы, но при этом не возникнет никакого контакта с источником женской мудрости и эросом, на который она имеет право с рождения. Для этого ей требуется мужчина, и притом именно тот, который преодолел свой собственный нарциссизм.
Если же ее партнер застрял в нарциссических лабиринтах, он, естественно, не сможет оказать ей никакой помощи в поиске ее истинной женской идентичности, которая, как всегда, имеет непосредственную связь с Богиней. Нарциссический мужчина является величайшим препятствием для развития в женщине настоящей.
Рис 13
Глава 3 Разновидности связи с бессознательным: соматическое и психическое бессознательное
1. Введение
Особенно важно отметить, что на второй стадии трансформации (я снова обращаю внимание читателя, что она пересекается с первой стадией) наша эмпатия достигает иного уровня глубины, чем тот, который требовался ранее. Следовательно, появляется необходимость исследовать разные возможности установления контакта с бессознательным в процессе анализа.
Во многих литературных источниках обсуждаются следующие подходы и концепции: сопротивление переноса, преимущества в использовании кушетки и кресла, как и когда следует работать с яростью пациента, активное вмешательство терапевта в аналитический процесс и его молчание, а также более тонкие вопросы, например, связанные с глубиной, на которой должен проходить аналитический процесс153. Но когда мы подходим к теме собственной онтологии аналитика, то есть не просто к описаниям его субъективного процесса, а способа его существования в процессе, то источников, затрагивающих эту тему, становится существенно меньше. Гораздо легче рассуждать об интерпретациях материала наших пациентов и собственных реакциях контрпереноса, чем попытаться описать сущность процесса, происходящего с нами на протяжении всего анализа. Но когда мы подходим к проблеме Самости и идентичности, это означает, что мы приблизились именно к этому процессу, к сути того, как мы в нем пребываем, а не к интерпретациям, возникающим у нас относительно него, и в этом заключается ядро проблемы.
Как отметила Розмари Гордон, многие терапевты, сталкиваясь с проявлениями Самости, чувствуют потребность в применении разных подходов. Обсуждая, например, взгляды Кохута и Кана, она пишет:
«В идеях этих двух аналитиков есть много общего. Ибо Кан также считает, что в психике существует область - самость, которая, по его мнению, находится отдельно от структуры Ид -Эго - Супер-Эго. Таким образом, аналитик должен вступать в контакт со своими пациентами двумя способами: связываясь со структурой Ид - Эго - Супер-Эго, слушая пациента и общаясь с ним вербально, он пытается найти некий смысл с точки зрения структурных конфликтов - в этом случае он дает интерпретации. Но когда он вступает в контакт с самостью, его стиль, по мнению Кана, определить значительно труднее; он соответствует природе переживаний пациентом своей самости»154.
Соглашаясь с Кохутом, определяющим эмпатию как «замещающую интроспекцию», или с Каном, который считает, что она «прикрывает собственные переживания пациента», мы неизбежно приходим к тому, что разные аналитики по-разному используют свои метафоры. Сюда же мы можем добавить замечание Юнга о том, что анализ представляет собой диалектический процесс155.
Не следует сомневаться в том, что в работе нужно использовать подход, учитывающий индивидуальную природу человеческой личности. Сосредоточив свое внимание на Самости, мы считаем главным ресурсом личность аналитика. В материале этой главы будет явно просматриваться моя субъективность и применение собственных метафор. Но для моего подхода вполне приемлем и некоторый структурный анализ. Так, например, я верю в то, что мое поведение в процессе анализа соответствует структуре мифа. Более подробному описанию могут помочь разные амплификации, но основными из них являются египетский миф об Изи-де, собирающей расчлененные части тела Осириса156, а также греческий миф о Дионисе и природе его сознания157. Кроме того, полезно знать характерные черты первобытной логики, описанные Леви-Строссом158. Вообще говоря, описанные мной свойства сознания и бытия следуют алхимической метафоре выделения духа из материи. Но в данном контексте материю нужно понимать как человеческое тело, а не как абстракцию коллективного бессознательного.
