1) в поисках ей помогла детская болтовня;
2) ее вел шакал Анубис, сын Осириса и Нефтиды.
Так она смогла найти все части Осириса, сложить их вместе и таким образом позволить ему воскреснуть164.
Детская болтовня соответствует той бессмысленной чепухе, которая проносится в моей голове, пока я стараюсь установить завершенный гештальт в процессе концентрации воображения. Придерживаясь этой чепухи или болтовни, совершенно невозможно найти решение в виде интерпретаций с точки зрения научно-логического мышления. Однако мистическая и примитивная логика может следовать по этому пути, помогая сложить все части в один паттерн, имеющий существенный смысл. Следовать за шакалом Анубисом - значит следовать инстинктам, которые проявляются в телесных ощущениях. В результате возникает обновленное сознание, которое в мифе соответствует воскресению бога Осириса.
Очень нелегко прислушиваться к своему телу, особенно если одновременно нужно находиться в сфере сознания психической реальности. В полном собрании сочинений Юнга можно найти совсем немного материала, посвященного такому типу сознания, которое включает в себя осознание состояния тела - соматических иннервации, напряжений и т.п. Обычно мы не рассматриваем сознание с этой точки зрения, а считаем его логическим процессом, связывающим с Эго образы, идеи и аффекты. Или же мы рассматриваем его с точки зрения открытия сознания в бессознательном, установления связи с аффективно заряженными комплексами и т.д. Мы можем даже размышлять об уровнях сознания, распространяющихся до состояния экстаза. Но что можно сказать о поддержании сознательной связи с бессознательным и одновременном сознательном пребывании в собственном теле? И зачем вообще пытаться это делать?
В сущности, Юнг имел четкое представление о «телесном сознании», хотя нельзя сказать, что оно широко известно. Именно к нему мы сейчас и обратимся.
3. Представление о теле в материалах семинаров Юнга, посвященных Ницше
В начале этой книги уже говорилось о замечательной серии семинаров Юнга, посвященных книге Ницше «Так говорил Заратустра», на которых особое внимание Юнг уделял телу165.
Когда в полном собрании сочинений Юнга появляются упоминания о теле, скажем, во сне или алхимическом тексте, то в таких случаях оно, как правило, считается символом некой психической реальности или комплекса166. Другой подход Юнга заключался в том, что он рассматривал появление тела как потребность в интеграции интуитивных ощущений и повседневной реальности через «fonction du reel, то есть ощущение, ощутимое восприятие реальности». Или, например, в своей статье «О психической энергии» он называет психику «относительно закрытой системой» 168, заключая, что ее можно анализировать с точки зрения присущего ей воображения и характерных для нее паттернов, вовсе не обращая внимания на соматику. Кажется, что все это имеет весьма далекое отношение к телу, и, наверное, можно согласиться с достаточно дерзкой критикой Нормана Брауна, называющего установку Юнга «антителесной»169.
Но это совсем не так. Юнг очень хорошо понимал огромные трудности, связанные с телесными аспектами; это совершенно ясно из материалов его Ницшеанских семинаров. Там ему приходилось иметь дело с представлениями о теле, так как для Ницше Самость не могла существовать отдельно от тела; иногда Ницше фактически идентифицировал Самость с телом: как отмечал Юнг, это была так называемая инфляция тела170. Юнг говорит, что он не рассматривает тело само по себе, ибо тогда его описание становится очень сложным. Это неизбежно приводит к необходимости исследовать так называемое тонкое тело (которое он предпочитал называть соматическим бессознательным), то есть область, в которой события не подчиняются причинно-следственной связи. Тогда возникает необходимость постулировать наличие акаузальных процессов. Юнг же предпочитал научный, описательный путь, который можно доказать, проверить и сравнить. Сказал бы он то же самое после публикации своего труда, посвященного явлениям синхронизма, в 1951 году?171 Возможно, нет, но все же тогда он так и не обратился к проблемам, связанным с телом (или для него они уже остались в прошлом).
Тем не менее на Ницшеанских семинарах Юнг предлагает модель, которая кажется мне замечательной. Он говорит, что мы имеем сознательно-бессознательную связь, которая, с одной стороны, приводит к чисто духовной или психической сфере, а с другой - к телу и материи. Если мы отправимся в область духа, бессознательное станет психическим бессознательным, а если обратимся к телу и материи, оно станет соматическим бессознательным172.
Из опубликованных трудов Юнга, особенно из его поздней статьи «О природе психики» нам хорошо известна модель психики, напоминающая спектральную шкалу, в соответствии с которой область психики распространяется от красного инстинктивного полюса до фиолетового духовного. Оба полюса уходят в «психо-идную область», которая никогда не становится осознанной173. На Ницшеанских семинарах Юнг предвосхищает эту модель и идет дальше в описании природы переживания бессознательного, по мере того, как достигаются оба конца спектра. В его более поздней работе, посвященной архетипу единого мира (unus mundis), которую впоследствии успешно продолжила М.-Л. фон Франц17'1, описан трансцендентный уровень психической реальности, в котором оба аспекта бессознательного отождествляются с материальным и психическим. Но когда бессознательное достигается в рамках существования Эго, его психические и соматические проявления оказываются источником самых разных переживаний.
