Смекни!
smekni.com

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Char (стр. 47 из 58)

Но к нарциссу было и позитивное отношение, о чем свидетельствует появление этого цветка в приведенном выше сновидении. Заметим, что авторы, считавшие нарцисс бесполезным цветком, негативно относились и к самому образу Нарцисса. Как известно, такое отношение соответствует установке эго-сознания, которая во всем отличается от бессознательной, за исключением того, что является трансцендентной в том смысле, что существует вне тела. А спустя некоторое время эта установка получила направление в сторону интроспекции и всего остального, отличающегося от внешней реальности. Однако положительное отношение к нарциссу-цветку появилось не только позже, когда стали значительно лучше относиться к самому Нарциссу, - а возникло уже в античности, и его можно усмотреть в мифе о Нарциссе, пересказанном Павсанием.

3. Миф о Нарциссе в изложении Павсания

Версия мифа о Нарциссе в изложении Павсания точно так же, как и версия Канона223, долгое время пребывала в тени версии Овидия. В изложении Канона (по сравнению с пересказом Овидия) сделан акцент на нарциссическом паттерне, но все же аспекты, связанные с обращением на себя ненависти и садизма, а также их динамика в процессе трансформации в этой версии переданы совершенно иначе, чем в версии Овидия. Однако ранние исследователи мифов значительно меньше обращали внимание на трансформацию, чем на моральную проповедь об опасности нарциссизма. Как отмечалось в главе 2 (параграф 7), только читая объяснения и комментарии, появившиеся много веков спустя после Овидия, чувствуешь, что у Нарцисса существует положительный потенциал, который появляется благодаря интроверсии и глубинному воображению. Но даже в этих комментариях очень мало говорится о глубине трансформации, которая возникает из нарциссической структуры. История о Нарциссе, в которой указывается путь в глубину, идет от Павсания. Она родилась во II веке, тогда как версии Овидия и Канона относятся к началу I века.

Павсаний отмечал, что существуют две версии мифа о Нарциссе; как правило, они обе существовали вместе:

«На территории Теспии есть местечко, которое называется Донакон [дословно - ложе из тростника]. Здесь находится источник Нарцисса. Местные жители говорят, что когда Нарцисс смотрел на воду этого источника, не понимая, что видит в нем свое отражение, он, совершенно не осознавая того, что с ним происходит, влюбился в самого себя и умер от любви здесь же, на берегу ручья. Но крайне неразумно считать, что достаточно зрелый мужчина, влюбившись, не мог отличить человека от его отражения.

Существует и другая история о Нарциссе, гораздо менее популярная, чем первая, которая, однако, также имеет своих приверженцев. Говорят, что у Нарцисса была сестра-близнец: она обладала такой же внешностью, имела такие же волосы, они носили одинаковую одежду и вместе ходили на охоту. Эта история имеет следующее продолжение: Нарцисс влюбился в свою сестру, но внезапно девушка умерла, и когда он оказался на берегу ручья и посмотрел на воду, то прекрасно понимал, что видит свое отражение. Однако, несмотря на это, он почувствовал некоторое облегчение, представляя, что видит не свое отражение, а подобие своей сестры. По-моему, цветок нарцисса вырос до того, как это случилось, если следовать суждениям поэта Пампоса. Этот поэт родился задолго до рождения Нарцисса Теспийского, а он говорит, что Дева, дочь Деметры, была похищена в то время, когда играла на лужайке и собирала цветы, и что эти цветы, из-за которых ее обманули и похитили, были не фиалки, а нарциссы»224.

Этот рассказ является основным первоисточником, дошедшим до нас из античности, в котором существует связь между мифом о Нарциссе и мифами о Деметре и Персефоне. Павсаний настаивает на том, что цветы, которые собирала дева Персефона, существовали намного раньше, чем цветок, в который после смерти превратился Нарцисс. До сих пор при обсуждении темы Нарцисса мы привыкли к тому, что события у других авторов пересказаны в обратной последовательности. По мнению Винж, «в своем рассказе о насилии над девственницей - «De raptu Proserpinae», написанном около 390 года, Клавдений обращает хронологию [Павсания]. Получается, что у него девушка срывает нарцисс, который когда-то был юношей неземной красоты»225.

Впоследствии стало очевидно, что важными оказываются обе хронологические последовательности, ибо они вместе описывают формирование и глубинную трансформацию нарциссических структур, и эту глубину не только крайне сложно увидеть постороннему взгляду - ее очень непросто распознать и в процессе клинического лечения нарциссической личности.

ДВА НАРЦИССА

Почему же Павсаний настаивает на том, что цветок нарцисса вырос перед тем, как Нарцисс встретил свою сестру-близнеца? Он утверждает это, ссылаясь на миф о Деметре и Персефоне, а потому давайте вернемся к этой истории, рассказанной в гомеровом Гимне Деметре, однако теперь обратим особое внимание на то, как появляется нарцисс.

Густоволосую стану я петь Деметру благую, Тоже и дочерь ее длинноногую - ту, что похитить Андонею дозволил Зевес, повсюдуглядящий.