2. Сбор соматической информации
В процессе анализа всегда происходит сбор информации, и конечно, она не ограничивается сообщениями пациента о своих снах и фантазиях159. Так, например, постоянным источником потенциально объективных данных является контрперенос, а в другом случае - путь, которым мы подходим к сопротивлению пациента. Но здесь я хочу описать способ, помогающий мне получить информацию, прежде чем у меня накапливается достаточно знаний, извлеченных из реакции контрпереноса, до того, как формируется зависимость от материала сновидений и фантазий пациента. Вывод, который отсюда следует и который я уже не считаю чем-то уникальным, - это осознание ценности собственных субъективных реакций, и прежде всего - телесных ощущений. На мой взгляд, именно они лучше всего указывают мне на то, что происходит с пациентом.
Хорошо известно, что нарциссические личности и пациенты, находящиеся в пограничном состоянии, часто испытывают большие затруднения при продуцировании свободных ассоциаций, связанных с содержанием снов. С такими пациентами, а также с пациентами, которые не дают материала своих сновидений для анализа, я предпочитаю работать следующим образом. Во-первых, принимая во внимание, что образ героя кинофильма часто представляет собой хороший экран для проекций человеческих фантазий, я просил пациентов вообразить перед собой белый киноэкран. Затем я давал им ряд инструкций, например, таких:
1) чернилами нарисовать на этом экране круг;
2) позволить чернилам течь к его центру, пока пациент не почувствует напряжение вблизи центра, когда белая точка еще остается нетронутой;
3) позволить чернилам течь обратно, к периферии, пока снова не появится исходный круг.
В течение всего этого процесса я следовал за фантазией пациента.
Мое первое ощущение во время такого процесса взаимодействия заключалось в том, что я начинал чувствовать наполнение или, наоборот, его отсутствие; я ощущал, что гештальт стремится к завершению, а недостаточную завершенность гештальта можнобыло отследить по отвлечениям моего внимания, в большинстве случаев - по исчезновению существующего между нами энергетического поля. Но прежде всего я смог определить, что ощущение завершенности было самым острым, если я участвовал в этом воображаемом процессе, хорошо осознавая пребывание в своем теле. Таким образом, существовала огромная разница между моей способностью к ощущению полноты - рисование круга, его заполнение - и раскрытием существующей в нем полноты. В этом смысле гештальт был полный, если я осознавал реальные размеры своего тела и чувственный тон, соответствующий процессу воплощения; тогда я позволял себе быть более рациональным и отстраненным.
Как только достигалось ощущение завершенного гештальта, я просил пациента нарисовать две линии, которые делили круг на четыре квадранта. Так я снова сверял ощущение полноты гештальта с сопутствующим процессом воображения. Мое собственное сознание всегда было «пустым»; я поддерживал свое состояние, сходное с тем, которое возникает в начале активного воображения. И я развил в себе способность совершать эту процедуру (или не совершать ее), видя в ней признак степени завершенности гештальта - существующей между нами целостности. Если не вмешивалось индивидуальное содержание и превалировало ощущение полноты, я просил пациента, обходя квадранты по часовой стрелке, увидеть спонтанно возникающие в них образы.
Именно на этом этапе я вдруг открыл для себя нечто новое. В состоянии слияния, которое я создал с помощью такого разделенного воображения, я ощутил телесные иннервации, возникавшие вместе с сопротивлением пациента появляющимся образам. Например, в одном из квадрантов человек видел дерево, а я в это время ощущал тревогу и одновременно у меня время от времени слегка, но весьма характерно сводило челюсть. Другие образы могли вызывать похожие ощущения в теле или же вовсе их не вызывать. Но после возникновения этих образов, когда я впоследствии возвращался к тем из них, которые вызвали у меня телесные ощущения, в непосредственной близости от них я всегда находил много материала. Например, мне запомнилось, как один пациент сказал, что в дереве был скрыт «очень странный образ». Мы продолжали работать с этим скрытым образом, и тогда действительно возникло множество нераскрытых ицестуальных ассоциаций, связанных с проституткой и его матерью. Но до тех пор, пока я не стал следовать реакциям своего тела, которые оказались ключевыми, эта «бессмысленная ассоциация» проходила мимо моего внимания. Точно так же мне стало ясно - и опять же благодаря ценным телесным ощущениям, - что если перед появлением в квадранте образа проходит много времени, то это свидетельствует о важности этого образа, о необходимости отслеживать его и все, что за ним скрывается.