Смекни!
smekni.com

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Char (стр. 46 из 58)

Такая же версия преобладает в «Елене», известном хоре Еврипида (1301ff). Здесь Деметра, исполненная ярости из-за того, что с ней так поступили, удаляется в скалистые горы и останавливает рост всего живого на земле до тех пор, пока, наконец, боги не решают исцелить ее скорбь. В этом хоре Деметру называют «горной матерью», и это имя фактически эквивалентно имени «Великая мать» или «мать богов».

...Таким образом мы узнаем миф о земной матери или матери богов, в котором разгневанная богиня требует уважать свои права. В аркадийской Тельфусе ее называют Эринией -разгневанной; точно такое же имя носит ужасная богиня проклятия и мести. Здесь ее гнев направлен прямо на Посейдона, который отважился с ней сблизиться. Другой причиной гнева Деметры является насилие, совершенное над ее дочерью Персефоной, и здесь, как, впрочем, и везде, боги должны проявлять к ней огромное снисхождение. Теперь Кора может проводить часть года со своей матерью на поверхности земли, но каждый раз она должна возвращаться обратно, навсегда оставаясь властительницей в царстве мертвых. Этим она отличается от остальных богов, которые могут символизировать расцвет и увядание природы. Ясно, что ее странствие в подземный мир не может иметь никакого отношения к урожаю зерновых, так как их рост не прекращается после ее исчезновения; скорее, это акт мести со стороны оскорбленной матери»214.

Замечания Отто подчеркивают важную роль отрицательных эмоций богини (в этом мы убедимся, читая параграф 7). Но прежде всего они предупреждают нас, что не следует низводить мифологему Деметры-Персефоны к какому-то ближневосточному циклу о смерти и возрождении. Здесь все гораздо сложнее, и поэтому и к мужчинам, и к женщинам предъявлялось гораздо больше требований. Вполне естественно начать со смерти нарциссической структуры. Поэтому сейчас мы обратимся к символическому смыслу цветка, оставшегося после смерти Нарцисса, который относится к версии мифа, записанной Павсанием.

2. Цветок нарцисс

Что же произошло после смерти Нарцисса? Или зададим этот же вопрос в психологическом ключе: что происходит после растворения нарциссических переносов и защит? Начинает ли в таком случае человеческая личность просто раскрываться, ибо теперь с нее уже спало бремя серьезных проблем, связанных с чрезвычайной ранимостью, и она может переносить критику, сомневаться в своей состоятельности, испытывать зависть и попадать под воздействие других аффектов, которые однажды привели ее к постоянному ощущению слабости или навязчивым жизненным установкам по отношению к власти?

Ответ, вытекающий из моего клинического опыта, двусмысленный. С одной стороны, есть личности (зачастую это молодые люди или профессионально ориентированные экстраверты), которые начинают развиваться, как только отмирают их нарциссические структуры. Они ощущают свою силу и эффективность и добиваются успеха благодаря таланту, который у них всегда был и даже где-то проглядывал, но никогда не был осознан. Для таких людей «смерть Нарцисса» - так я назвал первую стадию трансформации - является вполне достаточной в том смысле, что они достигли всего, чего хотели215.

С другой стороны, это состояние может служить переходом на другой уровень трансформации, который имеет равное отношение как к мужчинам, так и к женщинам, - трансформации и возрождения фемининной части Самости или души. Как уже отмечалось в главе 2, трансформация фемининности в некоторой степени достигается и на первой стадии, однако в полной мере ее нельзя сравнить с духовным возрождением, с новым отношением puer-senex. На второй стадии трансформации акцент ставится именно здесь.

СОН О СМЕРТИ НАРЦИССА

Сон, о котором пойдет речь, увидела женщина, много работавшая над своей нарциссической структурой и к тому моменту оказавшаяся на жизненном распутье. Был расторгнут ее брак, длившийся тридцать лет; отношения в этом браке в основном определялись нарциссическими установками, связанными с повышенной ранимостью, вызванной прежде всего удовлетворением сексуальных потребностей. Ее муж был исключительно успешным политиком, постоянно убеждавшим ее (при свойственном ей постоянном желании угодить), что «все следует делать лучше». Повседневная жизнь обычно проходила безрадостно. Женщина постоянно сомневалась в правильности своего восприятия; ее сомнения были связаны прежде всего с завуалированными садистскими нападками мужа, угнетавшими ее эмоционально. Но после успешной интеграции идеализированного переноса она стала значительно меньше сомневаться в себе и больше доверять своему восприятию. Тогда постепенно стали сходить на нет связывающие их супружеские отношения. Именно тогда ей приснился следующий сон:

«Я вижу себя вместе с К. Она говорит, что, упав в водоем, Нарцисс просто утонул. Я ей отвечаю, что там растет цветок. Тогда она берет несколько маленьких книжек и говорит мне тем же тоном, не допускающим возражений, что она поздно прочитала трагедии Шекспира».