АРХЕТИПЫ ИНСТИНКТЫ
переживание
Инфракрасный ----------------------------------------------------------- Ультрафиолетовый
(Физиологические факторы: (Психологические факторы:
симптомы, инстинктивные идеи, концепции, сны,
ощущения и т.п.) образы, фантазии и т.п.)
Психоидный архетип
В полном собрании сочинений Юнг обычно относит продукты воображения к психическому бессознательному. Например, земля может считаться символом материнского архетипа, тогда как в Ницшеанских семинарах она почти всегда представляет собой образ тела175. Точно так же в полном собрании сочинений мотив нисхождения часто связывается со смыслом привнесения в реальную действительность стабильно функционирующего и обладающего всеми характерными признаками сознания176, но при этом данный мотив никоим образом не считается воплощением этого сознания. Однако в Ницшеанских семинарах Юнг говорит именно о привнесении сознательного восприятия в тело, так что его существование передается в ощущениях наряду с реальностью воплощения.
В соответствии с тем, как Юнг обозначал тонкое тело, соматическое бессознательное представляет собой бессознательное, воспринимаемое в телесных ощущениях177. Далее Юнг говорит о том, что бессознательное пребывает в теле178, и фактически его существование может ощущаться только так.
Он предостерегает нас не поражаться этому утверждению, которое резко отличается от представления о том, что бессознательное распространено везде и всюду; он просто делает акцент на том, что бессознательное можно ощущать и переживать только в теле, что очень похоже на то, как можно ощущать работу симпатической нервной системы. Юнг говорит о развитии способности достигать ощущения универсальной общности со всем существующим, а также о том, каким ему представляется этот акаузальный процесс, недоступный научному дискурсу. Однако он должен войти в этот процесс, поскольку это удалось сделать Ницше.
Юнг говорит, что Самость соединяет в себе телесное и психическое179, что тело является всего лишь ее внешним проявлением. И далее: что душа есть не что иное, как жизнь тела. Если человек не живет в своем теле, если он в жизни не воплощает Самость во всей ее уникальности, тогда Самость поднимает мятеж180.
Существует очень важное обстоятельство, которое недооценил Юнг: Самость хочет осуществить свой жизненный эксперимент, и если не происходит добровольного воплощения этого эксперимента, то он проявляется в соматических симптомах и фобиях. Характерная особенность Самости нарциссической личности заключается в том, что она не проживает свои жизненный эксперимент, и это приводит к негативным последствиям. Как я уже отмечал, аналитик может достичь интеграции этого аспекта Самости через осознание своего тела.
В дальнейшем, рассматривая гомеров гимн, посвященный Деметре, который является мифологическим аналогом второй стадии трансформации, я буду ссылаться на этот взгляд Юнга в отношении телесного и психического аспектов (глава 4). Весьма полезно подумать о Деметре как о фигуре, воплощающей соматическое бессознательное, и увидеть в ее дочери, Персефоне, потерю телом души или жизни, то есть расщепление фемининной части Самости. В этом контексте миф приобретает смысл как для мужчин, так и для женщин; это не только мистерия женщины - тогда в Элевсинских мистериях участвовали бы только женщины, а мы знаем, что это было далеко не так.
Так как тело и психика - это два аспекта одной и той же реальности, отличающиеся лишь тем, что по-разному воспринимаются сознанием (оно либо опирается на психически-духовную основу, либо на воплощение) - то взгляды Юнга невозможно назвать антителесными только потому, что он возвращает телесные символы к их психическому представлению. Такой акцент на духовности часто становится необходимым. Он всегда представляет собой часть полной картины.
С точки зрения терапии здесь появляется роль, соответствующая архетипической размерности, которая выражается метафорически как переживание восхождения, в процессе которого душа входит в соприкосновение с архетипическими энергиями. Долго изучая труды алхимиков, Юнг обращал особое внимание на образы индивидуационного процесса Герхарда Дорна181. Согласно Дорну, первой стадией этого процесса является укрепление духовного уровня, сотворение так называемого единого разума (unio mentalis). Только после этого возможно нисхождение в ту материальную область, где происходит телесная трансформация. Это означает, что лишь в том случае, когда дух существует как реальность, словосочетание «психическая реальность» обладает объективным смыслом, возникающим из-за такой трансформации психики, при которой имеется некий чувствующий центр. И вот тогда - и только тогда - нисхождение на уровень тела приводит к трансформации и переживанию соматического бессознательного. Любой другой вид нисхождения, например, связанный с физическими упражнениями, приводит лишь к временным изменениям, которые всегда должны повторяться, ибо недостаток духа для того, чтобы «убить и трансформировать тело», как сказали бы алхимики182, приводит отнюдь не к трансформации и уж, конечно, не к той реальности, под которой Юнг подразумевал соматическое бессознательное.