От серпоносной златой щедроплодной Деметры далече

С океанидами глубоководными дева играла,

Средь муравы луговой цветы собирая: вот роза,

Вот шафран, гиацинт, фиалка прекрасная, ирис,

Вот и нарцисс, в соблазн нежноликой деве Землею

По наущенью Зевеса взращен Полидекту на радость

Дивноутешный: его созерцают благоговейно

Боги бессмертные и смертные все человека —

Сто соцветий взнеслись от его корневища на стеблях,

Благоуханьем его услаждалось горнее небо

Вместе с ширью земной и соленой пучиной морскою.

Дева изумлена, и обе длани простерла

Эту сорвать красоту....226

Хорошо заметен разительный контраст между описанным здесь цветком нарцисса и тем цветком, который вырос на месте смерти юноши Нарцисса. Контраст не только качественный - как мы уже убедились, есть разница и в самих установках. Скорее, следует отметить, что они только называются одинаково: один бесплодный, с дурманящим запахом, быстро увядающий, бесполезный, ядовитый и т.п., тогда как другой «все созерцают благоговейно». Какая же связь существует между ними?

Начнем с того, что постараемся увидеть, как эти два цветка нарцисса могут представлять два уровня - индивидуальный и трансперсональный. С одной стороны, цветок нарцисса должен символизировать личность Нарцисса, тогда как с другой - нарцисс в гомеровом гимне должен символизировать энергию Самости, вызывающую у нее бессознательный страх. Энергия, которую воплощает цветок в гомеровом гимне, должна подавлять Нарцисса. Вспомним вышеупомянутый сон: согласно пересказу сновидицы, после того как Нарцисс умер, вырос цветок - тогда как ее регрессивная Тень утверждает, что не случилось ничего особенного: он просто умер - и все. В тот момент мы удивлялись тому, какие у сновидицы имеются основания для появления «теплых чувств».

Ответ можно найти в гомеровом гимне. Цветок имеет отношение к трансцендентному, архетипическому уровню, нуминозной размерности, которая, как отражено в гимне, вызывает трепет и наслаждение: «они пахли так сладко, что наполняли ароматом весь небесный простор, и улыбалось все живущее на земле...» И действительно, через несколько месяцев после данного сна женщине открылась эта размерность. Вместе с ней появился страх, что на нее могут напасть, который, как мы вскоре убедимся, описан в гомеровом гимне. Страх наслаждения, который оказывается общим явлением в процессе трансформации нарциссических структур, вместе с цеплянием за болезненное, депрессивное и внешне мазохистское состояние (олицетворяемое теневой частью сновидицы) имеет архетипические корни - это страх перед психическим насилием.

Павсаний, настаивающий на том, что цветок появился до мифа о Нарциссе, интуитивно ощущает уровень развития личности, не отразившийся в версии Овидия. Я вовсе не имею в виду, что следует пренебрегать версией Клавдения, согласно которой миф о Персефоне следует после мифа о Нарциссе. Она также вполне достоверна, ибо после смерти нарциссических структур душа Персефоны может возродиться.

Но если все-таки миф о Деметре и Персефоне предшествует мифу о Нарциссе, нам остается рассмотреть возможность, которая не столь очевидно проявляется только в клинической практике. Ибо это означает, что фемининное архетипическое начало, воплощенное в образе Персефоны, которую орфисты называли душой, была отщеплена от сознательной жизни и от личности, которую символизирует Нарцисс, прежде чем началось ее развитие. В гомеровом гимне это расщепление происходит внезапно, в результате совершенного Гадесом насилия над Персефо-ной и ее последующего исчезновения из земного мира и погружения во мрак, царящий в мире Гадеса. Находясь в подземном мире, Персефона становится невидимой для своей матери Деметры, а также для всех богов и смертных, а потому она символизирует скрытую, отщепленную фемининную часть нарциссической личности.

4. Нарцисс и дух Диониса

Цветок в гимне Гомера, символизирующий, в соответствии с моим предположением, нуминозную энергию, которую так боится Нарцисс, вырастает на земле по воле подземных сил Гадеса/ Диониса и с согласия Зевса. Это свидетельствует о дионисийской природе данной энергии: здесь Дионис является прямой противоположностью Нарциссу. Ранее мы узнавали эту противоположность в гермафродите; здесь вновь появляется тот же самый мотив, ибо Дионис нередко имеет черты гермафродита, «женоподобного» бога227.

Наши знания о природе нарциссической личности позволяют видеть определенный смысл в том, чтобы именно Диониса считать олицетворением той архетипической энергии, характеризующей Самость, которая вызывает у человека очень сильный страх. Даже после первой стадии трансформации, в процессе которой обретается способность к рефлексии и начинается работа, а в структуре puer-senex возникает позитивная динамика, по-прежнему остается огромный страх перед всем, что имеет дионисийскую природу. При этом может существовать эмпатия, но только на психическом уровне, на котором можно рефлексировать, исходя из собственных переживаний то, что чувствует человек, по отношению к которому проявляется эта эмпатия. Но это слишком далекое отражение слившегося, взаимопроникающего состояния, близкого к физиологическому, соответствующему дионисийским отношениям. Все перечисленное выше происходит в связи с психическим, а вовсе не с соматическим бессознательным.