Этот же сон был представлен в главе 1 (параграф 9), где он иллюстрировал нарциссический страх перед бессознательным. Там в образе К. отразилась регрессивная, теневая часть личности сновидицы. К. находилась в хронической депрессии и видела жизнь в трагическом свете; такой взгляд на жизнь подпитывался бессознательной завистью, «говорившей», что для нее в жизни нет ничего хорошего. Сновидице удалось отделить от себя этот взгляд на жизнь, она даже стала ощущать некоторое наслаждение и почувствовала некую религиозную, архетипическую размерность жизни. В настоящий момент нам необходимо сосредоточить свое внимание на значении ответа Эго сна ее Тени: «Там растет цветок».

Сновидица испытывала к цветку «теплое чувство», но очень мало знала о том, что он символизирует. По существу, цветок нарцисс - то есть все, что осталось после смерти Нарцисса, - на протяжении многих веков обычно вызывал к себе крайне негативное отношение. Мы вкратце познакомимся с сущностью этих уничижительных взглядов, а затем вернемся к вопросу о том, как его можно было увидеть в позитивном свете, что и произошло с нашей сновидицей.

В исследовании Винж, посвященном версии мифа в изложении Овидия, можно найти много примеров, говорящих о том, что комментаторы мифа пристрастно относились к нарциссу. Так, например, в XII веке Джон Салсберийский фактически произносит приговор Нарциссу, ибо тот, по мнению автора, является воплощением тщетного устремления к власти, славе и почестям. Автор пишет: «Легендарный Нарцисс превратился в цветок, оказавшись поглощенным своим пустым отражением, и погиб в расцвете юных лет, подобно бесплодному цветку, когда бездумно себя разглядывал»216. Арнольф Арлеанский (тоже в XII веке) пишет, что Нарцисс «превратился в цветок, то есть в нечто совершенно бесполезное»217. И приблизительно в это же время Александр Некхам дает живописную картину стареющей нарциссической личности, которая и сегодня зачастую оказывается точной:

«В образе Нарцисса воплощается тщеславие, которое оказывается обманутым тщетностью, присущей тому же образу... Когда среди всего происходящего с Нарциссом он начинает обожать свою тенеподобную значимость и теряет себя в погоне за славой, то его воспламеняет роковой огонь судьбы вследствие исключительной любви к самому себе. Наконец всемирная слава исчезает, он превращается в цветок, и единственное, что от него остается, - лишь имя. Где же тогда слава Цезаря? Где она?..»218

В XIV веке «Метаморфозы» Овидия были переведены на французский язык, но в этом переводе моралей Овидия есть текст, которого нет в оригинале. Например, «Нарцисс стал цветком. Каким цветком? Тем, о котором говорится, что он раскрывается утром и увядает вечером»219. Тенденция к морализации продолжается, и лет через десять или несколько позже в Petrus Berchorius мы читаем, что Нарцисс подобен «тем, кто пребывает в источнике вселенского наслаждения [и] в нем видит свое отражение и свое высокое положение, исчезающее, как тень (Книга Мудрости V). Они любят так пылко и так стремятся к славе, что на этом пути их душа теряет жизнь». Это добавление появляется из-за существовавших тогда гонений на духовных людей, которые видели отражение только собственной добродетели и презирали остальных: «Они превращаются в цветы и попадают в ад»220.

В том же веке появилась «Божественная генеалогия» Бокаччо, в существенной мере отвечавшая потребностям исследователей мифологии. Вот что пишет автор «Генеалогии» о Нарциссе: «И если от его имени что-то случайно и остается», то оно превращается в цветок, который утром имеет замечательный красный цвет, но вечером опадает, умирает и превращается в ничто»221.

На эту тему можно привести гораздо больше примеров, но краткое изложение Винж является очень содержательным и вполне достаточным:

«На протяжении столетий, от средних веков до настоящего времени, существовало множество концепций цветка, появившегося вместо тела Нарцисса. С концепцией цветка, который назывался именно нарциссом, были связаны разные свойства, изменявшиеся в зависимости от мотива, в котором заключалась суть истории или который непосредственно содержался в этой истории. Цветок был прекрасным и бесполезным, он увядал после недолгой жизни; цветок нарцисс поздний, бесплодный, обладает усыпляющим запахом, он ядовит, растет вокруг водоемов или рядом с ними, внешне он привлекает внимание и цветет отдельно от других цветов - вот некоторые из таких объяснений»222.